Юридический справочник школьника в вопросах и ответах

Sep 04, 2009 22:12

• По каким основаниям помимо болезни я имею право не присутствовать на занятиях?

Самый общий ответ -

«по семейным обстоятельствам». Причем вы не обязаны объяснять учителям, в чем именно заключаются данные обстоятельства (это дело ваше и ваших родителей). Тем более не должен учитель требовать, чтобы вы при ваших одноклассниках рассказывали что бы то ни было о вашей личной жизни. Но, объясняя пропуск занятий «семейными обстоятельствами», вы должны учитывать два важных момента. Во-первых, учитель должен быть уверен, что ваши родители знают, где и как вы провели время вне школы. До совершеннолетия (18 лет) за вас отвечают либо родители, либо учителя, и вас ждут большие неприятности, если выяснится, что ни те, ни другие не знали, что вы пропускаете школу. Во-вторых, если вы пропустили больше недели, то вас могут попросить сходить в поликлинику и принести справку о том, что вам можно посещать школу. Учителя должны быть уверены в том, что вы не контактировали с больными людьми и не представляете опасности для других учеников.

• Обязательно ли я должен участвовать во внеклас­сных мероприятиях? Имеет ли школа право потребовать моего участия в общегородском или районном мероприятии?

Нет. Если мероприятие (экскурсия, соревнование, встреча, праздник) не указано в учебном плане по какому-то школьному предмету, то вы сами решаете, участвовать вам или нет. Бывают мероприятия районного или городского масштаба. Учителя могут призывать учеников участвовать в них, просить их защитить честь школы, но заставлять их они не имеют права (это положение закреплено в статье 50 Закона «Об образовании»).

• Я слышал, что принудительный труд запрещен. Не является ли привлечение школьников к труду эксплуатацией?

Безусловно, принудительный труд запрещен, и детский труд относится к принудительному труду. Дети могут привлекаться к общественно-полезному труду только на добровольной основе и во внеучебное время. Оценивая законность того или иного вида работ, вам следует учитывать несколько факторов. 1. Добровольность (кто и как принял решение о работе; существуют ли какие-либо наказания за неучастие в ней). 2. Посильность (например, запрещена переноска тяжестей свыше 3 кг). 3. Соблюдение всех санитарных норм (санитарно-гигиенические требования, во-первых, предусматривают привлечение к труду детей здоровых, а во-вторых, запрещают применять детский труд в некоторых видах работ: мытье окон и панелей; уборке и вывозе отбросов; работе, требующей обращения с ядохимикатами, красками, эмалями; ремонтных работах). 4. Учебно-воспитательное значение (осмысленность труда, наглядность результатов труда; вознаграждение за труд). Нужно различать учебные занятия (предметы типа «Домоводство», «Технология», «Труд») и внеклассную работу, в том числе трудовую практику. Учитель может требовать посещения уроков и выполнения учебных заданий, но не ремонта стульев или подметания школьного двора. Что касается летней трудовой практики, то положение о ней должно содержаться в Уставе, либо решение о ней принимается ежегодно педагогическим советом. В любом случае об организации практики ваши родители должны быть извещены заранее (об этом говорится в Постановлении правительства № 196, «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 года, в пункте 47).

• А дежурство по классу, по школе нельзя считать принуждением?

Нет, нельзя, если решение о том, как должно быть организовано дежурство, принято педагогическим советом или органом школьного самоуправления, а требования к дежурному посильны и понятны. Дежурство, как и содержание в порядке своего рабочего места (парты, рабочего стола с компьютером, станка), входит в понятие «самообслуживание». Но надо помнить, что педагоги обязаны учитывать мнение учеников и их родителей. Например, если родители считают, что дети вообще не должны убирать за собой классную комнату, они могут оплачивать дополнительный труд уборщицы, которая, как правило, обязана убирать только в коридорах, туалетах, рекреациях. Если класс не устраивает существующий порядок дежурства, то следует предложить свой вариант решения проблемы поддержания дисциплины на переменах и чистоты в классе.

Документ: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. N 58 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.6.2553-09» Скачать doc 111Кб



права детей

Previous post Next post
Up