(окончание, начало в
предыдущем номере)
Пока ковырялись на берегу, качали колёса, на ту сторону, где мы ночевали, подходит бортовой, тентованный ЗИЛ-131. Выходят две женщины и водитель. Водитель стравливает давление в шинах, женщины кричат нам и спрашивают, как мы прошли? Отвечаем, что нормально, и показываем траекторию. ЗИЛ без приключений преодолевает брод.
Знакомимся. ЗИЛ из Осяткино, ходил в Верхнюю Тойму за продовольствием. В Осяткино две недели как продуктов не завозили из - за большой воды. В сторону Тоймы брод преодолел он вчера, так что мы совсем не герои. Узнаём, что дальше ещё есть брод через Ябу и две переправы через Пинегу. Идём уже колонной из трёх военных машин.
Красота неописуемая, боры беломошники, грибов много.
Но мы летим, теперь два экипажа в нашей колонне спешат.
Лиля фотографирует всё на лету и только жалобно восклицает: - «Грибы! Ягоды!»
И я добавляю: - «Следы медвежьи, лосиные!»
Проходим брод через реку Ябу, не останавливаясь.
После Илеши всё уже по колено.
Река метров 10 ширины, посредине яма глубиной 0.6-0.7 метра,
Click to view
крутые скользкие берега.
На одном из широких мест ЗИЛ обходит нас и удаляется.
Шумахер - черепашка по сравнению с водителем ЗИЛа. Местный! Каждую кочку знает.
Догнали мы его уже в Осяткино, у сельпо.
Всё Осяткино вышло нас встречать.
- «Продукты привезли, связисты приехали!»
- «Почему связисты, мы туристы?»
- «Только связисты на таких машинах ездят…»
Пётр учинил допрос с пристрастием местного населения на наличие рыбы в Пинеге и дальнейшей дороги.
На что получил ответ:
- «Вода большая уже третий год, поэтому рыбы нет, она вся уходит в верховые речки».
- «Значит тут делать нечего, нужно ехать или на Архангельск, или на Мезень. Но сроки? Мы уже опаздываем, а тут такие дороги, что в сутки проходим 100 -150км. Куда дальше ехать?»
- «До Харнемы дойдёте без проблем, а там переправа от нее направо в двух километрах.
Паромщик живёт в Северном, от переправы тоже километрах в двух на той стороне. Достать его можно только с какой-нибудь оказией, как такового расписания парома нет. ЗИЛ пойдёт сейчас как раз туда, на Выю и о вас расскажет. Вас будут ждать. Ещё есть дорога от Северного на Междуреченск (КОМИ). Но она вроде уже не существует».
От Тоймы до Северного считается 240 километров, дорога плохая, скорость маленькая, в пути 7-8 часов.
Пришли к паромной переправе уже в сумерках, естественно нас ночью уже ни кто не ждал. Тут остались на ночёвку. Кунги броды выдержали, но у каждого из нас расплескались бутыли по 20 литров питьевой воды. Сушились.
2008-09-13
Утром переправились на пароме, зашли в Северный. По дороге у Пётра проходя по очередной разлившейся луже, задымился кунг. Я уже привык к этому зрелищу. После каждой лужи от впереди идущей машины валил пар. И тут я, приняв дым за пар, внимания не обратил. На стоянке в Северном Галина открыла кунг, чтоб выпустить Босса (собаку). Босс угорел, из кунга шёл дым. Начали разбираться, в чём дело. Оказалось закоротила сделанная умельцами проводка в кунге, под ковром на стене. Ковёр чудом не загорелся. За Северным всё же проводка опять перегорела. Пришлось её обрезать.
Босс дышал воздухом,
мы возились с проводами, Лиля фотографировала окрестности,
Галина интересовалась ассортиментом сельмага.
Подошёл местный, спрашивает:
- «А вы кто, откуда и куда едите?»
- «Мы кино снимаем, едем из далека и на Мезень».
- «То - то я гляжу машины иностранные».
- «Какие же они иностранные, это 66ые».
- «У нас в деревне три машины, они все грязные и мы их знаем, а это не наши, значит иностранные».
Бабки на лавочке у сельмага с радостью позировали Лиле, - «В кино снимались».
Спросили у местных как добраться до Занюхчи? Нам в Красной говорили о дороге на Междуреченск.
По прямой до него через реку порядка 100 километров; когда здесь производились активные лесозаготовки, туда была короткая дорога, и по ней часто друг к другу ездили (по делам, в гости, на дискотеку). Когда закрылся лесопункт в Северном, многие перебрались в Междуреченск, сейчас потихоньку возвращаются обратно.
Это оказалась уже не существующая дорога.
На карте нарисована некая дорога от Северного до Кучкаса (по правому берегу), проставлено расстояние: 53 километра. По этой дороге давно уже никто не ходит, неизвестно, в каком она состоянии. Непонятные переправы через речки-притоки. Кроме того, в тех местах проводились лесоразработки, и легко можно будет сойти с правильной дороги на какую-нибудь лесовозку с делянки. Оказывается, недавно сделали некую сквозную дорогу в Пинежский район, по левой стороне, от посёлка Северный до посёлка Мамониха, и по ней ходят машины.
- «Дорога есть на Мамониху, но там километров десять очень плохое место».
Дорогу эту сделали не так давно. Вернее сказать, были лесовозные ветки от Северного и от Мамонихи, теперь их соединили. И этот 8-километровый соединительный участок самый дурной. Развороченная глина и две глубокие колеи. В мокрую погоду уазик бы не прошёл. Только “Урал” или “КамАЗ”. Дорога пересекает холмистую гряду, сплошные спуски да подъёмы. Граница районов никак не отмечена, трасса пустынная, и ни одного указателя.
Первый пункт на пути - посёлок Мамониха, до него километров 80-90 лесом. Дорога сразу же от реки отдаляется и входит в глубины северной тайги, взрезая и рассекая девственные массивы с зарослями иван-чая по обочинам и на лесных полянах. Сузем, как написано у Пришвина. Раздолье для лосей и медведей.
Дорога шла по пересеченной местности, и с вершин холмов открывались такие виды, что захватывало дух от красоты лесов и от того на какие горки нам предстоит еще забираться.
Километра через четыре дорога ухудшилась, началась суровая «колейность». В итоге участок «непроезжей» дороги был около 9 километров.
Очень богатые зверем и птицей места. Нам опять необходимо торопиться, потому что переправа в Мамонихе работает до 18:00.
Мамониха - это сейчас леспромхозовский посёлок, стоит на левом берегу Пинеги. Через реку - большой посёлок Сосновка, работает паромная переправа. Через Сосновку проходит основная пинежская дорога, идущая от Карпогор (районного центра) по правому берегу вверх по течению: до села Нюхчи и дальше на Удору. Сосновка стоит от Карпогор на 128-м километре, Нюхча - на 150-м.
С разгона въехали на паром и переправились.
Остановились в Сосновке. Петр, не выходя из кабины, говорит:
- «Ну, Илья, спасибо за впечатления, время нас катастрофически поджимает, а судя по карте на Мезень и через Сыктывкар это огромный крюк. Нам уже через два дня надо быть на работе, но мы всё же попробуем половить вечерком на Пинеге. Пойдём мы на Архангельск. Тут ближе. А твой маршрут в КОМИ, да и к родственникам в Сыктывкар ещё будешь заезжать. Всего вам хорошего, удачи, мы погнали!»
- « Посидим на дорожку?»
- « Нет времени, ты уж извини, пока».
Мы с Лилей рты раскрыли. Удивились, так скажем. Целый вечер настроение на «0». Не приятно. Ну, хотя бы пойдём в своём прогулочном режиме. Спросил у местных, оказывается, тут заправка есть. Но работает она до 16.00. Расстояние до Благоево озвучили в 130 километров.
Отъехали недалеко за речку Малая Оча. Табличка у неё на мосту весёлая была «м.оча», свернули с дороги, пробрались на берег Пинеги и встали на отдых рядом с избушкой. На карте как раз в этом месте изба обозначена под названием «Осинки». Только на карте берега перепутаны. Наконец то спокойствие. Это чудо. Прибрали всё, навели порядок в «автодоме», помылись в душе.
2008-09-14
Нюхча. Село состоит из двух частей: Нюхча и Занюхча, разделённых Нюхчей-рекой с основательным современным бетонным мостом. Сельсовет находится за рекой, в Занюхче. Дорога после Нюхчи некоторое время идёт вдоль Пинеги, затем забирает в сторону к границе с Коми и соединяется с бывшей болгарской асфальтовой лесовозкой, вливающейся в основную дорожную сеть Удоры.
(Удора - район КОМИ, с районным центром - Кослан, но Усогорск больше Кослана).
А места пошли уже заметно красивее, чем в Верхнетоемском районе. Пинега здесь шириной метров 80-100, холмы, возвышенные берега, приятная сосновая полянка на взгорке у реки, по тому берегу - тайга. Между Нюхчей и Занюхчей широкая долина Нюхчи-речки, ширь и просторы, скошенные зелёные луга, стоят стога, пасутся кони.
Удорская дорога обходит Кучкас как объездная, и какое-то время продолжается дальше вдоль реки, совпадая со старым трактом на Северный-Хорнему. Деревня остаётся немного в стороне, но недалеко от дороги стоит детский лагерь, известный в этих местах.
Плутая, въезжаем в лагерь, чтоб спросить дорогу. Встречаем женщину с вёдрами, вспоминаю, что о лагере и о женщине этой я уже читал в Интернете.
Темноволосая женщина лет 40, хозяйского вида. Начальница лагеря, зовут Татьяна Николаевна.
- «Здравствуйте! А я читал о Вас. Подскажите куда нам на Благоево?»
- «А это не вас женщина искала полтора часа назад?»
- «???»
Подходит мужчина и уточняет:
- «Полтора часа назад подходил 66ой, женщина в камуфляже спрашивала, не проходил ли ГАЗ-66? Тот 66ой тоже был с кунгом, и региональные номера имел 77».
- «Пётр!!!»
- «Так они же на Архангельск пошли?»
- «Какой Архангельск? Там дороги нет! Есть, но там мост разобран. Паром ходит раз в неделю. У нас сейчас одна дорога на материк через Сыктывкар».
Вспоминаю, что читал об этом в Интернете. Но так как не наш маршрут, не заострил внимания.
Мост через речку Поганцу, что течет между деревнями Городец и Остров, разобрали ремонтники, и нам пришлось форсировать ее вброд.
Наше настроение улучшилось, попробовали догнать Петра. Но тщётно, бесполезная затея. Двигатель у меня всё это время плохо тянул (раннее зажигание). Я только в Сыктывкаре его настроил как нужно.
Брусники море. От Кучкаса идет дорога по бору. Сыпучий песок, колея. Соединяется с двух полосной бетонкой идущей от границы КОМИ на Благоево. Двух полосная бетонка - 15км, дальше до Благоево и Усогорска ровный асфальт. Удивительно. На всей протяжённости до Усогорска леса нет. Кусты и грязь. Скучно ехать, на обочинах лишь волчьи следы. Легли спать за Благоево.
2008-09-15
Позвонил родне в Сыктывкар. Оказалось, что мой двоюродный брат в Удорский район приехал на охоту. В кои то веки выбрался. Три года в отпуске не был. Решили его найти через цепочку знакомых и определили, что остановился он в Усогорске и сейчас находится в одной из двух охотничьих избушек на Мезени.
Вниз по Мезени от Усогорска; от Чернутьево в 14 км по дороге, или от Мелентьево в 12.
Помчались на встречу с братом, но не в одной, ни в другой избушках его не застали.
По следам определил, что в дальней они всё же ночевали две ночи. Но так как завтра они должны опять появиться в Усогорске, по следам уже на ночь глядя, ловить их не хотелось. Завтра всё равно свидимся.
На перекрёстке Усогорск - Кослан - Верхнемезенск - Разгорт висит знак - «через 42 км движение грузовым запрещено». Пришлось нарушить, оказалось до Чернутьево отличный асфальт, дальше обычный боровой песчаник и множество ручьёв. Так вот через эти ручьи стоят мостики г.п. 3 тонны. Не один мост не пострадал, насчитал их с пяток точно. Только в 11км от Меленьтьево крутой, колейный, глиняный подъём, а так дорога сносная. Уазики ходят аж до Малой Пыссы, на переправу и далее по Мезени. Дорога вдоль Мезени очень красива. Опять же боры и брусника. Ночевали у дальней избы.
2008-09-16
Мылись в душе, собирали ягоды. Ранее знакомый сказал, что совершенно нет смысла ехать в Верхнемезенск. Такая же грязь, кусты и болота, что в районе Благоево, что тут вдоль Мезени - «Хоть глаз радуется».
Вечером в Усогорске встретились с братом, вспоминали деревню и наше детство до 4 утра.
2008-09-17
Брат планировал как раз на следующий день с двумя своими друзьями на неделю забраться глубоко на охоту и рыбалку. Но мы в их план не входили, да и сроки у нас теперь тоже не совпадали. Они собирались на Малую Пыссу, оставят там УАЗик «буханку» у знакомого и будут подниматься на свежо купленной надувной, моторной лодке 4 дня по Мезенской Пижме в верховья, там охотиться. Я по доброму завидовал, жаль, привязан к «автодому». Походить бы с ружьём и рюкзачком без ничего, как в старые добрые времена.
Пока его друзья готовились к завтрашнему походу, решили ещё вечер вместе побыть. Загрузили лодку с мотором в 66ой и поехали втроём за посёлок Ёлькыб.
Шашлыки, прогулка на моторке.
«Кайман» с транцем, двигатель «Меркури» - 15л.с.
2008-09-18
Рано утром двинулись на большую землю, спросили дорогу.
- «Не понятно ни чего по карте, как ехать?»
- «Заблудитесь ребята без GPS. У нас дороги как таковой нет. Этот год зимник прямой на Микунь был всего лишь месяц. Уазиками мы ходим через Междуреченск и на Ёдвинскую бетонку, так дальше на пол сотни км, чем грузовой «летник», зато пройти можно. Но без навигатора там делать нечего, всё исчерчено лесовозами. А вам стандартно, по грузовому, там, на УАЗах не ездим, ямы глубокие, по лобовое стекло».
- «Объясни подробно».
- «Дорога у нас одна. Усогорск, далее Будкан. Прямо до перекрёстка с ориентиром «изба Лавракерка». На перекрёстке прямо уходит зимник (туда не суйся, болото), на право, на мост (не поленись, осмотри мост, часто ломается). Этот участок самый плохой, на всём протяжении, ямы глубокие.
Ёдва, через зону, через ж. д. и плавно налево (бетонки на карте нет, она идёт примерно по визирке строго на юг). Пересекается крестообразно с бетонкой идущей от Мозындора, далее выйдешь на «Т» образный перекрёсток, тебе направо. Топишь, пока плохо не станет, когда надоест, смотри внимательно налево. Под острым углом к тебе будет бетонка, уложены плиты на посёлок, то есть с правой стороны. Ни куда не сворачивая, доберёшься до Яренска. А там уж и рукой подать до нашей столицы».
Точно не засекал километраж, но один человек сказал 380, другой без малого 500 км до Сыктывкара. Колейная бетонка, выматывающая своим однообразием. У начала зимника дорожники приколотили щит и повесили туда все имеющиеся опасные знаки. Внизу поставили стрелочку - направление и километраж. Юмор. В зоне на ж. д. переезде тоже знаки юморные, - сказочные паровозики. Ёдва - зона, на беглый взгляд - поселение. Зэки встречались на протяжении 300 км. Даже остановиться приятного мало, не говоря о том, чтоб переночевать. Ездят они так же на МАЗах - хлыстовозах, ремонтируют бетонку, сидят на обочине у костерка, брёвна в лесовоз грузят автокранами ЗИЛ-130 и МАЗ-500. Всё допотопное. Люди страшные. Не смотря на усталость, въехали в Архангельскую обл., прошли через посёлок Усть - Очея и легли спать.
2008-09-19 - 2008-09-26
Путь домой. Через Яренск - Сыктывкар (жили мы несколько дней) - Визинга - Визиндор - Шугрем - Широкий Прилук - Коряжма - Котлас - Великий Устюг - Нюксеница - Тойма - Вологда - Питер, но всё это - асфальт, шоссе, не интересно.
Ездили мужской компанией в 4 человека с ночёвкой на 66ом, на охоту. От Сыктывкара на Корткерос за рекой Сысолой сразу поворот, вдоль реки на Нювчим, далее на Кемьяр, и на Мет - Устье, через реку Мет мост есть, вдоль реки Мет прошли. Замкнули кольцо по бетонке в Кемьяр. Конечно природа не та, что в Осяткино. Об изобилии, ни каком, и речи нет.
По дороге на Питер заезжал в посёлок Ыб - это сказочное место, красота и дали. Он находится попутно в 45км от Сыктывкара. Заехал по асфальту вдоль Сысолы, выезжал лесовозной дорогой, что от понтонной переправы с Яснэга идёт. Для уазиков не проходима сейчас лесовозка. Заезжали к Деду Морозу - внимательный, добрый мужик. Желание загадали. Русский «Диснейленд» - эта вотчина с американскими ценами. За Великим Устюгом есть дорога по берегу Сухоны через посёлок Новатор. Очень красивые виды в даль на реку с высоты, но дорога сами понимаете.
О поломках.
«Шарик» не подвёл. Масло кушал, но не критично. На стоянке в Сыктывкаре, в мостах обнаружил, что масло гораздо больше уровня. Вода!!! На всякий случай поменял масло в мостах, коробке и раздатке. На обратном пути настроил двигатель, сделав зажигание попозже. Уже стал ходить со скоростью 70 -75, а не 55 - 60 как ранее. Ночью сломался ножной переключатель света, замкнул, расплавился ручной переключатель. В Котласе поставил оба новых. Перед постом ГАИ в Чекшино, провалились тормоза, плавно спланировал на стоянку. Ни кому я нужен не был. Потёк задний правый цилиндр, стёрлись колодки (их ни когда раньше не трогал), поршни выползли из цилиндров. Нашёл в загашнике трубку со штуцерами. Сделал заглушку на потёкший контур. Прокачали тормоза. До Питера добрались без приключений. Дома уже успел колодки задние поменять.
Заключение.
Из всей поездки в памяти отпечатались ярко Осяткино, Ёдва и Ёлькыб. Осяткино - рай на земле, мы сразу поняли, что это место не простое, а сказочно - дремучее. Продавщица в магазине говорила:
- «Корову хочу сейгод продавать, хорошая корова, пятилетка, второй год как отелилась, в Осяткино некому покупать, придется к весне в Северный везти».
Вот мы и задумались, а не купить ли нам корову и остаться здесь жить-поживать? Почему-то думаешь, хорошо, что есть такие дороги, по которым не больно то много машин ездит, была бы проезжая - не было бы Осяткино, а лишь обычный барачный поселок с вырубками вокруг. Люди здесь никуда не торопятся, не спешат, приспособились как-то к трудным условиям жизни, кто смог, тот уехал, а кто остался, живет своим хозяйством вполне самодостаточно. Простые люди по доброму встречают и провожают редких в этих местах гостей, а уж тем более туристов….
Lisник (Илья). 15 октября 2008 года.