Берег левый, берег правый

Jan 28, 2011 09:45


Вплоть до недавнего времени позиция правых была абсолютно статичной и, по сути, опиралась на идеи, разработанные Жаботинским в двадцатых годах прошлого века. Они не понимали, что мир быстро меняется. Если бы они поняли это раньше, то поселенческое движение, которое, по идее, должно быть центральным в израильском обществе, не оказалось бы на его обочине.

Берег правый

Около года назад в руководстве Совета поселений Иудеи и Самарии произошла смена караула. Вместо 61-летнего Пинхаса Валерштейна, возглавлявшего эту организацию поселенцев с 1979 года, генеральным директором стал 38-летний Нафтали Бенет, миллионер, представитель хай-тека, майор резерва элитного подразделения спецназа Генштаба ЦАХАЛа, бывший глава канцелярии Биньямина Нетаниягу.




И с тех пор в поселенческом движении началась новая эпоха.

Так, была разработана программа, цель которой - развитие патриотизма в израильском обществе. И в поисках естественных союзников Совет поселений Иудеи и Самарии обратил внимание на «русскую улицу». Намереваясь укрепить отношения, а также дать ей лучше почувствовать связь с Землей Израиля, он решил начать с ознакомления русскоязычных израильтян (в частности, известных блоггеров) с поселениями и городками местных региональных советов. В одной из поездок мне довелось принять участие.




Мы побывали в поселении Баркан, откуда весь Гуш-Дан как на ладони,




затем осмотрели промышленную зону, что находится рядом, где, как в шутку отметил заместитель председателя Совета поселений Иудеи и Самарии Игаль Дильмони, все «шалом ахшав», то есть мир уже наступил. На местных 120 предприятиях, тех самых, к бойкоту которых призывают недруги Израиля, работают как евреи, так и арабы,




причем и тех и других можно увидеть и на руководящих постах.




Кстати, работа в промышленной зоне Баркан здесь не прекращалась даже в разгар второй интифады.

В ходе экскурсии блоггеры посетили и поселение Эли, которое на протяжении долгих лет считают незаконным, хотя оно имеет большие амбиции и мечтает вырасти до размеров Ариэля.













(Дом погибшего героя Элираза Переца, который собираются снести, и судьба его еще неизвестна)

Затем мы прибыли в Тель-Шило, где ведутся раскопки первой столицы еврейского царства города Силома,




в котором находился Ковчег Завета.




Нам организовали дегустацию вин бутиковой винодельни «Псагот»,










основанной в 2003 году сыном «русских» репатриантов Яаковом Бергом,




а позже - встречу с ректором Университетского центра в Ариэле профессором Михаилом Зиниградом.




Кстати, еще совсем недавно это учебное заведение в очередной раз попытались бойкотировать - на этот раз 150 преподавателей израильских вузов, на что профессор Зиниград отреагировал следующим образом: "Настоящие ученые занимаются наукой и не смешивают ее с политикой".

Важно отметить, что экскурсия блоггеров была организована на высшем уровне. Помимо того что нас на протяжении всей поездки сопровождал заместитель председателя Совета поселений Иудеи и Самарии Игаль Дильмони,




дававший пояснения,

везде нам представилась возможность поговорить с известными людьми:



Давидом ха-Иври - председателем регионального совета Самарии,



Коби Элиразом - главой местного совета поселения Эли,



Ави Роэ - главой регионального совета Биньямин,



Нафтали Бенетом - генеральным директором Совета поселений Иудеи и Самарии.

Все они нашли время встретиться с русскоязычными блоггерами, и это означает, что здесь всерьез отнеслись к нашему визиту. В этой связи Игаль Дильмони


заявил, что русскоязычные израильтяне с самого начала поселенческого движения выступали как полноправные партнеры, недаром поселение Баркан было основано «русскими», а ректор Университетского центра в Ариэле - русскоязычный профессор. Поэтому в Совете поселений Иудеи и Самарии полагают, что именно «русские» израильтяне смогут сыграть важную роль в укреплении патриотизма в стране и сохранении Израиля.

Гендиректор Совета поселений Нафтали Бенет




присоединился к нашей группе во время посещения Тель-Шило и поделился своими мыслями. По его мнению, существует две разновидности мира, и многие путают их. Один мир - торжественно-церемониальный, с фотографией на лужайке у Белого дома, рукопожатиями и объятиями. А есть и другой, означающий отсутствие войны и тесное сотрудничество в решении практических вопросов. Если до первого еще очень далеко и неясно, будет ли он когда-нибудь, то второй уже наступает.

Бенет напомнил о том, что уровень безопасности в Палестинской автономии за последние два года достиг беспрецедентного уровня, и объяснил это тесным сотрудничеством израильских сил безопасности с палестинскими коллегами, а также действием двух важных факторов, без которых нынешнее спокойствие было бы невозможным.

Одним из них, по его мнению, является присутствие ЦАХАЛа в Иудее и Самарии.




Это выражается вовсе не в том, что на каждом углу находятся блокпосты, как во времена интифады. Ныне их практически не осталось, и более того - они находятся в основном в районе стены безопасности, а также на основных дорогах, ведущих на территорию Израиля. В данном случае ЦАХАЛ присутствует, как говорится, незримо: он контролирует зону А и зону В и при необходимости осуществляет аресты террористов на территории зоны С. Конечно, это не гарантирует стопроцентную защиту от терактов, и могут быть отдельные прецеденты, но серьезную террористическую сеть в таких условиях создать невозможно.

Другим фактором стало создание эффективно действующей разветвленной сети информаторов среди палестинского населения. Это позволяет узнать о любом новом террористе, вынашивающем планы совершить теракт-самоубийство, в течение нескольких дней, максимум двух недель. Палестинцы сами заинтересованы в сохранении тишины, поэтому без колебаний называют тех, кто может разрушить хрупкость спокойствия.

По словам гендиректора Совета поселений Иудеи и Самарии, сложилась такая ситуация, когда у бойцов ЦАХАЛа блокнот с именами и описанием разыскиваемых террористов опустел.




А вот в Газе у Израиля нет разведывательно-осведомительской сети, и ЦАХАЛ не может заходить туда, поэтому эта зона является для Израиля «черным ящиком», источником проблем. Тут Бенет сравнил деятельность террористов с раковой опухолью. С ней бороться можно двумя способами - или вырезав, или подвергнув "радиоактивному облучению". В Иудее и Самарии, по словам Нафтали Бенета, практически не погибают мирные граждане, потому что армия появляется вовремя и удаляет «пораженный участок».




Но в Газе ситуация иная из-за неизвестности, плотной застройки и заселенности. Когда террористы стреляют из жилых домов, жертвы среди гражданского населения практически неизбежны, как бы ЦАХАЛ ни стремился их избежать. Поэтому два наиболее крупных потрясения за последние пару лет, связанных с палестино-израильским конфликтом, так или иначе имеют отношение к сектору Газы: антитеррористическая операция «Литой свинец» и «флотилия свободы».




По мнению Нафтали Бенета, Иудея и Самария на данном этапе не доставляют Израилю больших проблем именно из-за присутствия там ЦАХАЛа. По его словам, если Израиль уйдет из этих мест, мир будет ему рукоплескать несколько недель, а потом посыпятся ракеты. Придется возвращаться, ликвидировать террористов, а попутно будут погибать мирные жители - пример Газы у нас перед глазами.

Что же делать? Гендиректор Совета поселений Иудеи и Самарии рассказал о том, что в отсутствие вмешательства со стороны политиков у поселенцев и арабов получается договориться. Так, глава наиболее влиятельной хамулы в Хевроне шейх Кадер аль-Джабари, поняв, что палестинская администрация в Рамалле только ставит палки в колеса, пошел на прямой контакт с Советом поселений. При этом шейх откровенно заявил, что не испытывает теплых чувств к евреям, но понимает, что они никуда не исчезнут, а накопившиеся проблемы требуют решения. Так они - Совет поселений и хамула Хеврона - сотрудничают, решая конкретные задачи, способные облегчить жизнь арабов и евреев в этом районе, скрываясь от света рамп и не испытывая тяги к лужайке с фотографами.

Нафтали Бенет привел и другие примеры мирного проживания евреев и арабов - промзона Баркан, магазины сети «Рами Леви», где поселенцы и арабы закупают вместе продукты, неафишируемую совместную подготовку в Гуш-Эционе на случай пожаров и землетрясений и т. д. Он подчеркнул, что речь идет лишь о проклевывающихся ростках сотрудничества, но это шаги в верном направлении.

Единственное, кто может все сорвать, по словам Бенета, это политики. Приняв решение о выводе ЦАХАЛа из Иудеи и Самарии, они отдают регион на милость ХАМАСа, который захватит здесь власть в период от двух недель до трех месяцев. Исламисты развяжут террор, а Израиль будет вынужден реагировать, при этом могут погибнуть мирные граждане, что разозлит палестинцев, и снежный ком начнет расти.

Так генеральный директор Совета поселений Иудеи и Самарии видит будущее региона - практический мир между народами, без громких деклараций. Ответственность за 97 процентов палестинцев и так несет Палестинская автономия, и демографически это не представляет угрозы для Израиля, палестинцы избирают политиков в палестинское законодательное собрание.

Что отличает полноценное государство от нынешней ситуации на территории - это отсутствие у территории своей, палестинской армии, которой нет и, по мнению Бенета, не будет, а также эффективный контроль ЦАХАЛа. Но главная опасность заключается в том, что, согласившись на создание палестинского государства, Израиль одобрит возвращение в него палестинских беженцев из соседних стран. И даже если переселятся всего три миллиона из семи живущих за пределами ПА беженцев, это сломает положительные демографические тенденции в регионе, благоприятные для евреев, и перечеркнет в одно мгновение все успехи сионистского движения за последние 120 лет.

А на сегодняшний день ситуация такова: евреи - растущее большинство. По последним данным Центрального статистического бюро Израиля, если сорок лет назад среднестатистическая женщина-арабка рожала 8 детей, то еврейка - 2,2 ребенка. А в 2009 году арабки, включая бедуинок, рожают всего по 3,5 ребенка, а еврейки - 2,9. И если в 1995 году в Израиле родились 40 тысяч арабов и 81 тысяча евреев, то в 2009 году родились 43 тысячи арабских детей и 120 тысяч еврейских детей.

Так впервые правый лагерь пытается сформулировать внятную концепцию, хоть и небесспорную. Например, что в таком случае делать с идеями палестинского национализма и самоопределения, которые сегодня уже глубоко укоренены у наших соседей? Где гарантия того, что арабские государства захотят абсорбировать палестинских беженцев, бесправно живущих на их территории? И вопросов еще остается много. Но работа началась, и это радует. Разорванный надвое пресловутым "мирным процессом", Израиль заслуживает сбалансированной политической системы.

Берег левый

Левые принимают активнейшее участие в формировании общественного мнения в Израиле. Для этого они без устали проводят семинары, съезды, встречи, создавая площадки для обсуждения предлагаемых ими концепций, тем самым программируя дискурс в нужном им ключе. На протяжении многих лет они подспудно внушают участникам подобных мероприятий комплекс вины и, как им кажется, ненавязчиво предлагают «альтернативу», которая по своей сути является целенаправленным ослаблением позиции правых в ближневосточном конфликте.

Проигрывая на выборах, когда израильское общество раз за разом говорит им "нет", с каждым разом все тверже, эти силы не опускают руки, а продолжают воспитывать поколения преемников, затачивая их мыслить «прогрессивно».

Левые действуют с умом, творчески, тщательно подбирая инструменты влияния соответственно целевой публике, обращая свое внимание в первую очередь на тех, кто формирует общественное мнение - интеллектуалов, журналистов, общественных деятелей, представителей академических кругов. Не говоря уже о том, что левые (леворадикальные) активисты и палестинцы зачастую совместно проводят свои акции против разделительного забора, против действий ЦАХАЛа, составляют списки военнослужащих, участвовавших в операции "Литой свинец". А левая элита - ученые, писатели, актеры - инициируют бойкот учебных и культурных заведений, находящихся в пределах "зеленой черты".

Но есть и положительные стороны в деятельности левых. Например, организация "Женевская инициатива" регулярно проводит экскурсии, демонстрируя узловые точки конфликта, приглашая интересных лекторов с левыми взглядами, а также кооперируется с другими организациями, проводя встречи между израильтянами и палестинцами - властителями умов. Впрочем, следует признать, учитывая все недостатки формата и четкие интересы организаторов, определенная польза от подобных встреч существует: стороны встречаются лицом к лицу и в ходе личного общения развеивают некоторые стереотипы друг о друге. Но главное - узнают настроения, властвующие на соседней улице на тот момент.

В частности, в декабре прошла одна из таких встреч, позволившая представителям противоборствующих сторон ближневосточного конфликта пообщаться лично, обсудить проблемные вопросы и рассмотреть аспекты "Саудовской мирной инициативы". Кстати, организовали эту встречу помимо "Женевской инициативы" "Школа мира" в Неве-Шаломе и палестинский Центр разрешения конфликтов и примирения, возглавляемый бывшим террористом, доктором Ноахом Саламе, который всегда представляется как «палестинский беженец из деревни Закарие, называемой сейчас Кфар-Захария».

В 1970 году Ноах Саламе (еще не доктор) был арестован «за участие в сопротивлении оккупации» и вышел из тюрьмы в 1985 году, переключившись на политику.




- Как получилось, что вы настолько изменили взгляды? Тюрьма повлияла на вас?

- Я не прекращал участия в сопротивлении оккупации, а лишь сменил инструменты, способы воздействия. Раньше я был молодым, действовал необдуманно, думал, что все можно изменить посредством военного сопротивления. Но сегодня я гораздо более образованный человек и не верю больше в насилие. В любом случае оккупация существует, и поэтому я не опускаю руки, бойкотируя израильские товары, чтобы повлиять на оккупацию экономически, но все же верю в то, что достижение мира возможно.

- С какой организацией вы были связаны, когда вас арестовали?

- Марксистская организация «Народный фронт освобождения Палестины». Я либеральный человек, считаю, что Бог один для всех, и он не может избрать кого-то и дать ему землю. Это странное понимание божественной сути. Бог - это мир, равенство, уважение. И люди, верящие в него, не могут творить несправедливость.

- Ваша семья относит себя к мусульманам или христианам?

- Я родился в мусульманской семье, но считаю себя светским человеком. Но я не против ислама. В культурном смысле я мусульманин.

- Вы представляетесь беженцем. Означает ли это, что если будет заключено окончательное мирное соглашение и вы не сможете вернуться в те места, где родились, то для вас такой мир будет неприемлем?

- Я буду уважать любое соглашение, заключенное политиками, ведь они - наши представители, которых мы уполномочили вести переговоры. Главное, чтобы воцарились справедливость, мир, равенство в правах. А разработка деталей договора - это их задача.

- Что должно произойти, чтобы вы смогли сказать с чистой совестью, что ваша работа завершена и теперь вы можете прекратить сопротивление?

- Как только израильские и палестинские политики смогут договориться и заключить историческое соглашение, каким бы оно ни было - одно государство для всех или два государства для двух народов. Но чтобы оно устраивало обе стороны.

- Какое соглашение устроило бы лично вас?

- Я не политик. Любое соглашение, предоставляющее равные права, справедливость, уважение по отношению друг к другу, для меня приемлемо. Скажу честно, для меня самое важное - добиться получения всех человеческих прав. Чтобы ко мне не относились как-то иначе. Вот мы живем при иорданских законах, а вы - при израильских. Мы пользуемся узкими дорогами, а вы - широкими шоссе. У нас есть блокпосты, которых нет у вас.

- Вы видите решение конфликта в создании двух государств для двух народов?

- Вообще-то я за создание одного государства...

- Какого?

- …Но считаю, что раз появилась формулировка два государства для двух народов, ее следует поддержать. Только это больше нереально из-за того, что Израиль строит поселения. Если мы захотим создать палестинское государство, нужно будет решить вопрос с границами. И из-за поселений это будет невозможно.

- Но существует несколько инициатив, предлагающих, в частности, обмен территориями…

- Каков политический вес людей, которые стоят за ними? Что они определяют? А вот за арабской инициативой, например, стоят главы арабских государств, и это возможность разрешить вековой конфликт, найдя справедливое решение проблем. И если палестино-израильский конфликт будет разрешен, во всем регионе наступит мир.

- В чем корень этого конфликта, на ваш взгляд? Какова его главная причина?

- В 1917 году британское колониалистское правительство дало обещание евреям предоставить «землю без народа народу без земли» - землю, которой оно не владело. А евреи в 1917 году составляли всего 10 процентов населения Палестины. К сожалению, лорд Бальфур не увидел здесь палестинцев. Мы сопротивлялись в 1920 году, в 1929 году, в 1936 году, а они не видели нас в упор.

- Британцев уже нет здесь, так почему же конфликт продолжается?

- Сегодня сложилась иная реальность. Наши народы исчисляются миллионами. Мы никогда не сможем всех вас убить, и вы не сможете перебить всех нас. Поэтому нужно совместно найти решение, учитывающее интересы и тех и других, которое будут уважать обе стороны. А иначе мы продолжим страдать, убивать и ненавидеть друг друга…

***

Мирное урегулирование раскалывает израильское общество вплоть до самой сердцевины. И вот ближневосточный конфликт принимает для нас форму не только терактов и военного столкновения с палестинским экстремизмом и исламским фундаментализмом, но и становится неотъемлемой частью внутриполитической реальности Израиля.

А в это время другие страны пытаются решить свои проблемы за наш счет, говоря о мирном урегулировании и посредничестве, а на самом деле делая все наоборот, привлекая внимание к конфликту и преувеличивая его значимость, чтобы он так и сохранялся в более-менее приемлемом слабо гниющем состоянии.

Европа, не справившись с задачей интеграции чуждых ей по природе мусульман, пытается отвлечь их, развернув их горящие взоры на Ближний Восток и ткнув пальцем в Израиль. Неспроста расследование деятельности израильских левых общественных организаций показало наличие серьезного европейского финансирования. Это не простое совпадение, что именно крайне левые активисты подстрекают арабов в Восточном Иерусалиме, Иудее и Самарии на беспорядки. Неслучайно палестинское руководство ищет любые предлоги для того, что избежать окончательного урегулирования, ведь оно подпитывается теми же европейскими деньгами, поток которых иссякнет с разрешением вопроса. Это все звенья одной цепи.

И все же, если свести внешнее влияние к минимуму, когда левые и правые решат проблемы между собой, израильтяне и палестинцы найдут какой-то приемлемый для обеих сторон вариант.

Найдут?

Роман Янушевский
"Окна", еженедельное приложение к газете "Вести"
27 января 2011 года

media, hasbara israelit, haсбара исраэлит, israel, фото, сми, Ближний Восток, Израиль

Previous post Next post
Up