4 мая в Крокус Сити Холл в Москве будет проведена ежегодная премия вайнахской музыки АССА-2013. Организаторами премии является продюсерский центр ART MUSIC Pro, а именно: авторы проекта и продюсеры, Магомед Ахриев и Магомед Оздоев.
Оргкомитет и команда представлены также: режиссером Ибрагимом Цураевым, арт-директор Магамедом Эсмурзиевым, ассистентами Луизой Махтиевой, Оксаной Александровой, художниками-декораторами Елизаветой Чахкиевой и Альбертом Костоевым, видеорежиссером Магомед Насирхоевым, литературным редактором Владиславом Урусовым. И, конечно, PR-служба, возглавляемая Берсаном Заитовым (отдельный респект).
Click to view
Скажу сразу, год назад я относилась к подобным концертах с опаской, подозрением и даже некоторым страхом. Слишком часто приходилось сталкиваться с национальным колоритом в методах проведения подобных мероприятий, даже не камерной атмосферы. Но посещение Премии АССА-2012 изменило мое представление полностью; я увидела в целом достойное воплощение прежде недостижимого идеала о построении гармонии между традиционной культурой и современностью.
Прежде всего, хочется отметить огромное значение премии для общества в целом. Негативное представление СМИ, «желтая периодика» традиционно используют кавказскую тематику для продуцирования бесконечного множества «сенсаций», которые были бы невозможны без невежества далеких от кавказских республик людей.
Благодаря таким премиям, как АССА, разрыв неминуемо сокращается, а уникальная вайнахская культура представляет себя непосредственно перед зрителем. Это не фестиваль самодеятельности, не «народный ансамбль», но и не просто молодежная тусовка с легким налетом колорита.
Это новое направление развития, практически, выход из тупика, и не только для вайнахской культуры.
Особенно, конечно, это касается сохранения целостности вайнахского общества. Вайнахам - особенно оторванным по обстоятельствам работы или учебы от родины - нельзя забывать о корнях. И тем более нельзя поддаваться на провокации, и позволять втягивать себя в закулисные политические игры, которые еще не пошли на пользу ни одному из народов, пусть даже и состоящему из нескольких этнических групп.
Чеченская и ингушская культура невозможны друг без друга, уже хотя бы потому, что невозможно разделить их основу, да и не нужно это. Танцы, песни, музыка, костюм, блюда… наконец, язык, - следует сфокусироваться не на незначительных различиях, а на глобальных сходствах.
Пытаться это оспорить - это идти против тысяч лет истории.
То, что организаторы премии АССА работают для объединения вайнахского народа, значит лишь то, что они работают для сохранения культурного наследия чеченцев и ингушей, и дальнейшего развития обеих культур, их обогащения и достойного представления интересующемуся зрителю. Сохранение традиций братства, невзирая на стремление внешних недругов это братство разрушить, всегда стояло и должно стоять для любого Вайнаха на первом месте (в том числе и по религиозным причинам), и нельзя давать забыть себе об этом; впрочем, всех других это тоже касается; грош цена такому братству которое можно разрушить передачей по телевидению, спором о клочке земли или политическими прениями.
И то, что АССА не дает забыть о понятии Братства Вайнахов, я бы поставила на первое место в списке достоинств.
СЦЕНА vs ЗАЛ
Однако 90% успеха премии АССА заключается не в происходящем на сцене - опять же, не приходится сомневаться, что уровень как исполнителей, так и режиссуры будет расти. Показателем успеха станет изменение настроений среди зрителей.
Как мудро заметил однажды один из организаторов премии, основная проблема в подобных концертах - это не сцена, а зрители. Нужно побывать на концерте, чтобы понять, что имеется в виду; это абсолютно справедливо, и оспорено быть не может. Хотя я вплоть до самой Премии не верила, и искренне и наивно полагала, что «танцы на сцене» и «свист из зала» - не более чем художественное преувеличение.
В талантах исполнителей сомневаться не приходилось. Действительно, отвлекаться от происходящего на сцене оказалось невозможно.
Зато в поведении некоторых зрителей просматривался недостаток воспитания. Даже частое упоминание пресловутого дресс-кода, оказывается, не было излишним, как не было лишним пресечение танцев на сцене (что можно, конечно, понять - лезгинка не оставляет равнодушным никого), и многие другие детали. Красные мокасины, низко надвинутые на брови шапки FBI, микро-юбки, громкий мат (!) и выкрики - недопустимы на мероприятии подобного уровня. Приятно знать, даже с учетом некоторых неподобающе одетых зрителей, что подавляющее большинство гостей выглядело действительно шикарно.
Если судить по информации от организаторов, большая часть деталей учтена, и всего за год уровень комфорта на премии обещает вырасти на 500%, с просто «весело, семейно и приятно» до «роскошный люкс». И это - второе глобальное достоинство Премии АССА: вклад в воспитание нового поколения Вайнахов (и, честно признавая, не их одних, а всех гостей вообще). Так что я не стала бы называть АССА-2013 исключительно развлекательным мероприятием.
Во-первых, хочется отметить, что организаторы позаботились о наличии отдельной молельной комнаты, что не может не радовать значительную часть гостей. Будем надеяться, что время антракта также позволит соблюсти правила обязательной молитвы всем, кто этого пожелает, не мешая при этом остальным.
Во-вторых, весьма радует новая система голосования на сайте, требующая авторизации в социальных сетях и наличия хотя бы условного комментария; конечно, не существует абсолютной достоверности даже при таком методе, но все же объективность приближена к максимальной.
В-третьих, предполагаемое проведение организованного ловзара; эта новость не может не радовать поклонников вайнахского танца, и тех, кто всего год назад был возмущен запретом на лезгинку (которая, впрочем, все равно свершилась чуть позже в не самых допустимых условиях перед входом в Октябрьский). Это совершенно верная идея, более того, вайнахское мероприятие без ловзара теряет огромную часть своей привлекательности. Ловзар должен быть; ему нужно учиться, его уровень должен расти год от года, и то, что на фоне подготовки к премии АССА организованно заработали несколько групп вайнахской лезгинки - также большое достижение.
По сути, прошлогодние претензии (и вообще претензии) к премии базировались на неподобающем поведении в зале, на недостаточно уважительном отношении к присутствию старших гостей, на недостойном вайнахов поведении (вроде оставленного за собой мусора, хождения по залу, громких разговоров). Технические же возможности места проведения концерта в 2013 году, очевидно, являются одними из высочайших - это Крокус Сити Холл, лучшая из площадок в Москве.
Хочется отметить, как великолепные находки:
- договор с гостиницей Космополис для приезжающих гостей, которым будет предоставлена скидка в 25%. Много вы знаете подобных случаев?)
- наличие бесплатных мест для инвалидов на колясках
- запрет на присутствие слишком маленьких зрителей (до шести лет) - хотя кое-кто возмущается, но подумайте, возмущенные, какая радость для маленького зрителя в нескольких часах светского общения в позднее время, без возможности поиграть и повеселиться; и какая радость в криках младенцев для исполнителей, которые вынуждены терпеть шум в зале?
- мелкие, но приятные мелочи, вроде многочисленных информационных партнеров, как глянцевый журнал RUMORS, Чечня Today, Vainah Veras, ЭТНО-радио, и так далее.
На что мы надеемся и чего очень ждем:
- на необычный сценарий и его блестящее воплощение
- на грамотный живой звук
- на неповторимый вайнахский юмор, конечно J
- на присутствие профессиональных фотографа и видеооператора, чтобы затем насладиться результатами их работы
- на динамичное, запоминающееся мероприятие, воспоминания о котором останутся надолго
- на сюрпризы; в 2012 году таковым, несомненно, стала Рагда Ханиева - уникальный юный талант, и, конечно, милый йети-гость; но в 2013 году, без сомнения, потребуется нечто особенное, возможно, даже слегка шокирующее.
Это одновременно задает высокую планку к исполнителям, которые обещали исключительно живой звук, и это же непременно покажет уровень зрителей, и списать на «неорганизованность», «непрофессионализм» и «недоработанный сценарий» промахи посетителей (а не команды) никак не получится. Так что, дорогие гости Премии, ведите себя достойно - соответствуйте уровню).
ЛИЦО ВАЙНАХОВ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ
Премия совершенно точно вышла за пределы как республик, так и привычной еще с советских времен «самодеятельности», базировавшейся в основном в домах культуры различных поселков и даже городов. Это также и не гала-концерт, и точно не «парад-продажа», затеянный с рекламными целями.
В целях проведения премии значится «популяризация вайнахской музыкальной культуры», и с этой задачей организаторы однозначно справились. Найти мостик, который связал бы уникальную вайнахскую культуру с мировой, необходимо, и у премии АССА есть все шансы.
И прогресс очевиден: проект АССА грамотно вписывается в развитие бесконфликтных интернациональных отношений и регионального туризма. Северный Кавказ снова готов поразить гостей своим беспримерным гостеприимством и богатством культуры, представленной уже на новом высочайшем уровне (очень не хочется писать «европейском», но у нас привыкли все хорошее называть именно так).
Баланс между общемировыми тенденциями и национальными традициями выдержан абсолютно точно, и удовольствие от посещения Премии совершенно точно получат даже те зрители, которые никогда прежде с кавказской и вайнахской культурой не сталкивались.
Невозможно быстро премия стала из больше «диаспорального» события - российским, и это не предел. Темпы развития потрясают, удивляют и вдохновляют стороннего наблюдателя - вроде меня.
Думаю, что после посещения премии АССА-2013 у многих зрителей, впервые столкнувшихся с вайнахской культурой, развеются и устоявшиеся стереотипы об ингушах и чеченцах, как о народах с взрывным и тяжелым характером. Открытые, жизнерадостные, веселые и красивые люди, много и в одном месте в одно время - вот, что будет.
Что же до вайнахского характера - одной из основных черт его является безупречное самообладание; что проявляется даже сегодня, когда горит Грозный-Сити: никакой паники даже в социальных сетях, и реакция хладнокровная и спокойная.
И если перед мировым сообществом вайнахская культура будет представлена с таким же достоинством и выдержкой, успех обеспечен.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА
В чем авторы проекта не получили упреков ни в первый год существования премии, ни в этом году, и в чем их нельзя теоретически упрекнуть - так это в полномасштабной PR-акции и информационной поддержке мероприятия. Задействованы и весьма грамотно все возможные каналы. Радио, телевидение, интернет; немало интриги добавляют обещанные пять Iphone и одна заграничная поездка, которые будут разыграны среди зрителей, и многие другие приятные мелочи.
И здесь Премия АССА демонстрирует все достоинства вайнахского менталитета, которые до сих пор остаются в тени мифов и мрачных настроений, нагнетаемых СМИ. На этом моменте стоит остановиться подробнее. Совершенно ясно, что сегодня вайнахский фактор является одним из культурообразующих не только Северного Кавказа, но и Юга России, и крупных мегаполисов.
Но большинство антикавказских настроений также опираются именно на вайнахский фактор. Для преодоления ксенофобских настроений, урегулирования межнациональных отношений, для представления объективной картины культуры Северного Кавказа подобные мероприятия нужны. И «АССА» представляет собой настоящий прорыв, не только в плане использования всех ресурсов современного медиа-пространства.
Так же, как я поддерживаю инициативу проведения массовых мероприятий строго соответствующих традиционной этике и духу того народа, для которого оно проводится, я поддерживаю и направление развития Премии АССА; организаторы с самого начала тонко уловили грань между этническим компонентом и уже сложившимися светскими представлениями о подобных акциях.
И на это - возвращаясь к вопросу менталитета - политикам и деятелям как Северного Кавказа, так и Москвы стоит обратить особое внимание, потому что очевидно, что именно с подобных инициатив могут стартовать и политические проекты, без риска конфликтов и неприятия при навязывании «сверху».
Талантливые люди обычно талантливы во всем; и опираться следует на них при планировании важных перемен, и советоваться с ними также не мешает; больше всего ругают тех, кто больше всех делает (закон такой), однако огромное уважение вызывает неуклонное движение команды ART MUSIC Pro к цели. Невзирая на многочисленные трудности и препятствия. Ребята, вы большие молодцы, серьезно; вы подаете наилучший пример не только среди своего народа, но и среди многих других, о чем, возможно, даже не подозреваете; не бойтесь ошибок, не ошибается тот, кто ничего не делает, а ведь с каждым днем ваше мастерство растет. Аьттув хилба шун. Дика мел дар доаг1алда шуга)
Это относится и к тем крайне ортодоксальным членам общества, которые отрицают пользу проведения как «АССЫ», так и всех подобных мероприятий, причем не предлагая альтернативы. Обычно при этом делается упор на религиозные нормы, но позвольте, неужели БЕЗ концертов, собраний, национальных организаций уровень религиозности резко подымется? Не стоит кривить душой; только подобные акции способны привести к консолидации общества, объединению его вокруг направленных на развитие, а не деструкцию, идей. Остальное сделает Эхь (Стыд - прибл.).
Кстати, о типичных чертах кавказцев вообще. ART MUSIC Pro занимается (хотя и мало афиширует) также и благотворительными сборами для тяжелобольных людей, совместно с несколькими другими организациями. Вообще, на Кавказе благотворительность имеет объем и размах, о котором всем остальным регионам Российской Федерации остается только мечтать. Почему? Может, кто-то запрещает? Нет; но потеряны как традиции адресной помощи, так и организация фондов (пусть и с оговорками на возможные мошеннические схемы). И это - еще один прекрасный пример, которым не стоит пренебрегать.
И в заключение, расскажу о личных впечатлениях и мыслях по поводу Премии.
Что впечатлило меня в Премии АССА-2012:
- хотелось бы отметить ненапряженную атмосферу, практически семейную
- самообладание ведущей, Заиды Зархаматовой, которая, невзирая на возникающие накладки, держалась с удивительным достоинством
- искренность исполнителей, например, Али Димаева, Тамары Яндиевой, Асет Самраиловой (безупречно!), Рагды Ханиевой, Idreezy, Shami…
Как и год назад, приятно порадовал сайт, действительно безупречный стиль от студии Willbenice, удобный движок сайта, и продуманная система голосования, органично вписанная в дизайн. Радует обновление новостей как в группах в социальных сетях, так и на сайте; радует и выбор места для проведения премии. Восхищена упоминанием среди приглашенных гостей Чарли Армстронга и Севары Назархан.
Организаторам хочется пожелать только не останавливаться на достигнутом, не слушать многочисленных завистников (которые были, есть и будут - и будет их, конечно, больше, ведь успеху завидуют те, у кого не получилось).
Я знаю, меня читают многие этнографы и этнологи, а также немало людей творческих профессий, любители культурных мероприятий, и даже некоторое число из «богемной тусовки». Знаю также, с каким опасением иногда относятся к приглашениям на подобные мероприятия люди, близко не знакомые с вайнахской (и вообще кавказской культурой). Ну так вот, сомневающимся: АССА-2013 - это лучшее начало знакомства, которое только возможно. Мною проверено лично на АССЕ-2012!
Многие приедут на премию из других городов, и даже стран (в том числе, издалека приеду и я сама), и, поверьте, это не напрасная трата времени (а цена билета для концерта такого уровня очень низкая, тем более, при возможностях зала Крокус Сити Холл). Настоятельно рекомендую поспешить с приобретением билетов (пока они еще есть, ведь до Премии остался всего месяц). Тем же, кто испугался размаха - кто думает, что это очень пафосно, гламурно и серьезно - все так, но прежде всего, это действительно душевно, весело и интересно.
Там встретимся!
Б1арггуд да)
Узнать всю информацию о заказе билетов и Премии можно на сайте
www.assa.fmа также Вконтакте
http://vk.com/artmusicpromotionВидео и фото в посте принадлежат их авторам - организаторам проекта, ART MUSIC Pro, и взята из официальных релизов в их группе по ссылкам, указанным выше.
За русинiв:
Вайнахська култура і мистецтво маловідомі за межами Кавказу, прецi нам знайомі. Чимало представників цього древнього прекрасного народу живуть поряд з нами, відірвані від своєї Батьківщини, і багато з них загинули в наших рідних Карпатах, захищаючи нас під чєс обох світових воєн. Разом з нами багато з них пережили важкі роки Великого Голоду, коли вони запусто давали притулок, і разом з нами вони розділили тяготи депортації в далекій Середньої Азії. Звичайно, багато хто з наших братів пішли на запомогу вайнахам у важкі роки занепаду і місцевих воєн, iнших смаг… і багато ци що покинули Кавказ чеченці знайшли свій новий будинок поряд з нами... але чи достатньо будзе?
Жєхлий дух спрягає нас…
Заради пам'яті предків, які розділили хліб і кров з відважними вайнахами, ми повинні пам'ятати Шлях, і не віддавати її. Віддати борг крові неможливо, але можна й треба відродити древню традицію братства і гостинності, які повинні відродитися з попелу разом з нашим народом. Давайте не дозволимо імперським амбіціям окремих осіб падгати нашу незалежність, гордість тай подъяку. Але заперед сього не дозволимо свійству щєзати.
Абы кємити… абы будувати нове!
Так, здало, панове; прошу бардзо до премi АССА-2013, зда до Москова, прудко вчитися працювати з мистецтвом вид вайнахив)