Это тот самый шлем, который, по преданию, подарил старцу Далмату татарин Илигей, когда передумал его убивать. Воспользуюсь поводом и приведу фрагмент из своей книги "От Далматова монастыря до Чебаркульской крепости":
В 1644 г. Далмат (в миру Дмитрий Мокринский) основывает Успенскую пустынь, впоследствии ставшую Успенским Далматовым монастырем.
Насколько можно судить, пустынь с самого начала задумывалась как прообраз монастыря. Об этом говорит и само название - данное по иконе Успения Божией Матери. Уже с начала 1750-х гг. в документах упоминается то пустынь, то монастырь. Остановимся подробнее на Успенской пустыни, ее ранней истории. На ее примере и на примере еще нескольких пунктов, основанных русскими в Южном Зауралье, я постараюсь показать, как это происходило - выбор места, решение проблем с местным населением и пр.
Итак, старец Далмат решил основать пустынь на реке Исети. Этот вариант подсказал ему житель Киргинской слободы Семен Тимофеевич Сосновский. Место, выбранное Далматом по совету Сосновского было известно как «Белое городище» и располагалось на левом берегу р.Исеть, напротив впадения в нее р. Теча. В 1651 г. место под монастырь с угодьями, то есть с землей, необходимой для нормального существования было официально отведено царским указом. Предварительно были проведены все необходимые официальные мероприятия - осмотр территории, опрос населения окрестных слобод. Опрос был простой формальностью, поскольку место, выбранное Далматом, располагалось в 3 «днищах» пути от ближайших слобод, и от уже построенного в 1650 г. «Исецкого нового острогу же скорым ходом в 4 днищах». В таких условиях сложно найти людей, знающих что-либо конкретное… В действительности, земля была в вотчинной собственности татарина Илигея и его товарищей, плативших ясак в Тюмень причем не в общей собственности, а раздельно у каждой семьи (по крайней мере, земля передавалась по закладным каждым хозяином в отдельности, хотя и здесь не все понятно). Как будет видно из последующего повествования, собственников было, как минимум, трое. К моменту подачи челобитной об отводе, Далмат знал, что земля не свободна, согласно преданию, Илигей, по наущению арендаторов порывался убить Далмата, но не преуспел. А теперь попробуем разобрать ситуацию подробнее и все же не с точки зрения монастырского повествования, а с позиции здравого смысла. Землей по Исети, которую присмотрел Далмат, владеют татары. Но дело обстоит еще запутаннее - эту землю они сдают в аренду для промыслов жителям Ирбитской и Невьянской слобод (современные гг. Ирбит и Невьянск Свердловской области). Записки сына Далмата, Исаака, донесли до нас их фамилии: «Ирбитцы и невьянцы Королевы и Шипицынцы с товарищи». Промысловики ловили на Исети рыбу, брали выдру и бобра, зверовали. Отдавать лакомый кус им не хотелось, и они натравливают на Далмата Илигея. Описание рисует образ одинокого старца, живущего в пещере, которую он выкопал под городищем, в склоне холма. Илигей дважды предпринимает попытки к убийству Далмата. Первый раз в 1644 г. - но старец Далмат воззвал к его кровным чувствам, сказав, что он по матери … татарин. Г.С. Плотников цитирует «Известие…» сына Далмата Исаака: «причелся к нему родом старец Далмат, сказавши, что мати его от новокрещена была рождена». (В одной из недавних статей уверенно утверждается, что мать Далмата не была татаркой, при этом авторы ссылаются… на этот же фрагмент из повествования об основании монастыря. Один и тот же текст служит источником для двух противоположных версий, в зависимости от пристрастий и настроений исследователей.) Вторичное покушение не состоялось, поскольку Илигею, заночевавшему на лугу у Белого Городища, во сне явилась Божия Матерь: «…в видении виде благолепну жену в ризах багряных, которая, при грозном взоре, с бичем в деснице, к нему изрекла, чтобы старца Далмата не убивал, чтобы к нему даже зла слова не произносил, и чтоб в собственность его передал вотчину свою с угодьями». В реальности, Далмат очевидно, очень хорошо провел пропагандистскую работу среди татарского населения и дальше проходил уже почти как свой. В 1746 г. Илигей отдал свои вотчинные земли на Исети Далмату по закладной записи. Как пишет Г.С. Плотников: «Железный шишак и кольчуга, видимые в молитвенной храмине над гробом основателя монастыря, и теперь еще, по прошествии двух с лишком столетий, показываются почитателям его, как памятники смирения Илигеева пред святостию мужа, хранимого свыше». Святому человеку не дарят оружие, или даже защитный доспех, Илигей скорее сделал бы подарок своему почти единоплеменнику и… воину. Не надо забывать, что Дмитрий Мокринский до ухода в Невьянский монастырь был воином - служилым человеком, сыном боярским. Хотя в действительности все было, видимо, совсем иначе, нежели рассказывает предание. В статьях А.П. Зыкова и И.Л. Маньковой дан подробный разбор «шлема Илигея» и показано, что наиболее вероятным временем, когда шлем оказался в монастыре являются 1663-1667 гг., а сам шлем представляет собой рейтарский шишак. Миф имеет свои законы и любая деталь, играющая на образ, должна быть использована. Рассказ об усмирении Илигея был «подтвержден» демонстрацией шлема и кольчуги (рис. 2). По мнению А.П. Зыкова и И.Л. Маньковой «легенда о передаче Илигеем своих доспехов Далмату появилась довольно поздно - во второй половине XVIII-XIX вв. в связи с завершением оформления культа праведного Далмата необходимыми атрибутами».