ИСТОРИЯ-2: Путаница с Теориями

Oct 30, 2012 05:41

Современная нахская лингвистическая и этнографическая теория редко обходится без расхожих и не очень мифологем происхождения. Над этим бьются все подряд, особенно учитывая высокое внимание к генеалогии. Однако мало кто задумывается, что в нынешней политической ситуации, взгляд "изнутри" котла будет неизбежно политизирован, и лоббирование (проталкивание) определенных теорий тому живейшее подтверждение.

Да простят меня те, чьи убеждения я могу оскорбить своими унылыми фактами, однако лучше знание фактическое, чем  гипотетическое, и лучше знание объемлющее, чем кастрированное.
Я хотела выложить это позднее, но решила сделать к годовщине геноцида в Пригородном Районе.
Не выученные уроки истории имеют свойство повторяться.



ПРЕДЫСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ
Эскалация конфликта с имперскими войсками на Северном Кавказе, возникшая к 60 годам 19 века, привела к нарастанию военного присутствия. Одновременно, многих офицерам, прибывшим ради "побывки" - фактически, участвовавшим в конфликте как дипломаты - приходилось брать на себя роль ученых-этнологов. Именно им мы в большинстве обязаны непереводными сведениями об обычаях горских народов.

Сегодня, если приедет офицер некавказских кровей с Кавказа, и представит записки без фотографий, без иных свидетельств, и на этих фактах будут основаны теории - как мы это назовем? Мы назовем это профанацией, и ученых, строящих свои догадки "из вторых рук", да еще из рук явно заинтересованной стороны - не воспримем.

Однако для конца 19 века такая ситуация часта. Несмотря на это, такие люди, как Семенов с его "Туземцами Северного Кавказа" или Дзидзария, могут нами сегодня быть оценены, как не столь пристрастные авторы. Хотя записи Семенова и полны высокомерия, неточностей, характерных для эпохи эмоциональных пассажей, многие заметки представляют огромную ценность. Но не столько для изучения "туземцев", сколько для изучения методологии контакта.

О нем когда-нибудь в другой раз, но я надеюсь, что немного становится яснее начало этнологического экскурса на Кавказ.




ПЕТРИФИКАЦИЯ ТЕОРЕМ
Петрификация - чудный термин, означающий "окаменение". Я сочла нужным его применить, чтобы показать, какова общая ситуация в рассмотрении некоторых этносов.
Петрификация в данном случае означает, что некоторые теории, фактически давным-давно устарели, однако, ввиду их распространенности, на них попросту не покушаются, оставив это на откуп времени. Фактически, петрификация - это предшественник религиозного культа или верования.

Пример из другой области:
- индуизм - это языческая религия, распространенная в Индии
Одна из классических петрифицированных теорем, распространенных даже в среде (!) научных деятелей. Регулярно слышать такое от людей науки, пусть даже не теологов, не гуманитариев, это то же, что принимать как "точку зрения" положение Солнца, вращающегося вокруг плоской Земли.
(на самом деле, индуизм - это группа ведических мировоззрений, дополняющих многие политеистические или монотеистические культы. Но это отдельная песня).

Так вот, относительно нахских народов существует особо жесткая петрификация. Тогда как этнография развивается интенсивно, в РФ, к сожалению, развивается псевдонаука, экстенсивно (появляются новые бредовые теории, ввиду новизны набирающие некоторую популярность до появления следующих).

Феномен петрификации лежит в основе работы СМИ, масс-медиа вообще, и государственных систем зомбирования в принципе) известно, как только народ становится "убежден" в каком-то "очевидном" факте (сообщенном в нужном ключе теми же СМИ), доказательств теория не требует, становясь псевдоаксиомой. Пример: "чеченцы - террористы", "Чечня напала на Россию" (из 90х), "чеченцы очень богатые" (из 2000х).

Является ли это острой проблемой? И да, и нет. Петрификация имеют тенденцию жить жизнью породившего их общества (культа, режима). Фашистская Германия, коммунистический СССР, монумент идей чучхе КНДР... абсолютно все формы государственности порождают свою систему верований. С концом СССР множество над-общественных догм мгновенно рухнули, задев, к сожалению, и глубинные убеждения. Кстати, "русские пьют", это тоже петрифицированный штамп. Потому что, даже встретив сто примеров непьющих, человек с петрификацией внутренне надеется и ищет тот единственный случай, который вернет его на исходную позицию (!!!) запомните вот это последнее предложение.

В отношении описанной проблемы имеются также вот какие законы:
- чем ближе к объекту находится субъект (испытатель), (имеется в виду связка), тем более предвзяты его исследования, тем сложнее ему преодолеть П.
- П. порождают: мало системной информации и много хаотической информации.
Таким образом, сначала неизвестность порождает верование (порой абсурдное), затем верование порождает заведомо ложную и очень субъективную информацию.

НАХСКИЕ ТЕОРИИ
Вот мы и добрались до собственно проблемы, вооруенные вышенаписанным. Какие же "теории" существуют в отношении происхождения и развития нахских народов? (подсказка: внизу - комментарии к ним):
- аланская (сарматская) теория.
- хуррито-урартская
- еврейская (хазарская, халдейская)
- арийская
- казаческая
- неандертальская
- картвельская.

Многие из них причудливым образом бывают переплетены (и таким образом, формируют новый исторический миф). Я не рассматриваю псевдологические теории, типа "небесного народа", "детей Прометея", "потомков Атлантиды" и прочего бреда - его хватает и без упоминаний, причем это достаточно однообразные для всех народов). Теперь о фактическом обосновании и петрификации некоторых из этих устаревших либо неверных теорий.

1. Картвельская теория. Гласит, что нахские народы представляют собой последовательный этап развития картвелоязычных племен, своего рода, переход от адыгов (кабардинцев, адыгов, абхазов) к картвелам (грузинам). Подтверждалась многочисленными картвельскими заимствованиями в нахских языках, в опровержении не нуждалась - была опровергнута методом сравнения миграции гапплогрупп и не-картвельского языкового субстрата.

Причина популярности этой теории, которая особо продвигалась в конце 80х в СССР, ясна. Нарастание напряженности в регионе требовало разрешения проблем с государственностью "малых коренных народов", то есть, фактически, срочно требовалось приписать проблемные районы к тому либо иному государству с давними контактными отношениями с упомянутыми этносами. Также в эту теорию укладывали аварцев и даргинцев, лезгинов же приписывали к Азербайджану.


Зерно истины: в самом деле, нахские этносы имели давний и прочный контакт с грузинским населением, это были весьма дружелюбные в массе своей отношения, заимствования внутри народов также имели место, весьма были распространены экзогамные отношения с - например - хевсурами. Паралельно, точно такие же отношения установились с кабардинцами. Однако весьма непоследовательно любые добрососедские и братские отношения приписывать родству.
НАПРИМЕР, в Карпатском регионе, существует своего рода альянс высокогорных жителей: гагаузов, гуцулов, мадьяр (венгров) и даков - румынского населения Буковины, помимо валахов (до 1992 селившихся обособленно в некоторых долинах). Все эти народы, говорящие на разных языках, относящиеся к разным этносам, и даже разным государственным образованиям, жили вполне мирно, вплоть до Приднестровского конфликта, когда затяжные этнические чистки и противостояния фактически привели к вытеснению этнических анклавов за пределы их исконного места жительства. Кстати, показания википедии относительно упомянутого конфликта  и многочисленные свидетельства очевидцев разнятся, но на это мы, допустим, не обратим внимания...

2. Хуррито-урартская и еврейские теории

Смысл в том, что последние выжившие потомки государству Урарту, не поддавшиеся влиянию более сильных династических либо пришлых сил, бежали из области Армении в горы. Семитская теория добавляет обычно к истокам государственности либо Халдею, либо Хазарию. Распространение этой теории началось в конце 90х, и сводилось к объяснению стойкости чеченцев их родством с евреями (арабами в меньшей степени - что странно, учитывая семитскую принадлежность арабов), а следовательно, участием в мировом еврейском заговоре. Хуррито-урартская теория распространилась вместе с вновь начатым изучением древнего города Нахчичевань, и незатихающими спорами вокруг территории Нагорного Карабаха, где каждая из сторон надеялась обнаружить археологические подтверждение своих прав.

Обе эти теории в своей основе имеют длинную историю существования иудейских и иных семитских племен южнее от Северо-Кавказского хребта,  а также имеющиеся в чеченском этносе "еврейские" кланы (тейпы), и тот факт, что распространение нахских народов на территориях Кавказа и даже Закавказья определенно было шире, чем оно есть сейчас. В самом деле, незначительная, но объективно существующая доля нахского этноса носит в себе семитское родство.



(на картинках - распространение некоторых гапплогрупп в Европе, на второй - распространение реликтовой группы).

Семиты, населявшие в основном Месопотамию, и родственные им народности, формировали древнейшую цивилизацию, благодаря удачному расположению и многим другим факторам. Семитский цивилизационный субстрат распространен во многих языках и культурах Средиземноморья, Армении, Абхазии, тем более, Греции... вне всякого сомнения, нахские этносы имели контакты с семитскими народами, однако результаты генетических исследований сообщают, что контакты эти не были определяющими для формирования этноса. Также незначительно присутствие раннесемитских заимствований в языке (исключая позднейшие арабизмы, принесенные Исламом).

Даже если предположить, что существовал постоянный миксогамный контакт (смешанные браки), у евреев и многих других семитских народов принята матрилинейность - исчисление рода по линии матери, а нахское общество, хотя и уважает материнские корни, ведет свою генеалогию в основном патрилинейно. Таким образом, тот незначительный семитский субстрат, который на самом деле наличествует в нахском (в основном, чеченском) обществе, не может значить, что долгое время нахские этносы находились под сильным влиянием государств Месопотамии или семитских племен, ведь, в таком случае, семитский субстрат обнаруживался бы во всем обществе, а не только в конкретных тейпах.

ПРИМЕР: многие роды (виры) славянских племен Карпато-Балканского региона ведут матрилинейную генеалогию. Матрилинейная генеалогия также характерна для многих тибетских народностей, параллельная матрилинейная генеалогия была характерна для североамериканских индейцев, для норманнов, для кельтов и галлов... а также - для коптов и распространена в Древнем Египте. В основе любой генеалогии - евгенические стремления не допустить или упорядочить близкородственное скрещивание, или контролировать кастовые и династические браки. Матрилинейность нельзя считать определяющим признаком принадлежность к определенному народу либо государству.

3. Неандертальско-казаческая теория (очень популярная)))...
появилась и распространилась в начале 2000х. Объединяет все предположения о том, что дикие пещерные люди слегка цивилизовались под влиянием пришельцев снаружи, и затем выпилили оных.
Это одна из тех нацистских теорий, которые всерьез обсуждаются малообразованными либо просто неинтеллектуальными любителями порассуждать о чистоте крови и т.п.
Согласно ей, существовали некие дикие кавказские племена, живущие в районе сегодняшней Горной Ингушетии и Ичкерии, которые жили в пещерах, ничем, кроме воровства, не занимались, и которых загнали в горы более развитые племена.

Затем к ним стали присоединяться беглые казаки (не падать!), которых посылали "нах". Так появились "нахи".
Этот разношерстный народ сформировал свой грубый суржик, и вот... в основном, всплывает при обсуждении Надтеречного района.

Несмотря на жуткую наивность и недалекую глупость этой теории, она весьма хорошо демонстрирует общий подход "имперцев" (пособников мирового империализма) к любым жителям колоний, когда достижения колоний воспринимаются, как отходы культурного центра империи, либо заимствования у более развитых соседей. Одновременно, опровергнуть эту теорию было совершенно невозможно, именно ввиду ее наивности и кажущейся простоты.

Тем не менее, теория не учитывает один важный момент: кто жил в горах ДО прихода туда завоевателей? если верить ей, то примитивные пещерные люди (неандертальцами они быть не могли, т.к. неандертальских корней нигде, кроме Албании и западной от нее Европы, не нашлось, под вопросом несколько этносов, но точно не нахи: нахи типичнейшие кроманьонцы). Если представить себе предполагаемое бытие этих "диких пещерных людей", становится весьма печально: земледелия нет, скотоводства тоже нет, лезгинку танцевать холодно... стоп! А что говорит об этом теория?

Куда теория помещает культурный пласт: танцы, музыку, песни, костюмы - например, непохожий на остальные, женский исконный костюм, - сказки?
Может, дикие пещерные люди заимствовали лезгинку у соседей? Вместе с гармошками и одеждой? Но как? Чтобы это произошло, цивилизованные люди должны были танцевать, петь и жить рядом с заведомо дикими, волосатыми пришельцами-йети, достаточно долго, чтобы все их разом привести в свою норму.
Как вы думаете, много ли среди "цивилизованных" людей 15-16 века нашлось бы таких альтруистов?
Даже если бы они держали этих диких людей, как рабов - как вы думаете, хозяину надо, чтобы раб имел хорошую обувь, костюм, чтобы он пел, танцевал и вырабатывал собственные обычаи и язык?



Аналогичная участь постигает теорию выпиливания дикими людьми цивилизованных строителей башен, склепов, замков и иных многочисленных свидетельств развития... ЧТО противопоставит дикий пещерный йети обладателю стали, с высоты в 20 м боевой башни, с сигнальным огнем? Когтистую лапу или дрессированного медведя? Или задавили числом (в горах.... что они ели?).

На самом деле, эта теория стара, как мир (так британцы, например, многие относились к индусам, так Кортес относился к ацтекам). Она предполагает, что не-имперская нация (этнос, племя, семья...) заведомо не способна на самостоятельно культурное достижение, а стало быть, и развитие, без контроля империи (либо вышестояего "цивилизованного человека"). Мерилом цивилизации в данном случае служит готовность служить и подчиняться навязанному извне закону.

Высшей мерой циничности в указанном ключе служит якобы услышанное одним из офицеров армии, во время войны в Чечне 96 года, слова старого чеченца: "Спасибо Сталину, что он нас выселил, хоть посмотрели, как нормальные люди живут (или как надо жить)". На такую фантазию, слепую и глухую, способен только человек, искренне полагающий себя спасителем самим собой придуманных "диких пещерных людей".

4. Арийская (алано-сарматская) теория.
С середины 2000х и по наши дни.
Весьма популярная теория, развившаяся, в основном, как результат осетино-ингушского противостояния, и конфликта территориального. Состоит в том, что Алания (как себя именует Северная Осетия) частично представляет собой землю аланов (ингушей), вытесненных затем в горы. Обычно соседствует с хуррито-урартскими теориями.

Эта теория, хотя и получила широкое распространение, имеет ряд существенных недостатков, своего рода, белых пятен. Замешанная, кроме того, на политических противостояниях, она ничем не краше предыдущих, превратившись в орудие борьбы и удалившаяся от первоначального смысла, хотя во многом и опирается на объективные факты.

Во-первых, теория сообщает, что нахи - это потомки скифов (сарматских племен, арийцев - как ни назови), что подтверждается курганной культурой. Действительно, курганная культура характерна для указанных народов. Курганы обнаружены в районе Ведено. В горах, где земля является ценнейшим ресурсом, курганы "лысеют" и образуются наземные сооружения (дольмены, "солнечные могильники"). Курганная культура характеризуется разделением мира живых и мира мертвых - подземного мира - в котором мертвый будет так же нуждаться в предметах быта, кто был на богатых  цыганских похоронах, поймет меня).

Нахский народ действительно до прихода Ислама был типичным народом с курганным (дольменным) методом захоронения.
Во-вторых, аланы и сарматы действительно кочевали вдоль Северо-Кавказского хребта, а осетинский язык - относится к иронским.



Собственно, в-третьих, больше ничего не будет. Теперь о недостатках теории: во-первых, культура нахских народов обнаруена в регионе значительно ранее сарматского переселения, язык нахский относится со всеми диалектными группами к нахско-дагестанским, условно относимым к сино-кавказским (проще говоря, мало исследованным), а само устройство нахского народа не нуждается и никогда не нуждалось во внешней государственности для общественного контроля!

Структура тейповой демократии (клановой демократии, если так проще), характерна для многих народов, в более расширенном понимании, мы можем наблюдать ее развитие в иерархичное кастовом образовании Раджпутана (Индия), где, по сути, существовала слегка усложненная тейповая система, превратившаяся в кастовый абсолютизм. То есть, верховный правитель автоматически делал свою касту и представителей своего рода выше, наделял их расширенными полномочиями и властью, а они, в свою очередь, определяли кастовое положение других кланов (тейпов). Это характерно для вынужденного абсолютизма - так, подобная система в Раджпутане особенно развилась во время противостояния Империи Моголов, где был замешан и религиозный конфликт.

Для кочевников же столь жесткая система нехарактерна, так как кочевая единица уже предствляет собой иерархичный клан. Разовая миграция может собрать множество кланов, но как долго просуществует такое образование? Любая форма "насильственной государственности" - это ответ на неблагоприятные условия. При такой государственности разве можно предполагать наличие в нахском обществе принятых тейпов из других народов, находящихся в том же братском положении, что и остальные? Тем более, учитывая экзогамную системы браков у нахских народов - здесь не женятся даже на троюродных, тогда как для кочевых народов часто характерна как раз эндогамия. Экзогамия характерна для оседлых народов, так же, как и большее внимание к генеалогии.

Так же, эта теория предполагает, что из двух сторон, "пробуемых" на роль потомков аланов, кто-то определенно лишний, причем - совсем, и мы возвращаемся к неандертальской теории.



ТАКИМ ОБРАЗОМ, мы приходим к тому, что алано-сарматская и арийская теория в том виде, в каком они существуют сейчас, не охватывают все множество тонкостей и вопросов, которые существуют относительно этнических традиций и их формирования, и предполагает весьма натянутые объяснения многим культурным явлениям нахов, вроде строительства, браков, тейповой системы и многих других.

Однако разрешение территориального конфликта не нуждается в этой теории. Суть территориального вытеснения проста: вытесняет тот, на чьей стороне сила. Сам конфликт за территорию появился после того, как Буро (Владикавказ) стал важным опорным центром имперской армии, а ингуши были переселены с плоскости в горы. Даже при помощи казаков, армия не могла удерживать обширные территории, в достаточно напряженной обстановке и соседстве с многими озлобленными коренными жителями. Грузинские союзники находились через Дарьяльское ущелье, но были близки к нейтралитету - у них с ингушами территориальных споров не было, их разделяли необжитое высокогорье и Военно-Грузинская Дорога. Кабардинцы категорически отпадали как союзники, не говоря уже о дагестанских народах (расположенных далеко), или воинственных карачаевцах. Хорошо чувствуется атмосфера в записках офицеров тех времен: стараниями Ермолова, операции по вытеснению коренного населения не прошли даром для гостеприимства от кавказцев.

Единственным способом удержать важную Военно-Грузинскую дорогу для Империи было вступить в союз с осетинами в лице их предводителей (каковых у ингушей и чеченцев не наблюдалось). Тому было несколько предпосылок: первое, осетины были православные, как и армейцы. Это сегодня подобное не кажется определяющим критерием, но тогда союз против "басурман" и нагнетание межрелигиозного противостояния могло способствовать развязыванию конфликта (заметьте, с грузинами не развязало, то есть, нужно было множество факторов). Второе: осетины - ближайшие неродственные соседи ингушей, а соседи всегда имеют друг к другу множество претензий, даже если живут относительно мирно. Третье: недовольные дигорцы с трудом подчинялись командованию от имперских офицеров, и активно сопротивлялись им. Одновременно с этим, росло и казачье население, и всем требовалась земля. Осетины на ингушских землях были нужны армейскому руководству по многим причинам: они не давали угаснуть взаимной вражде, управление настроением общества управлялось теперь при помощи земли, которую ингуши "получали" за хорошее поведение, и которая у них отбиралась при малейших несогласиях и неповиновениях. К тому же, осетины прекрасно знали, на чьей земле они живут, и, как и всякие кавказцы, не могли чувствовать себя в безопасности, становясь уязвимыми и нуждаясь в поддержке. Одновременно с этим, в слегка освободившиеся осетинские села насаждалось казачье население, находившееся в не лучшем положении (если не в худшем). (в общем, как и сегодня, слабые, кровники, преступники, одинокие, изгнанные, недовольные и т.д. тасовались, как карты, и раскладывались по емле таким пасьянсом, чтобы ими управлять, всеми и каждым по отдельности).




Все предпосылки к контролируемому течению конфликта, не так ли. Полагать, что этот конфликт имеет более давнее происхождение, чем середина 19 века - верх глупости. Сегодня вновь поднимает голову это противостояние, усугубленное геноцидом в Пригородном районе - точно таком же предусмотренным, хладнокровно спланированном мероприятии, как и все предыдущие, и если этого не видно изнутри, то уж снаружи, по хладнокровному размышлению, это видно очень хорошо. Чтобы удержать контроль над стратегической границей с Грузией, и одновременно нарастить утерянное присутствие в небеспроблемном регионе, одного Моздока недостаточно.

Совершенно очевидно, что исконно ингушские территории подвергнуты сознательному заселению некоренными жителями с целью сохранить конфликт настолько долго, насколько это будет нужно.
Совершенно понятно, что винить в этом конфликт за "древнюю аланию" - это легкий способ перевести стрелки, и сделать вид, что так было всегда. Это - не так. Той же цели служит разобщение нахского общества и "определение принадлежности районов и границ" - то есть, то, без чего веками, и, вероятно, тысячелетиями демократическое сообщество жило, вдруг стало срочно необходимым... не странно ли? Чтобы жить на земле своих отцов, не нужно быть никем, кроме как собой. Не надо быть нахом, аланом, адыгом... Достаточно того, что здесь жили твои родители. Вне зависимости от этнической принадлежности.

Конфликта не было до тех пор, пока это не стало выгодно сторонним завоевателям, и единственный способ прекратить его - выйти из этого цикла своими силами, возможно, с определенными новыми договоренностями, но неподконтрольными заинтересованным внешним силам.

Только не приписывайте мне сепаратизм, ок? Я никого не учу, как жить, это исключительно историческое наблюдение. Имеющий уши да услышит.

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
Итак, я подошла к концу этого сложного и длинного поста, и мне осталось - помимо списка литературы - задеть главный вопрос.
Так откуда взялись нахи? и - если шире - откуда взялись нахо-дагестанцы?

На этот вопрос нет точного ответа)). (исключая даргинцев - если кто-то хотел посмотреть на самое коренное население, вот они. Гапплогруппа I, выдающийся фенотип, живут там, где всегда жили, единственный раз мигранули аж в Скандинавию).

Фактов остаются многие из вышеперечисленных деталей. Действительно, современное общество нахов и общество приблизительно 15-16 веков отличаются несильно по микроэтническому составу. Действительно, у нахского народа (даже не так - нации!) существовала уникальная тейповая система, принимающая новых членов и даже новые рода и семьи в состав своеобразной "республики", представляемой старейшинами. Действительно, теория внешнего завоевания гор слишком проста в звучании и слишком сложна в осуществлении, и относится к более позднему времени, чем естественным образом развившаяся культура.



Вероятно, нахи и некоторые дагестанские народности пришли с Севера Индии, либо с долин севернее реки Инд, где с ними обнаруживается высокая фенотипическая и генетическая схожесть отдельных народностей (пуштунов, например). Возможно, что это переселение произошло примерно 5000 лет назад, и было немногочисленным. Скорее всего, если местное палеокультурное сообщество и населяло эти области, оно полностью было поглощено либо вытеснено с этих территорий, однако наличие гапплогруппы I и I2 говорит о вероятном поглощении (мужской линии, что важно!).

Может быть, затем растянутое в горизонтали племенное сообщество принимало участие в формировании нескольких других последующих этносов, фактически, дав начало нескольким новым народам, и затем, укрываясь от более плотной волны миграции (сарматской, аланской, и т.д.), укрепилось в горах, сохраняя самобытность и изолируясь от внешних угроз, периодически вступая, тем не менее, в культурные контакты, заимствуя новые обычаи и традиции и меняя собственные, а также принимая новых переселенцев со всех сторон, и, возможно, периодически выселяясь и занимая новые местности все дальше и дальше на запад. Более точные исследования требуют безумных денег, для точных генетических исследований. Бесплатно исследуют только спортсменов-профессионалов, что, кстати, упрощает работу - ведь с Северного Кавказа спортсменов хватает) Вот это - теория. Она не изучает причины для ущемления или возвышения народа, а комплексно исследует его место в развитии человечества, для каждой эпохи.

Реликтовая Европа таинственна, но ее тайны можно раскрыть, если каждая из них не будет петрифицирована, превращена в идол и окружена фанатами.

Список литературы
Дзадзария "Торнау и его кавказские материалы"
Семенов "Туземцы Северного Кавкза", 1895
Соколов, "Путешествие в Имеретию с линии Кавказской", 1874
Записки генерала Ермолова
Mitochondrial DNA and Y-chromosome Variation in the Caucasus, University College London, 2004, 2008
Harvard semitic studies, A Grammar of Akkadian by John Huehnegard, 2000
Ingush, Johanna Nichols
High Resolution Phylogenetic Analysis of Southern Europe, 2005
Дзидзария "Торнау и его кавказские материалы 19 века"
Бацбийский язык, Серебренников
Будагов, Введение в науку о языке, 2001
Будагов, Сходства и несходства между родственными языками 2004
Анчабазе, Вайнахи, 2001
Крымско-готский язык, Ганина, 2011,
Балканы в контекста средиземноморья, проблемы реконструкции языка и культуры, 1986, Инстутиту славяноведение и балканистики АН СССР
Барахоева, Грамматические формы и категории глагола как новая лингвистическая парадигма (на материале нахских языков), 2011
Елизаренкова, Грамматика ведийского языка
Ингушский синтаксис, Яковлев, 2001
Нахско-Дагестанские языки, Алексеев
Нахско-Дагестанские языки, Дешириев
Карпато-Балканский диалектный Ландшафт, 2008
Байсултанов, Экспрессивно-стилистическая характеристика фразеологизмов чеченского языка, Лейден, королевство Голландия
Понтинг, "Всемирная История"
Общее языкознание, Серебренников, 1970
Введение в кавказское языкознание, Климов, 1986
Структурные общности кавказских языков, 1978, Академия Наук СССР
Липи, Аккадский язык, 1974
Системная типология языков: синтез морфологической классификации языков со стадиальной, Мельников, 2000
Эргативная конструкция в языках различных типов, Мещанинов, 1967
Кавказские языки, Дешириев, 1999
Нахские языки, Чокаев, 1992
Услар, Этнография, 1888
Русские и английские лингвистические терминозаимствования в ингушском языке и в лингвистическом дискурсе, Пугоева, 2011
Исследования по ностратической проблеме, Рассоха, 2010
Джаред Даймонд, "Ружья, микробы и сталь"
Сравнительно-историческое изучение языков разных семей, АН СССР, 1982,
Историко-Сравнительный анализ фонетики нахских языков, 1977, Имнайшвили
Этимологический Словарь иранских языков, Расторгуева, Эдельман, 2000
Словообразование в рутульском и английском языках, Магомедова, 2009
все работы уважаемых академиков Старостина и Долгопольского
...и еще много книг, работ, и исследований, которые я непременно упомяну при следующем случае.

этно, лингвистика, история, чукча писатель, ингушетия, вайнахи, чечня

Previous post Next post
Up