Здесь наконец-то уяснили то, как решить эту проблему любого крупного и не очень города в Казахстане. Ведь бродячие шавки каждый день нападают на людей, а иногда и загрызают их до смерти. Однако избавляться от них, как считают многие, нужно цивилизованно. Но как именно - до сих пор не придумали.
Вадим Береговой
Бродячие? Не тут-то было!
Собак на улицах Талдыкоргана полным-полно. И живут они так, как им хочется, полноценной, насыщенной собачьей жизнью. Можно вволю погоняться за велосипедистами, порычать на прохожих, а высший шик песьей забавы: бежать, гавкая, вслед за человеком, чуть ли не тыкаясь носом в пятки, и наблюдать, как «венец природы» ежится, боязливо оглядывается через плечо и невольно прибавляет шаг.
Можно и цапнуть. Только за 6 месяцев этого года в Талдыкоргане к медикам обратились 306 несчастных, укушенных собаками. Нетрудно предположить, как вволю поматерившись, потерли укушенную ногу, поправили разорванные штаны, да и пошли себе дальше, даже не подумав добраться до травмпункта.
А ведь бригады по отлову бродячих животных в области работают каждый год! Но если проблему с бродячими животными до сих пор не могут решить даже в Алматы, то в Талдыкоргане и тем более в районных центрах выход из безвыходной ситуации лежит на поверхности, и он, без всякого сомнения, единственный.
Сотрудники ветеринарных станций, которые сейчас ловят на улицах бродячих псин, уверены в достаточно шокирующем факте: не менее 80 процентов бродячих собак имеют хозяина. Не когда-то имели, а потом были выброшены на улицу, как это нередко происходит в Алматы, а имеют здесь и сейчас! С этим выводом согласится любой житель частного сектора Талдыкоргана.
Именно так. Псов просто не привязывают. Те, заскучав в родном дворе, шастают по улицам и делают все, чтобы не скучали и прохожие. Казалось бы - в чем проблема? Если собака бежит по улице без поводка и намордника и явно без хозяина - лови ее и уничтожай!
Однако талдыкорганские собаколовы на этот шаг пойти не хотят, никому неохота разбираться каждый день с хозяевами, которые мало ли кем могут оказаться! Защиты ведь, по закону, у них нет никакой. Выход нашли - стали работать исключительно по заявкам. То есть, по звонкам директора какого-нибудь предприятия, по территории которого собачьи стаи регулярно бегают, или начальника КСК, уставшего от жалоб жильцов, на неизвестно кому принадлежащих шавок.
И даже при этом избирательном подходе работы у ловцов хватает. Собака ведь не сидит, ожидаючи, когда за ней приедут и заберут. Ее на указанной территории еще найти надо, подобраться к ней с петлей на длинном шесте, петлю на шею накинуть, в машину барахтающееся животное притащить.
В результате за прошлый год выловлено 2470 собак плюс 23 кошки. Немало для небольшого города. Но по частному сектору, который занимает большую часть Талдыкоргана, как и год, и два назад, идти порой просто жутко. Местные газеты регулярно публикуют негодующие письма укушенных или близких к этой неприятности.
Сценки из жизни людей и собак
Талдыкорган, двор многоэтажки. Девочка лет двенадцати ведет на поводке практически взрослого щенка овчарки. Внезапно собака прыгает к малышке на вид лет двух, цепляющейся за руку мамы. Ребенок кричит, девочка, вцепившись в поводок двумя руками, с трудом оттаскивает пса в сторону.
Мать, с трудом переводя дыхание, называет собаку и ее хозяйку непечатным словом.
Талдыкорган. Неподалеку от православной церкви из-за торгового киоска выскакивают два средних размеров пса и с истошным лаем бросаются на идущего по тротуару мужчину. Тот застывает, боясь шаг сделать. Одна из собак бросается на человека и, промахнувшись, вцепляется в полиэтиленовый пакет в руках. Тот, матерясь, отбивается. Псы с сознанием выполненного долга пролезают под ворота рядом стоящего дома. Мужчина долго и зло стучит в ворота, не получив ответа, уходит, осторожно неся разодранный пакет.
Райцентр Ушарал. Напротив школы скучающая у ворот собака с громким лаем кидается на проходящих мимо женщину и ребенка. Девочка с плачем бросается бежать, тут же спотыкается, падает и в кровь разбивает коленки. Под лай собаки и плач малышки ее мама и вышедшая на шум хозяйка собаки долго разбираются на повышенных тонах. В конце концов вместо школы мама ведет дочку в поликлинику, где ей делают перевязку.
Талдыкорган. Свора собак на улице окружает женщину. Осатаневшие псы готовы кинуться на несчастную, но тут женщина, шедшая позади, схватила камень и кинула в собак. Те бросились врассыпную, перепуганная женщина стремглав побежала, а вмиг собравшаяся стая окружила теперь ее спасительницу. Собаки уже начали бросаться на нее, но тут из дома выскочил мужчина с лопатой и разогнал псов. Женщина не успела пострадать, только сумка оказалась разодранной в клочья.
Райцентр Сарканд. Девочка лет восьми, идущая по улице, вдруг останавливается и дожидается шедшего сзади мужчину. «Дяденька, проводите меня, пожалуйста, - просит ребенок. - Там собака, я боюсь». Впереди, на другой стороне дороги, действительно спит дворняга. Мужчина с девочкой проходят мимо не обратившей на них внимания псины. «Тебя собака кусала когда-нибудь?» - сочувственно спрашивает провожатый. «Да», - не вдаваясь в подробности, отвечает девочка.
Теперь надо бы поймать людей-хозяев
Это теперь еще одна из задач участковых полицейских - увидеть рычащего на улице пса и пообщаться с его хозяином. Ну кто из владельцев собственных домов в Талдыкоргане, а тем более где-нибудь в Кабанбае знает, что, по закону, за бегающую по улице собаку тебя можно оштрафовать?! В самом лучшем случае - предупредить?
И только в этом году, после того как несколько месяцев назад на станции Шемолган в Алматинской области 7-месячный щенок овчарки заел до смерти 9-летнего мальчика, власть имущие подумали о том, что дело-то не в собаках, а в их хозяевах! Ведь практически взрослая овчарка свободно подрастала во дворе и понятия не имела, что такое цепь или вольер! Однако ситуация начала меняться только после шумихи в прессе и письма санитарных врачей начальнику областного ДВД.
И только за четыре месяца текущего года в Алматинской области полицейскими было оформлено 1988 протоколов на тех, кому жалко своих питомцев, сутками сидящих на цепи. Причем не только в Талдыкоргане, но и в селах. Полицейские с пониманием отнеслись к людям, которых теперь наказывать приходится за то, что всегда считалось нормой. Из 1988 искренних любителей собак 1820 отделались предупреждением.
Что интересно: когда вот так же начиналась борьба с курением в общественных местах, штрафовали за сигарету на улице без всяких предупреждений… В результате такой любви к гоняющимся за людьми шавкам на 150 предупрежденных, но не понявших, пришлось уже накладывать штраф. Бюджет получил неплохую прибыль из воздуха - 531 тысячу 719 тенге!
Неизвестно, на сколько хватит полицейского рвения, но жизнь тем, кто пытается избавить талдыкорганские улицы от бесхозных шавок, местная власть уже значительно усложнила.
В областном центре давным-давно их не стреляют из ружей. В прошлом году процесс уничтожения передали государственной структуре - ветеринарам, дали им возможность использовать самое современное для этой цели оружие, пневматические винтовки, которые стреляют дротиками, смоченными снотворным. Выстрел бесшумен, дротиком можно попасть в любую часть тела животного, через несколько минут оно заснет. После чего собаку грузили в машину, и просыпалась она уже в питомнике, где ее держали трое суток.
Потом укол аммиака в легкие, смерть через несколько секунд - и на скотомогильник, где трупы собак сжигали. Владельцу пойманной псины можно было без всяких проблем ее забрать, даже без уплаты какого-либо штрафа. Никто, правда, за несколько месяцев не обратился.
Через несколько месяцев этого процесса в областном маслихате пневматические винтовки сочли варварством. Приняли новые Правила содержания и выгула собак и кошек в населенных пунктах Алматинской области, в которых это оружие вычеркнули из списка. В коем осталось на выбор: сачок, петля на шесте, сеть, которая выбрасывается из специального устройства, приманка.
Специалисты, каждый день гоняющиеся за собаками, в негодовании.
- Ну подошел ты к собаке, умудрился набросить на нее сачок, - директор ветеринарной станции Талдыкоргана Кудайберген Нурахов показывает арсенал своих подчиненных, - собака визжит на всю улицу, барахтается в нем… Это если она к себе подпустит незнакомого человека с длинной палкой в руке. Ну а метатель сети стоит сто тысяч тенге, мои коллеги рассказывали, что после второго выстрела, как ни старались, так и не смогли собрать с земли сеть. Приманка - это надо мясо покупать, следить за тем, чтобы его сожрала именно бродячая собака. А потом следить за ней и ждать, пока она свалится. Ловля петлей - то же самое, что ловля сачком. В результате мне пришлось дополнительно принять на работу двоих молодых парней - мои сотрудники, успешно действовавшие с винтовкой, днями напролет за собаками бегать просто не в силах.
Сейчас талдыкорганские ловцы собак действуют тем самым шестом метра четыре длиной с петлей из металлического троса на конце. Пойманные собаки на конце шеста отчаянно визжат и барахтаются, далеко не всегда машина собаколовов оказывается рядом, и тогда задыхающееся в петле животное приходится тащить прямо по земле. Зрелище, мягко говоря, не для слабонервных.
Тогда как при использовании «воздушки» собака взвизгивает один раз при попадании дротика, потом спящую псину можно на руках отнести в машину и при желании еще пару часов по городу возить. В силу каких причин запретили использовать пневматику - неизвестно, Кудайберген Нурахов написал уже две жалобы на возмутительные условия сегодняшней работы, но толку пока нет.
…Двадцать пять миллионов тенге на борьбу с собаками из областного бюджета уже выделены, и это только первый транш. Однако по многим талдыкорганским улицам ходить по-прежнему опасно для здоровья, да и укушенные в городском травмпункте появляются чуть ли не каждый день…
ИсточникОбсуждение на форуме Вредителям - НЕТ!