ВЕНДЕТТА: Слово и Дело

Feb 04, 2013 20:50

Тема эта неисчерпаема... "Крестный Отец", мафия, Албанские Вдовы, опришки, Синевирски, отвергнутый абрек, последний выживший самурай... Всех их объединяло чувство, древнее и могучее - чувство мести. Вот о нем я желаю поведать. В контексте художественного его выражения. Сразу оговорюсь, на всеохватность не претендую.


ИДУ НА ВЫ
90% боевиков эксплуатируют тему одинокого мстителя. Обычно он лишен жены и детей, оторван от родины и жаждет отплатить той же монетой обидчику, но не имеет нужной силы. Вот он копит ее, эту силу, и однажды... сладкий миг расплаты. Но тут все не так просто.

В книгах, написанных на основе все тех же дешевых боевиков, месть подается простой и понятной, ее не требуется объяснять, ее не требуется анализировать. В конце концов, всем ясна мотивация Ворошиловского Стрелка. Месть - это естественная реакция на свершившуюся несправедливость. Однако, открытая месть - именуемая "судом", в большинстве случаев сегодняшних реалий не удовлетворяет тягу к справедливости. Да и не может. Например, отсутствие смертной казни можно воспринять, только как насмешку над обществом, которое вынуждено постоянно жить бок о бок с опасными преступниками, педофилами, маньяками, рецидивистами, никогда не зная, когда и кто из них вырвется на волю.

Так что тема мести всегда будет актуальна; ровно до той поры, пока люди будут считать, что семь лет за извращенное изнасилование это нормально.

В противоположность мягкому "гражданскому" суду, общество выработало институт кровной мести, который функционирует не столько как   метод наказания преступника, сколько как профилактика преступлений в целом. Неудивительно, что наиболее долго институт кровной мести работает в более изолированных сообществах, ведь он опирается на несколько факторов: например, у кочевников кровная месть невозможна по определению в той форме, что у горцев; в крупных городах месть вряд ли будет столь же эффективна, как в маленьких селах, а с развитием транспорта и международной миграции статус мстителя ох как возвысился.

ПОЛЯ БРАНИ
Два карпатских рода, Я. и Г., никогда не выходили из перманентного противостояния. То обостряясь, то разгораясь, вражда длилась без малого двести лет. Пока однажды в дело не вмешалась третья сторона - советская власть, в лице участкового милиционера, глубоко копнувшего, и обнаружившего то ли нераскрытый поджог, то ли похищение; темная была история, и год темный был - 1957.

В ходе расследования милиция натолкнулась на лесной схрон опришков-ополченцев, и расстреляла семерых, среди которых оказались представители обоих родов.

Милиционеру и его семье добрые сослуживцы объяснили: у тебя есть считанные часы до того, как тебе и твоим объявят, кто заварил кашу, так что беги, хлопчик. Хлопчик побежал. С мамой, папой и всеми родственниками. Спустя восемнадцать лет, в Одессе, неизвестные убили и хлопчика, и его жену, и его детей, и даже папу с мамой.

На почве общей мести роды сдружились и объявили о прекращении вражды. Еще спустя некоторое время породнились. Виват совок дружба народов


Сегодня в Карпато-Балканском регионе есть зона, куда можно поехать, чтобы заняться благим делом отмщения. Это - горная Албания. Здесь к твоему желанию вырезать род обидчика до последнего ребенка отнесутся философски, и, скорее всего, понимающе, даже если и не поддержат. Многие семьи в свое время отправлялись полным составом в этот благословенный (кавычки, эге) край, дабы предаться сладчайшему делу взаимовыпиливания. Перепадало и местным жителям, которые в вендетте также преуспели, вплоть до того, что некоторые районы и сегодня представляют собой настоящие пограничные заставы, укрепленные блокпосты, отделяющие территорию враждующих сторон друг от друга.

Знаменитая история с цыганским табором, произошедшая во время Югославского конфликта 1994 года навсегда изменила и Боснию, когда бедный баро, вынужденный сняться из-за бучи сербов и хорватов, остановился случайно поздно ночью между двух сёл, и на его несчастье, жители ждали нападения от соседей. Приняв огни таборных костров за признак грядущего нашествия, жители открыли беспорядочный огонь. Напоминаю, 1994 год; Сараево; Приштина; чистки, беспредел и практически любые формы разбоя.

Бог был милостив в ту ночь, и из табора никто не пострадал, кроме нескольких подстреленных собак. Беженцы, лежа на земле и не шевелясь, дождались утра и драпанули в сторону Черногории, где на границе разворачивались бесконечные лагеря вынужденных переселенцев.

К чему я это поведала? К тому, что обычно человек, не имеющий контакта с применением "мести" в реальной жизни (именно в плане членовредительства), представляет себе месть как разовую устрашающую акцию, как некий акт справедливости. Но в жизни месть представляет собой долгосрочный проект; он может начаться с плевка под ноги на ярмарке, и привести - через череду драк, погромов, поджогов, ранений и иного насилия - к настоящей бойне, свернуть которую не представляется никакой возможности.

И подавляющее большинство пострадавших просто окажутся не в том месте, не в то время. И какой-то процент будет вообще посторонними людьми.

ВЕНДЕТТА ПО ПРАВИЛАМ
Находя среднюю позицию между абсолютным прощением и вседозволенностью, и массовыми убийствами, религия нормализовала кровную месть, превратив отмщение в метод наказания, и определив его границы.

Прилюдное наказание преступника - это мощнейший инструмент профилактики, который превратили в совершенно бесполезную систему, спрятав в залах суда, продав адвокатам и тюремщикам. Стыд, как орудие воздействия на психику, гораздо более мощно способен изменить поведение человека, в противовес тюремному заключению, которое воспринимается как плен. Проще говоря, принародная порка сквернослова, клеветника или вуайериста куда надежнее, чем томные рожи присяжных в зале, и какой-то срок на казенных харчах.


Тора предписывает "око за око", Евангелие призывает к прощению, однако напоминает и о наказании: "Мне отмщение, аз воздам"; также, предписывает судьям быть праведными, а никак не фарисеями. В Коране суд предполагает наличие свидетелей, доказательств, неоспоримых и четких, наказание при группе свидетелей, и наличие воздаяния (штрафа, виры). Особо хочется отметить воздаяние равным - то же "око за око" или возмещение его, с призывом, правда, простить преступника, особенно если он кается.

Просто и понятно; убил - покайся, верни семье за убитого компенсацию, помогай им, проси их прощения и будь впредь хорошим человеком. А если убил из ненависти, нарочно, долго планировал, со злобой и лютой яростью - голову тебе с плеч долой, и делу конец. И в назидание - это увидят остальные; может, кто и призадумается.

Как мы понимаем, религия накладывает мораторий на кровную месть в ее классическом виде. И неслучайно; без должного контроля вендетта способна захватить целые государства и народности. Особенно там, где, как в К.Б. регионе, не существует никаких (!) механизмов по предотвращению кровной мести, никаких там комиссий по примирению, никакой просветительской работы. 
...
Что ожидает человека, неотомстившего в таком обществе? Ну что ж. Первым делом, от него отвернутся родные и друзья. Друзья, конечно, помогут отомстить, но если товарищ протестует и выступает "за мир", его не поймут никогда. Его проклянут и, вероятно, изгонят, если он не захочет "исправиться".
За него никто не пойдет замуж,  если он останется дома и его не проклянут - то опозоренной останется вся семья. Сестры, дочери, дядьки... вся земля, как говорится; его могут поймать, обрить ему голову и бороду, одеть в белую юбку и прокатить задом наперед на осле, кидая в него камнями и всяким тухляком и навозом.

Причем известны курьезные случаи, когда обижалась не только своя семья, но и семья противников: они как бы считали, что их оскорбили, не посчитав нужным мстить им; чего только не бывает.

Однако, на практике, большая часть вендетт завершалась и завершается тихо и достаточно мирно, но не без запугивания. Ближе к ночи к домам интересующего семейства подъезжает некоторое количество автомобилей, из которых выходят "обиженные", и вызывают обидчиков звучной пальбой в воздух. Пальба по воротам обычно означает кровожадность намерений, но это случается очень редко.

Обидчики выходят на разборки. После нескольких часов взаимных наездов, определяется, в зависимости от тяжести нанесенной обиды, вира; выплатить виру следует прилюдно, договорившись о перемирии и срочной выплате, разъезжаются. Спустя не более, чем неделю, виру выплачивают, происходит замирение. Ну и праздник, ясное дело. 


Не более пяти процентов случаев мести доводятся до второй разборки, а где была вторая, там, стало быть, и третья; а если была третья, то пиши пропало, вира выросла уже до космических масштабов, любопытные соседи смотрят с жалостью, а каждый следующий шаг должен быть круче предыдущего.

Нельзя не упомянуть о том, что именно институт вендетты способствовал вообще возникновению системы правосудия; чтобы занять среднюю позицию между "свой всегда прав" и "бей своих, чтоб чужие боялись", потребовались тысячелетия, переход от первобытно-общинного строя к общему суду. Кровной месть могла и может стать только в том случае, если целый род (семья, клан, группировка) отказывается признать аморальность поступка, совершенного одним из своих членов. Типа, да, Вася педофил, но он наш педофил, и потому мы его прикроем. Именно это разумение лежит в основе формирования механизмов обширной вендетты.

И, к сожалению, мутантная форма кровничества всегда возникает там, где гражданские и государственные институты не работают, или наказание преступников не отвечает тяжести совершенного ими преступления.

КНИЖНЫЕ МСТИТЕЛИ
Я даже не стану разбирать авторские маразмы, просто опишу классические и неудачные приемы описания мести.
Черный Властелин в своем оплоте зла... убивает направо и налево... легионы тьмы крушат мирных жителей... стоп! кто в этих легионах? уж не соседи ли этих мирных жителей? Неужели в таком маленьком государстве, где все друг друга знают, они умудряются не жениться, не иметь детей, или таскать этих жен и детей за собой, опасаясь мести? А месть будет.

Черный Властелин... ох, а у него? Нет ни мамы, ни папы, ни жены? Ладно, он злодей, лишенный чувств. Очень, очень плохой. А вот герой - хороший! но сирота, потому что в противном случае никто не станет ждать, пока герой соберет самых неадекватных мстителей по всей автономии, а тупо придет и вырежет и героя, и его родню.

Герой мстит за обесчещенную возлюбле... стойте, а где остальные ее родственники? Она тоже сирота?

Да, насчет благородства мстителей; не обольщайтесь. Конечно, законы вендетты варьируются в зависимости от мест и племен. Где-то в круг мщения традиционно не включаются женщины. Где-то именно женщины рассматриваются в качестве главных мишеней. Где-то именно от женщин ожидают основного удара. Где-то не мстят за похищение, где-то мстят за ругань в присутствии третьих лиц. Где-то за угнанный автомобиль могут зарезать толпу родственников, где-то за толпу родственников откупятся автомобилем. Где-то можно нанять специального человека, чтобы убрать гада, где-то требуется обязательно сделать это собственноручно, и обязательно рассказать гаду, чем он сие заслужил...

Основное, что я хочу напомнить: месть - это не требование свыше. Свыше требуется воздаяние равным, желательно такое, которое отобьет у асоциальных элементов желание поступать так же. Месть - это эгоистическое чувство, не имеющее границ на планете, которое может привести к действиям, а может и не привести. Раньше месть была проще; не было Интернета, люди жили меньше, и убийство подонка рассматривалось, как естественная альтернатива смертной казни, просто свершить ее нужно было непременно своими руками, определенным способом. Сейчас месть в основном нацелена на дискредитацию противника всеми возможными методами, а не просто на физическое его устранение.


Также, если раньше о свершившемся факте мести объявлялось громко и с гордостью, сегодня, ясное дело, никто не выйдет на площадь, чтобы поорать и отвести душу: "Это я, я перерезал у такого-то тормозной шланг!". То есть, месть становится актом, необходимым уже не для сохранения лица в социуме, а для удовлетворения личностных конфликтов, сохранения лица перед собой.

Даже моя мама, кротчайшее, мирное существо, когда речь идет о мести, превращается в незнакомую мне воительницу; губы ее дрожат, руки сжимаются, глаза мечут молнии. Что до меня, я придерживаюсь мнения, что простить - лучший способ отомстить, когда это возможно, конечно; но только надеюсь, что Бог не попустит того, чтобы мне пришлось вставать перед таким выбором, потому что, зная свой характер, боюсь, что не сдержусь и обезумею)

этно, история, my rules, права человека, национальное

Previous post Next post
Up