Грех жаловаться на собачью жизнь
В Талдыкоргане письма с жалобами пишут ловцы бродячих собак. Мало того, что местная власть никак не может решить эту проблему - хотя решение на поверхности, - так им ещё и условия работы неизвестно зачем усложнили.
Бродячих псов в городе полным-полно. Вот они как раз живут, как им хочется. Можно вволю погоняться за велосипедистами, порычать на прохожих. А высший шик пёсьей забавы - бежать, гавкая, вслед за человеком, чуть ли не тыкаясь носом в пятки, и наблюдать как «венец природы» ёжится, боязливо оглядывается через плечо и невольно прибавляет шаг. Можно и цапнуть: только за 6 месяцев прошедшего года в Талдыкоргане к врачам обратились 323 человека, укушенных собаками. Нетрудно предположить, сколько, вволю поматерившись, потёрли укушенную ногу, поправили разорванные штаны да и пошли себе дальше, даже не подумав добраться до травмпункта.
Местная власть взяла проблему в свои руки: прекратили проводить тендеры и выделять деньги частным предпринимателям. Очистку городов от бродячих псов по всей области возложили на ветеринарные станции, дали им на всех 48 млн тенге и призвали решить проблему цивилизованно, как и положено государственным служащим. Что интересно, эти 48 миллионов между районами разделили не поровну, а в соответствии с масштабом проблемы, предварительно подсчитав количество бродячих собак в каждом регионе. Как это удалось сделать, осталось чиновничьей тайной, но документ был составлен официальный, копия у автора имеется. Решая собачью проблему максимально цивилизованно, в Талдыкоргане псов на улицах не убивают, а ловят, в специальный питомник отвозят, трое суток там держат и только потом жизни лишают. Причём так, чтобы собачка не мучилась: вкалывают раствор аммиака в лёгкие. Для ловли предоставили целый арсенал фабричным способом изготовленных орудий: сачок, петлю на шесте, сеть, которая выбрасывается из специального устройства и пневматическую винтовку с дротиками вместо пуль. Многие ветстанции потратили часть выделенных денег именно на винтовки. К собаке не надо приближаться вплотную - дротиком, смоченным снотворным, можно попасть в любую часть туловища, зверь все равно через пару минут и на пару часов заснёт.
Тут перед талдыкорганскими ветеринарами встала щекотливая проблема: как они сами официально признают, бродячих собак в городе… практически нет. Те, что гавкают и бросаются на прохожих, по данным ветеринарной станции Талдыкоргана, процентов на восемьдесят - псы хозяйские. Только не на цепи во дворах сидящие, а свободное время проводящие перед двором. Как их - на глазах всей улицы, соседей и собственных хозяев - ловить? Выход нашли - стали работать исключительно по заявкам. То есть по звонкам директора какого-нибудь предприятия, по территории которого собачьи стаи регулярно бегают, или начальника КСК, уставшего от жалоб жильцов на неизвестно кому принадлежащих шавок. И даже при этом избирательном подходе работы у ловцов хватает. Собака ведь не сидит, ожидаючи, когда за ней приедут и заберут. Её на указанной территории ещё найти надо, догнать, попасть, место выследить, где она упадёт и заснёт. В результате за прошлый год было выловлено 2 470 собак плюс 23 кошки. Немало для небольшого города. Но по частному сектору, который занимает большую часть Талдыкоргана, как и год, и два назад, идти порой просто жутко. Местные газеты регулярно публикуют негодующие письма укушенных или напуганных собаками. И в этой непростой ситуации областной маслихат принимает новые «Правила содержания и выгула собак и кошек в населённых пунктах Алматинской области» - ровно через три месяца после принятия предыдущих таких же правил. Ловцы собак после внимательного прочтения документа испытали шок. Пневматическая винтовка и так не самое идеальное орудие для помощи в поимке псов, снотворное ведь действует через несколько минут, и все это время ужаленная дротиком собака бежит и пытается спрятаться. Но и это оружие областные гуманисты сочли живодёрским и использовать его запретили. Разрешили пользоваться только сетью, сачком и приманкой. Специалисты, каждый день гоняющиеся за собаками, в негодовании.
- Ну подошёл ты к собаке, умудрился набросить на неё сачок, - директор Ветеринарной станции Талдыкоргана Кудайберген Нурахов показывает арсенал своих подчинённых, - собака визжит на всю улицу, барахтается в нем… Это если она к себе подпустит незнакомого человека с длинной палкой в руке. Ну, а метатель сети стоит 100 000 тенге, мои коллеги рассказывали, что после второго выстрела, как ни старались, так и не смогли собрать с земли сеть. Приманка - это надо мясо покупать, следить за тем, чтобы его сожрала именно бродячая собака. А потом следить за ней и ждать, пока она свалится. Ловля петлёй - то же самое, что ловля сачком. В результате мне пришлось дополнительно принять на работу двоих молодых парней - мои сотрудники, успешно действовавшие с винтовкой, днями напролёт за собаками бегать просто не в силах.
Сейчас талдыкорганские ловцы собак действуют шестом метра четыре длиной с петлёй из металлического троса на конце. Пойманные собаки на конце шеста отчаянно визжат и барахтаются, далеко не всегда машина собаколовов оказывается рядом, и тогда задыхающееся в петле животное приходится тащить прямо по земле. Зрелище, мягко говоря, не для слабонервных. Тогда как при использовании воздушки собака взвизгивает один раз, при попадании дротика, потом спящую псину можно на руках отнести в машину и при необходимости ещё пару часов по городу возить. В силу каких причин запретили использовать пневматику, неизвестно. Кудайберген Нурахов написал уже две жалобы на возмутительные условия сегодняшней работы, но толку пока нет.
Пользуюсь служебным положением и звоню в областной маслихат.
- Все соответствующие службы были уведомлены о разработке новых правил и могли принять в ней участие. Никто, однако, такого желания не выказал, - сообщил руководитель отдела государственно-правовой и информационно-аналитической работы аппарата маслихата Алматинской области Саматпек Нурахметов. - А мы нюансы проблемы не знаем, не догадываемся, что нужно тем или иным специалистам для выполнения их задач. Если есть необходимость - внесём изменения в правила. Но нет в регионе таких специалистов.
Гораздо проще поступили коллеги талдыкорганских собаколовов из районных центров. Там как всю жизнь отстреливали собак из охотничьих ружей прямо на улицах, так и отстреливают. Хотя в правилах содержания и выгула собак и кошек в населённых пунктах Алматинской области орудия отлова перечислены чётко, и огнестрельного оружия в этом списке нет. Зато однозначно сказано, что убивать собак на улице нельзя. Значит, спокойненько нарушаем решение областного маслихата? Хотя этот способ гораздо эффективнее всех остальных, практически не причиняет животным страданий и абсолютно безопасен для случайных прохожих - при соблюдении элементарных мер предосторожности.
Пресс-секретарь департамента юстиции Алматинской области Куралай Аманжолкызы, юрист по специальности, отвечает в растерянности: «Я не знаю нюансов этой проблемы, мы в департаменте этот документ (2Правила содержания и выгула собак и кошек в населенных пунктах Алматинской области» - Авт.) только регистрировали». Видимо, не читая.
«Выводить собак и выгуливать их разрешается в наморднике и на коротком, до 1,5 метров поводке», «В случае загрязнения осуществлять немедленную уборку в бумажные или полиэтиленовые пакеты» - эти нормы на самом деле полностью позволяют отличить бродячих собак от домашних. Цитирую дальше: «Собаки должны содержаться на огороженной территории, ограждение должно исключать побег животного, нападение на людей или других животных». А если учесть, что 80% «бродячих» собак имеют владельца, значит, налицо нарушение правил. За это, в соответствии с КоАП, владельцы наказываются предупреждением или штрафом. А ведь достаточно на одной улице штрафануть двух-трёх хозяев, регулярно спускающих псов с цепи, чтобы серьёзно задумалась вся улица - любая информация в частном секторе распространяется молниеносно. Для эффекта от каждого участкового частного сектора потребуется в течение нескольких дней выделять час личного или служебного времени на обход и наказание нерадивых собаковладельцев.
ИсточникОбсуждение на форуме Вредителям - НЕТ!