ОПУБЛИКОВАНО ТУТ ХАМАС, вне всякого сомнения, одна из самых враждебных по отношению к Израилю палестинских организаций, на протяжении восьми лет ведущей непрерывный ракетный обстрел прилегающей к сектору Газы территории и вынудившей ЦАХАЛ начать операцию "Литой свинец"
За последние два года ХАМАС превратился в марионетку Ирана, стремящегося превратить сектор Газы в плацдарм, с которого юг Израиля (пока только юг!) подвергается обстрелам ракетами, которые Иран же при содействии Сирии и поставляет. "Хизбалла" на севере, ХАМАС на юге. Тегеран все рассчитал.
ЦАХАЛ давно в курсе планов иранского руководства, только в силу разных причин, отчасти политического характера, правительство Израиля уклонялось от каких-либо действий в секторе. Пока, наконец, не разразилось решением о проведении военной операции, ставившей предельно ясную цель: прекратить обстрелы со стороны ХАМАСа и положить конец потоку контрабанды оружия и боеприпасов в сектор. Операция в самом разгаре - несмотря на объявленное Израилем прекращение огня,- однако уже сейчас можно сказать, что значительную часть задач ЦАХАЛ выполнил. Во всяком случае, продемонстрировал свою способность выступать в роли сдерживающего фактора перед террором ХАМАСа - организации, с которой нам следует познакомиться поближе. Теоретически, конечно.
ХАМАС (аббревиатура арабского словосочетания "Харакат аль-мукавама аль-ис-ламия" - "Исламское движение сопротивления") был создан в 1987 году в Газе усилиями организации "Братья-мусульмане", точнее, шейха Ахмеда Ясина, и в начале 1990-х очень быстро набрался сил. А главное - приобрел авторитет в палестинской среде, где, во-первых, очень уважали "Братьев-мусульман", а во-вторых, с презрением относились к ООП, чье насквозь коррумпированное руководство заботилось лишь о том, как бы набить собственные карманы миллионами, бурным потоком поступавшими в кассу организации из сочувствующих арабских стран. Существует мнение (и совершенно справедливое) о том, что ХАМАС - дело рук Государства Израиль, который рассматривал эту организацию как противовес ООП, на тот момент весьма воинственной и активно терроризирующей нашу страну.
Конечно, ХАМАС задумывался как организация социального и благотворительного толка, которая со временем объединит палестинский народ под своими знаменами и найдет тачки соприкосновения с Израилем. Эти планы, как легко убедиться, оказались утопическими: в лице ХАМАСа Израиль, как и в случае с "Хизбаллой", выпестовал себе очередного ярого врага. Благотворительность благотворительностью, а идеология ХАМАСа с самого начала черпалась из8 русла исламского экстремизма и таковой остается по сей день. Образно говоря, ХАМАС, раздавая палестинцам продукты и сажая их детей за школьные парты, отравляет их сознание идеями в духе провозглашенных шейхом Ясином постулатов: "Любого еврея можно считать военным поселенцем, и наша обязанность - убить его". И: "Освобождение всей Палестины от моря и до Иордана - наша стратегическая цель, и нет цели более святой и важной".
Когда в конце 1987 года, аккурат в канун создания ХАМАСа, разразилась палестинская интифада, жители "территорий" потянулись именно к этой организации - единственной, которая, по их понятиям, могла помочь им на фоне утраченных источников заработка в Израиле. Интифада еще больше обострила пресловутую "палестинскую проблему", так что идеология исламского фундаментализма и арабского национализма, проповедуемая ХАМАСом, легла на благодатную почву экономической несостоятельности палестинцев. И ХАМАС развернул террор против Израиля, который осуществляло его нелегальное военное крыло -бригады "Аз ад-Дин аль-Касам".
Первой акцией хамасовских боевиков стало похищение и убийство в Газе двух военнослужащих ЦАХАЛа - Ави Саспортаса и Плана Саадона. После этих инцидентов Израиль арестовал, судил и приговорил к длительному сроку заключения шейха Ясина, что явилось для ХАМАСа неожиданным, но более чем чувствительным ударом.
Зализав раны, ХАМАС принялся за старое: в первых числах декабря 1992 года боевики этой организации убили служащего пограничной охраны Нисима Голедано. Когда было найдено тело Толедано, тогдашний глава правительства Ицхак Рабин распорядился арестовать и выдворить за пределы Израиля активистов ХАМАСа в секторе Газы, Иудее и Самарии. Уже 16 декабря того же года 415 хамасовцев насильно усадили в автобусы и вывезли в Ливан. Эту операцию предполагалось провести втайне, чтобы избежать обсуждения данного решения в БАГАЦе, однако прознавшие о выдворении четырех с лишним сотен членов ХАМАСа правозащитные организации все же успели подать иск в Высший суд справедливости.
И тот, к их неудовольствию, решение утвердил. Впрочем, ливанское правительство не пожелало принять хамасовцев, пришлось оставить их в Южном Ливане, который тогда находился под контролем ЦАХАЛа. В палаточном лагере эта развеселая компания провела год (изначально планировалось продержать их за пределами Израиля два года, однако под нажимом США пришлось сократить срок наполовину), но за столь, казалось бы, короткое время хамасовцы успели наладить контакты с боевиками "Хизбаллы" и даже научиться у них кое-каким "полезным" вещам...
В 1994 году по Израилю прокатилась мощная волна террора, за которой стоял человек по кличке Инженер - Ихье Аяш, мастер по производству "поясов смертников" и закладыванию взрывчатки в машины. Израильские службы безопасности установили за Инженером наблюдение, но ликвидировать его удалось только в январе 1998-го: голову ему разнесла миниатюрная бомба, заложенная уже нашими умельцами в телефонную трубку, которую Аяш поднес к уху. В ответ на потерю Инженера ХАМАС разразился серией взрывов в пассажирских автобусах - в Иерусалиме, Тель-Авиве и Ашкелоне. Пришлось палестинской администрации (она, напомним, была сформирована после подписания Израилем и ООП в сентябре 1993 года Норвежских соглашений) сделать вид, что она борется с ХАМАСом, но кое-какие меры все же были приняты, и ХАМАС несколько присмирел. Увы, ненадолго: уже в 1997 году, с приходом к власти "Ликуда", боевики-смертники осуществили два новых теракта в Иерусалиме, и премьер-министр Биньямин Нетаниягу дал "Мосаду" задание ликвидировать главу политотдела ХАМАСа Халеда Машаля, который из предосторожности жил не на "территориях", а в столице Иордании Аммане.
Всем нам памятна эта провалившаяся операция, но вкратце дело было так: агенты "Мосада", прибывшие в Амман с канадскими паспортами, попытались, как и было задумано, незаметно впрыснуть яд Машалю в ухо прямо на улице. Однако незаметно не получилось, агенты были схвачены, поднялся международный скандал, и Израиль, чтобы вызволить своих, вынужден был передать иорданским врачам противоядие, которое спасло Машалю жизнь. Этим, к несчастью, дело не ограничилось: в обмен на двоих израильтян пришлось освободить из тюрьмы несколько десятков палестинцев, а главное - шейха Ахмеда Ясина. Машаль перебрался в Дамаск, где благоденствует по сей день. Ясин, которому воздух свободы явно ударил в голову, сделал Израилю "соблазнительное" предложение: перемирие лет на 10-20 в обмен на создание палестинского государства со столицей в Иерусалиме. Израиль на это предложение даже не соизволил отреагировать.
28 сентября 2000 года, в разгар переговоров Израиля и ПА о постоянном урегулировании, началась вторая волна интифады. И симпатии палестинцев резко сместились в сторону ХАМАСа, который откровенно презирал и критиковал руководство ФАТХа, неспособное добиться от Израиля того, чего хочет палестинский народ. Осознавая глубину и опасность проблемы, израильские силы безопасности предприняли тактику точечной ликвидации лидеров ХАМАСа, физически устранив Исмаила Абу-Шахаба, Аднана аль-Рула, шейха Ясина, Абдельазиза Рантиси и некоторых других. Но ХАМАС, несмотря на потери, продолжал набирать силу и авторитет, достигнув пика популярности после кончины в 2005 году главы ФАТХа и самопровозглашенного "президента" ПА Ясера Арафата. В том же году организация решила принять участие в муниципальных выборах"- и получила солидное представительство в таких крупных и значимых городах автономии, как Шхем и Калькилия. Что, разумеется, обострило противостояние между ХАМАСом и ФАТХом, вылившееся в настоящую бойню 14 июля 2005-го и приведшее к многочисленным жертвам с обеих сторон.
А 25 января 2006 года, после ряда отсрочек и переносов - и, не забудем, осуществленного Израилем размежевания, то есть ухода из сектора Газы, - в ПА прошли парламентские выборы, которые привели ХАМАС к фактической власти в автономии: организация получила в Законодательном совете 75 мандатов против 43 мандатов ФАТХа. Прогнозы израильской разведки, которые предрекали полную и безоговорочную победу ФАТХу, оказались несостоятельными. Впрочем, это оказалось сюрпризом также и для США, ведь именно они позволили провести в ПА то, что гордо именуется демократическими выборами. Как говорится, за что боролись... Словом, формирование правительства председатель автономии Абу-Мазен волей-неволей поручил представителю ХАМАСа Исмаилу Хание. Тут заволновалась и Европа: демократия демократией, но прилагательное "террористическая" к словосочетанию "организация ХАМАС" все же внушает европейцам некоторые опасения. И они выставили три условия признания хамасовского правительства в ПА:
- следование договорам, подписанный ранее ФАТХом с Израилем;
- отказ от террора и его поддержки;
- признание Государства Израиль.
ХАМАС даже не стал делать вид, что готов выполнить эти условия. И тогда Европейское сообщество решило наказать его рублем - перестало финансировать и снабжать продуктами и прочими благами. Противостояние между ХАМАСом и ФАТХом вновь обострилось - как на почве внутренних интересов (и тем, и другим хотелось заполучить контроль в первую очередь над экономическими ведомствами и сферой безопасности), так и в русле международной политики (ФАТХ хотел дружить с европейцами, а ХАМАСу на их мнение плевать). Кончилось тем, что Халед Машаль из Дамаска объявил ФАТХ "изменником палестинского народа, желающим с подачи Израиля и США свергнуть законную власть ХАМАСа".
Все дальнейшие попытки ФАТХа договориться с ХАМАСом ни к чему хорошему не привели. Правда, сегодня безраздельная власть хамасовцев ограничена пределами только сектора Газы, откуда они продолжают обстреливать Западный Негев, а теперь уже и сопредельные с ним районы ракетами, и насколько проведенная Израилем антитеррористическая операция "Литой свинец" достигла своих целей покажет время.