КНИГИ и КУЛЬТУР-МУЛЬТУР: О Вкусах Спорят

Dec 06, 2012 04:19

Раз уж мы спорим о вкусах, позвольте мне представить вам десяток (или около) того вещей/книг/явлений культур-мультур, которые я не люблю, и аргументировать это дело.

Как-то раз мама смеялась надо мной: ты, говорит, специалист по всему, что ненавидишь. Так и есть. Помимо любимых грядок, у меня есть заросшие выгребные ямы, которые я не забываю проверять, регулярно обновлять и тихо и счастливо ненавидеть.

Например, Русский Классический Балет.
И вообще Балет.

Но ради того, чтобы понять, что же я в нем так ненавижу, я пересмотрела все фильмы про балет, облазила все эти гнусные форумы, и вычленила для себя причины ненависти.
А все для того, чтобы человеку, который начнет со мной спорить о вкусах, не споткнуться об отсутствие аргументов. Я люблю знать, что меня возмущает. Причем оно не обязательно плохое, или гнойное. Оно есть, и оно не нравится. Как Достоевский. Русский классик. Все знают, какой он молодец. Но многим не нравится. Мне тоже, кстати. Впрочем, Достоевскому, я так думаю, дела до этого нет.

Итак, поехали. И я постараюсь не ругаться.
1. Мария Семенова.
Волкодава я прочитала позже всех. Первое, что я прочитала у Семеновой - это типично-женское про Валькирию, где русы-косы, нормандские сказки и приблизительные познания сочетаются во вполне сносный романчик. Очень милый и предсказуемый романчик, с любофь-любофь, женскими штучками и самокритикой в нуной форме, нормально, в общем.

А вот так излюбленного фанами "Волкодава" прочитала уже значительно позже. И весьма подивилась. Есть проработанный мир и куча интересных подробностей, статисты-злодеи, благородные помыслы, но нет главного героя. Ну нет его. Сферические силы добра весь цикл помогают деревенскому увальню, тоскующему по невозбранно утерянной родине (которую он помнит из сладкого мальчукового детства, ага), но ни личности, ни харизмы, ни того самого благородства - нет. Во всем виноваты фанаты, они так сладко пели о прекрасном идеале и высокой морали...

Я читала и дивилась, вот реально.
Пацан шел к успеху. Ему помогали хорошие тети и уважающие теть дяди, он ругался на нелюдские порядки развитых столиц, и тосковал по провинции, куда в итоге должен был вернуться. Всю дорогу ему все не то, а вокруг цивилы, не осознающие и люто враждебные. Все блаародьство заключалось в драках там, где это позволяли обстоятельства, немного пообжиматься с девками без последствий и намерений (все ооочень целомудренно), почитать внутри себя (реже наружу) мораль о женском превосходстве и поностальгировать о добрых бабушках.

Семенова явно хотела разрушить глубинные травмы , а вместо этого доходчиво рассказала, откуда что, где как добывают, чем торгуют и почем, как обращаются с детьми и тетками, что едят-чем моются, и как хорошо жить на природе с коровками и зайчиками. Но главный герой не только кал безрадостный сам по себе вольный гастарбайтер (ходит, нанимается - вот смысл), он как бы должен нести идею, что ли. Мораль. А нет ее. Уж очень этим надуманным "благородством" тыкают повсюду, но между строк ее нет. И из-за этой пустоты я жуть как не люблю Семенову.

Про фильм не говорю вообще, это разные сорта оно самого.
Самое любопытное, что автор явно плохо представляет себе как матрицентрические порядки (видать, из каких-то книжек сомнительных источников), так и положение мужчин. Для антагонизму выделю брата-близнеца Волкодава из темного мира - главный герой "Темного Эльфа" Роберта Сальваторе. Мужчина, вырвавшийся из-под бабского матриархального гнета, нежный, трепетный и несчастный. Правда, там серия совершенно невозмоных размахов, и герой развивается очень медленно (только к концу какая-то движуха). Но ему простительно, он пятьсот лет проживет, он моет долго быть ребенком-подростком.

А Волкодав все ж должен как-то двигаться вперед, но нет, из книги в книгу он стабильно все тот же угрюмый бородатый максималист-переросток, деревенский выходец и возвращенец, отвергающий больше, чем воспринимающий. И все же мне всегда казалось, что консервативность, мягкость, уклончивость и прочие черты в низкотехнологичном мире как раз воспринимаются, как свойства женщин.

В общем, таковы мои причины нелюбви.

2. "Хроники Нарнии", ни книги, ни фильм, "Питер Пэна", "Гарри Поттера" и всю бадягу.
С самого детства я ненавидела кино про детей. И книги.
Как они что-то совершают, чего-то добиваются и тому подобное. Во-первых, я терялась в логическом кольце: смысл тогда вырастать? А вырасти хотелось. Во-вторых, зная себя в случае опасности, я сильно сомневалась, что способна на какие-то гипер подвиги, а я была отвязной девчонкой, и не боялась почти ничего (из того, что обычно регулярно идентифицируешь как "опасность", в реальной детской жизни).
А может, все дело в разнице между детством "с приключениями" - у меня они были, нормальные детские приключения, и городским унылым двориком, где повсюду многоэтажная тошниловка и никаких героев и сказок.

Этот жанр - увы.
Тут, впрочем, и говорить нечего.

А также, в форме списка:
- все фильмы про супергероев, мутантов, превращенцев и т.п.
- все фильмы и книги,и  комиксы, и наклейки и я фиг веемс що - с мумией, которая то возвращается, то мигрирует в Китай, то всплывает на даче у Эрнста Мулдашева, в озере Байкал и на плато Путорана. Иыди нечисть!
- все формы теорий, высказанные в духе "На пропавших Ведах/списках Сварога/золотых пластинах майя/коровьих кизяках Атлантиды было написано то-то, и потому"
- пуделей
- соревнования в любой форме, от спортивных до литературных, песенных и прочих. Мне нравится смотреть на результат, но я стараюсь не голосовать в гонке. Все эти конкурсы красоты, конкурсы пирогов, младенцев и интерьеров - мимо. Этот пласт культуры мне, даст Бог, удастся избегать до конца дней.
- Гвинет Пэлтроу, Никиту Михалкова и когда люди пытаются подражать не интонациям, а акценту. Это мало у кого удается, и обычно смотрится убого и расстраивает.

детство, ненависть, накажи себя первый

Previous post Next post
Up