Правила боя

Oct 28, 2009 14:51


Правила боя
Евгений Трифонов
http://www.gazeta.ru/comments/2009/10/28_a_3277671.shtml

Страны, признающие международные законы и конвенции, не воюют: они умеют договариваться. Соблюдать же конвенции, воюя с террористами, невозможно: они понимают только силу.

Есть такой американский фильм - «Правила боя»: в некоей арабской стране толпа экстремистов, половина из которых - женщины и дети штурмует посольство США (женщины и дети стреляют по окнам наряду с мужчинами). Морпехи из охраны, спасая жизни дипломатов, отвечают огнем. А потом в США судят командира морпехов - за «непропорциональное применение силы». Как положено в голливудском фильме, все кончается хорошо: героя-полковника оправдывают. В реальной жизни такие истории на разных континентах повторяются все чаще. И кончаются в последние годы плохо.

Правила ведения войны регулируются Гаагскими и Женевскими конвенциями, в которых прописано, как следует обращаться с военнопленными и мирными жителями. Это замечательные документы, но считаются с ними мало. Точнее, есть страны, которые стараются следовать заложенным в конвенциях гуманным принципам, а есть такие, которые их игнорируют. А

террористические организации всех направлений конвенций принципиально не соблюдают, но - парадокс - требуют применять их в отношении самих себя!

В последнее время в Израиле разгорелись страсти вокруг доклада специальной комиссии Совета ООН по правам человека во главе с судьей . В документе Израиль обвиняется в «непропорциональном применении силы» во время операции «Литой свинец» в секторе Газа. Авторы доклада утверждают, что израильские военные нарушали права человека и международные гуманитарные законы, не делая различий между боевиками и мирным населением. Показательно, что израильтян больше всего возмутил тот факт, что доклад подписали представители России. Действительно, от страны, пережившей трагедии Буденновска, Кизляра, Норд-Оста и Беслана трудно было ожидать столь откровенного подыгрывания террористам.
Израиль намерен добиваться пересмотра законов и обычаев войны, чтобы вести борьбу с террористами, не нарушая норм международного права: изменения международных законов должны узаконить право государств защищать себя от террора.

Это стремление естественно: в 80-е годы Ясир Арафат изобрел уникальную по цинизму (и эффективности) стратегию победы над израильским государством. Убийства израильских детей палестинскими боевиками в 60-е - начале 70-х (кстати, не палестинские ли «борцы», во множестве участвовавшие в чеченской войне, подбрасывали боевикам идеи о Буденновске и Беслане?) привели к яростной реакции Израиля: сотни боевиков и лидеров ООП были уничтожены без суда и следствия. И в 80-е, в Первую Интифаду, террористы стали прикрываться детьми собственными. Как, собственно, и женщинами, и стариками. Вот это сработало безотказно: еврейские солдаты стрелять в детей не могли, а мировое сообщество начало склоняться на сторону палестинского движения, закрыв глаза на его нацистскую сущность. А она осталась неизменной. В 2000-м (после соглашения ООП с Израилем о мире) по телевидению сектора Газа Ахмад Абу-Халабия, ректор Исламского университета, вещал: «Не щадите евреев, где бы они ни были, ни в какой стране. Где бы вы их ни встретили - убивайте их». А сейчас власти Газы, где правит ХАМАС, для которого ООП - жалкие либералы, показывают телеролики, рекламирующие самопожертвование юных «шахидов». Так с кем Израилю договариваться - с теми, кто не скрывает желания его уничтожить?

Те страны и движения, которые признают международные законы и конвенции, не воюют: они умеют договариваться (после Второй Мировой разве что Англия и Аргентина, воевавшие за Фолклендские острова, придерживались конвенций). А соблюдать конвенции, воюя с принципиальными их противниками, невозможно: террористы понимают только силу. Так, в начале нынешнего века Евросоюз сорвал подавление алжирских террористов из местной «Аль-Каиды» - наверное, самого кровавого течения современности. «Воевали» они своеобразно: жителей беззащитных сел и городских окраин убивали самыми зверскими способами - рубили на части, сжигали, распинали - только за то, что они не посылали своих детей в отряды «моджахедов». Алжирская газета так пишет о страшных 90-х: «Всякий раз, совершая массовые убийства, исламисты уводили с собой девушек и молодых женщин. Практика похищения девушек связана с широко распространившимся среди мусульманских радикалов обычаем так называемых «браков для удовольствия», перенятых от шиитов. Длится такой «брак» от нескольких недель до нескольких месяцев. Затем - это уже местная «специфика» - временных жен убивают». Алжирская армия подвергалась ожесточенным нападкам европейской общественности - за «непропорциональное применение силы» к этим маньякам, против страны были введены санкции. В итоге к власти в Алжире пришли умеренные исламисты (нынешний президент Бутефлика за все годы террора ни разу не выразил ни возмущения действиями террористов, ни сочувствия их жертвам), осужденные боевики вышли на свободу по амнистии. И начали уходить в горы, возвращаясь к любимому занятию. Почти выигранная война против террора возобновилась.

В «непропорциональном применении силы» Европа обвиняет колумбийскую армию: «несчастными жертвами» там объявлены партизаны РВСК, контролирующие наркотрафик, похищающие тысячи мирных людей и вербующие в свои ряды малолеток (как и боевики ООП, они рассчитывают, что не всякий солдат сможет выстрелить в дитя). Власти Шри-Ланки подверглись сильнейшему давлению мирового сообщества, когда армия этой страны добивала тамильских «тигров», прикрывавшихся в боях опять же женщинами и детьми. Точно так же филиппинские военные не могут покончить с «новыми хуками» (партизанами-коммунистами) и исламистами из организации «Абу-Сайяф»; их методы - точная копия действий палестинских, алжирских, ланкийских, колумбийских «коллег». И, наконец,

апофеоз толерантности: сомалийские пираты. К берегам этой призрачной, существующей только на картах страны стянуты военные корабли многих стран, но стрелять в пиратов они не могут - европейские юристы предупредили, что это будет… правильно: «непропорциональным применением силы»!

Где они, пропорции применения силы? Почему они установлены исключительно в интересах заведомо недоговорных, принципиально антиконвенциональных сил? Как изменить эту ситуацию? Что делать, если террорист стреляет, прикрываясь ребенком? Нет ответа. Детей убивать нельзя - с этим согласятся все нормальные люди. Но можно целенаправленно бить в сердце, в мозг террора, лишить его лидеров. Наверное, частью новой стратегии может стать разрешение армиям и спецслужбам стран, ставших жертвами терроризма, охотиться на лидеров экстремистских формирований. Большинство из них возглавляют свои отряды из дорогих особняков и не готовы скитаться по джунглям и горам. Уничтожение главарей терроризма в свое время привело к распаду экстремистских армий в Аргентине, Венесуэле (в 60-е годы), Уругвае, Перу. Стойкость ланкийских властей, отвергших зарубежные ультиматумы, позволила уничтожить руководство «тигров» и закончить войну. Есть и отечественная практика последних лет, которая всем хорошо известна. Изменение правил боя имеет прямое отношение и к России: война на Кавказе еще не закончена. И новое законодательство может нам очень пригодиться.

Голдстоун, Газа, международное, russia, война, Европа, israel, terror, неправительственные организации, террор, jews, gaza, ООН, статьи, дети, Израиль, politics, израиль, ЦАХАЛ, Россия, hamas, ХАМАС, дискуссия, зарубежные СМИ, разъяснительное

Previous post Next post
Up