Тим Бёртон и Галлюциногены

Dec 10, 2012 01:33

Я написала такой дивный пост по психиатрии, а этот клятый жж, будь он неладен, его уничтожил. Пока я выйду из фрустрации по этому поводу и сподоблюсь вернуть его назад, расскажу вам о просмотренном недавно кино режиссера Тима Бёртона - "Алиса в стране чудес".


АЛОГИКА И ДЕТСТВО
Детство алогично, особенно раннее; думаю, каждый, кто помнит себя хорошо, знает об этом.
Льюис Кэролл стал столь популярным, а его сказочная история об Алисе в Стране Чудес и Зазеркалье прославилась, именно благодаря тому, что он смог передать алогичность детского мира фантазий, и взрослого мира снов. Будучи математиком, он смог раскрыть своего рода "формулу" детства, которая работает единственный раз, и тут же меняется, потому что детство каждого человека уникально.

Детские фантазии редко бывают эпичны. Мир ребенка (и взрослого ребенка, например, спящего человека) состоит из деталей, и чужд размаху.
Взрослый же мир, с его надуманными правилами, лицемерным этикетом и бессмысленными действиями чужд детям. Собственно, "Алиса" именно об этом - о том, как непросто сражаться с миром непонятных и нелогичных, но "принятых" в обществе вещей. Анализировать ее с метафизической и логической составляющей бесполезно: либо атмосфера "твоя", либо нет.

Соответственно, можно просто перенести на экран происходящее - то есть, безумное действо, которое при современных технологиях будет просто зрелищно и красиво, либо создать внутри структуру сюжета. По сути, никакого сюжета в книге нет, но зато есть мир (ох уж эти миротворцы-писатели), причем просто-таки идеальный для воплощения - никаких тебе законов физики-химии-истории, просто фантазия.

Но тут в дело вмешиваются внутренние проблемы с воображением режиссера и галлюциногены.

ТРУПНЫЙ ЗАПАШОК ТИМА БЁРТОНА
Не обманывайтесь яркими картинками в Интернете! Фильм совершенно тусклый. И очень бёртоновский.

Отличить произведение режиссера Тима Бёртона несложно.
- В кадре его жена Хелена Бонэм Картер, с лохматой мочалкой на голове и скорбным лицом
- в кадре его друган Джонни Депп с мочалкой на голове, безумным взором; скорее всего, танцует и поет
- все вокруг синее, серое, черное, словно покрыто пеплом, иногда сполохи глубоких тонов - пурпурного, индиго, малахита
- трупная эстетика: отрезанные ноги, головы, кости, танцующие скелеты, лужи крови, монстры
- у всех героев под глазами синяки


При этом детские произведения Бёртона вроде "Кошмар перед Рождеством", "Труп Невесты" или "Франкенвини" - добрые, очень хорошие сказки. Дети не взрослые, и трупов не боятся. Они искренне сопереживают монстрикам и монстрам, которые живут своей жизнью в романтических сказках, помогающих пережить многие травмирующие моменты, своего рода, это "Пляски Смерти" эпохи Босха или Брейгеля. Оригинальный жанр Бёртона не выходит за рамки трупной комедии-мюзикла (или трагедии - но тоже мюзикла). Хорошей при этом - среди работ попадаются истинные жемчужины. Вот мальчик и его любимая мертвая собачка, вот кукла и ее любимый друг-скелет, вот труп невесты и живой жених. И везде бархат, обрывки кружев и много-много синяков под большими глазами. В оригинальном жанре, где Тим сам себе хозяин, это даже работает.

Но за "Алису" он взялся зря. Алиса - это категорически другой жанр, жанр о безупречной алогичности снов и фантазий, и о том, что фантазия эта вечно жива и безумна. Тим Бёртон же в работе пошел своим путем: Алиса вырастает, и попадает в мир своего детского сна, где всем правят хаос и разрушение, и глобальный кризис. Подспудно это вызывает недоброе психологическое бо-бо в зрителе.

Я просто перечислю:
- Джонни Депп в роли Шляпника - это зря. Джонни прекрасен в любом образе - он мог быть Чеширским Котом, Зайцем. Но делать его центральным персонажем- клоуном (тогда как все остальные тоже клоуны, по задумке) - это чересчур. И разноцветные синяки под глазами не спасли.
- В попытке, видимо, спрятать Деппа под его персонажем, к нему применили совершенно варварский макияж и имиджмейкинг, в отличие от других
- Актриса, играющая главная героиню, может, и  имеет потенциал. Но если все время по сценарию она хмурится, щурится и негодует абсолютно статично - потенциал этот прочесть невозможно. Даже две жалкие улыбки - и те хмурые, и еще с подглазными синяками, и бесконечным оголением-одеванием - у нее просто нет шансов как-то выделиться, особенно на фоне Деппа, пусть и зверски загримированного
- и у всех актеров хоть разок, но мелькает на лице читаемое на всех языках мира выражение "Я работаю за зарплату"
- Слишком большой размах и эпический простор погубили всю камерность. В картине до удивления пусто - не хватает героев, не хватает движения. Остается только сомнительный пафос.
- начало и конец фильма, притянутые за уши и до одури тоскливые, дают вместе 25 минут (!!!) экранного времени
- обещанная жига-дрыга - танец победы - составляет полминуты конвульсивной графики, безо всякого изящества и какой-либо оригинальности. Вместе с прочими "изысками" это делает финал скомканным, скучным и абсолютно разочаровывающим.


Несмотря на это, есть и плюсы у картины:
- Хелена Бонем Картер прекрасно сыграла свою роль. Пожалуй, это одна из ее лучших ролей.
- Энн Хэтауэй тоже оказалась на высоте в своей роли. Поскольку однозначно положительных героев нет, достаточно было отыграть предложенное безумие с минимальным талантом, но в общем и целом, роли Королев хороши, как и игра актрис.
- Чеширский Кот хорош - впрочем, этот персонаж сложно испортить.Хотя его чертовски мало относительно того же Шляпника.
- костюмер постарался (отдавая должное, разумеется, обязательным лохмотьям в неповторимом бёртоновском стиле)
- музыка добротная.

Тем не менее, фильм получился кислый и полный нафталина. Трупная эстетика Бёртона оказалась чужда детской непосредственности Кэролла и его мира. Даже игра в сиквел несуществующего оригинала не спасает. Вся фантазия Бёртона ушла в пшик и графику, и результат получился так себе. При том, что в оригинальных произведениях, режиссер проявлял большую смекалку, и они объективно веселее.

И дело вовсе не в "экранизации" - это, конечно, ни разу не экранизация, и не планировала ею быть. Просто неоригинальные герои выявили в режиссерской работе Бёртона большую незарастающую брешь: он может взять самый разноцветный мир, перекрасить, образно говоря, белые розы в красные, но не способен отойти от кладбища и разрухи дальше, чем на шаг. На кладбище у него добрые скелеты, вампиры и зомби, человечные и милые, но в фантастическом мире Страны Чудес у него люди, по сути, совершенная нежить.

Мне эта работа напомнила "Воображариум Доктора Парнаса" - гораздо менее удачный фильм, полный девочек в лохмотьях, галлюцинаторной спорадической яркости и викторианской разрухи. И тоже с Деппом. Чем-то, так же, похоже на "Куда приводят мечты" - еще один фильм о потустороннем, которого я опасаюсь и не слишком люблю, но который при этом совершенно цельный и понятный.


В сухом остатке: мертворожденный фильм, невнятная главная (а главная ли?) героиня с одинаково равнодушной рожей и в тряпочках, куча графики, рассчитанной на масштаб Трои, Спатанцев, Аватара и еще чего-нибудь столь же фееричного, потрепанный, но так же пекущийся о своей шляпе Джек Воробей, спятивший от грибов и мескалина, который, вопреки чаяниям романтически настроенных девушек, так и не поцеловал главную героиню. Побрезговал, наверное.

ЭПОС, ПАФОС или ВСЕ-ТАКИ КИНО?
Итак, чего же не хватает в фильме до полного cчастья?
1. Гусениц должен был сказать в конце что-то, типа "люк, я твой отец", очень напрашивалось.
2. Алиса должна была хоть раз крикнуть: "ЭТО СПАРТА!!!"
3. Не было бравых американских морпехов на вертолетах, мне кажется - упущение, они бы вписались.
4. Продолжить танец шляпника веселой диснеевской песенкой.
5. Момент в конце, где преображенная Алиса обходит всех знакомых и втирает им правду-матку, не завершен, надо было хоть кому-нибудь сказать: "А ты! Ты! Хотя нет, ничего..." - и махнуть рукой.
6. По-больше слов об акциях-облигациях, чтобы окончательно раскрыть тему становления юной бизнесвумен, как следствия аццкого мочилова с бармаглотом.
7. Ну и, разумеется, Чака Норриса... мм, не важно, в какой роли )  (с)

Алиса смотрит на перспективы воплотиться в больном воображении Тима Бёртона печально, грустно и вместе с тем в недоумении)
И да, наблюдать за этим визуальным пиршеством - сплошное удовольствие, тем не менее, каждый раз, когда очаровательная Хелена Бонэм-Картер произносит свое коронное: «Голову с плеч!», ты подсознательно абстрагируешься от происходящего на экране, совсем непроизвольно закрываешь глаза, после чего перед тобой всплывает вот такая чудесатая картинка: эшафот и два палача, один - для режиссера Бертона, другой - для сценаристки Линды Вулвертон. Скорее всего, первого стоит помиловать, поскольку уподобившись змее, кусающей себя за собственный хвост, он и сам себя когда-нибудь окончательно сожрет. А вот вторую действительно необходимо жестоко казнить. Даже не за Бармаглота, которого облаченная в рыцарские доспехи Алиса, должна покарать Вострым мечом, и даже не за гусеницу, порхающую в эпилоге красивой бабочкой. А за невообразимо дикий финал, где кроткая героиня сновидческой фантасмагории перевоплощается ни с того ни с сего в авторитетную бизнес-вумен, рассуждающую вслух о необходимости взятия под контроль рыночного пространства Китая. (с)

Конфетка, которая менее терпима, высказалась так:
- В дупу Тима Бёртона! Скурвился и не растет творчески.
Ну-ну, не будь столь категорична, проше пани.

Совершенно очевидно - для меня - что грибы, ЛСД и марихуана не являются веществами выбора для пана Тима. Он давно привык к героиновой эстетике, и портить отработанные приемы новым механизмом подачи галлюцинаций откровенно западло.

А вот наилучшая рецензия на фильм, которую я только нашла:
http://vk.com/note88947909_10093400

ненависть, деграданс, толерантность, кино

Previous post Next post
Up