Еще один текст, опубликованный в "Южноуральской панораме" в 2012 году. Кратко про поиски серебряной руды в горах Южного Урала в XVII веке.
340 лет тому назад, в Уральских горах, рядом с тем местом, где впоследствии был поставлен Косотуровский (Златоустовский) завод ненадолго возник Уральский острожек, или Уральский городок. Это одна из интересных страниц истории нашего края.
В середине XVII в. в России стала особенно остро ощущаться нехватка своего серебра. Серебро являлось основным платежным средством и отсутствие запасов серебряных руд вынуждало Россию пользоваться импортным металлом. Алексей Михайлович организовал сбор информации о признаках серебряной руды в разных местах государства, а затем направил несколько экспедиций на проверку полученных сведений и поиски руды. Одна из таких экспедиций работала, в 1669-1773 гг., в наших краях. Основанием для начала экспедиции в уральских горах послужили показания монаха Долматовского монастыря старца Лота, который рассказал о месторождении руд на горе, возле которой речки Тасьмы устьями сошлись в Ай реку.
Свидетельство об этой экспедиции и об Уральском острожке сохранилось в Есиповской летописи: «Того ж году (1672 - Г.С.) прислан с Москвы в Тоболск думной дьяк Яков Тимофеевич Хитрово, а с ним в товарыщи сын ево Венедихт да с приписью подьячей Еремей Полянский на Уралские горы и на Синару реку для прииску серебреной руды. И с ним посланы были ис Тоболска в службу и работу и для подвод ратные люди и пашенные крестьяне. И на тех Уралских горах построен был город со всяким строением. И был в Сибири по 1680 год а на тех горах серебреной руды не сыскалось.. И по указу уехал с сыном к Москве а тот город сжек со всем строением».
Таково краткое изложение событий. Даже в этом тексте ощущается напряжение, потребовавшееся от населения зауральских городов и слобод для обеспечения экспедиции. Попытаемся рассмотреть историю поисков руды на Южном Урале и в Зауралье подробнее, опираясь на книгу Е.А. Курлаева и И.Л. Маньковой, которая посвящена освоению рудных месторождений Урала и Сибири в XVII в. - она содержит наиболее полное изложение событий.
Поиски руды начались в 1669 г. Для работ был создан специальный полк численностью более 2000 человек. Кроме солдат, которые должны были, очевидно, выполнять и функции работников, в состав экспедиции входили различные специалисты. Для рудного дела: рудознатный мастер Кристиан Дробыш, его ученик Карлис Римит (Карлус Риман), мастера серебряного дела - Яган Инсберх и Яков Блуд. Вспомогательный, или обеспечивающий персонал составляли: 4 каменщика, 4 кирпичника (люди, умеющие делать кирпичи - Г.С.), 4 печника, 12 плотников, 2 сапожника для изготовления мехов, обручник и угольный мастер, 2 серебряных мастера, 2 котельника, 6 кузнецов с инструментом и лекарь. Как видим, практически все специалисты по рудному делу - иностранцы. В дальнейшем я не буду приводить описания численности отрядов и перечислять специалистов, скажу лишь, что общие характеристики экспедиции оставались такими же. Хотя на месте, т.е. непосредственно на разведочных, поисковых работах было задействовано меньшее число людей. Полевыми изысканиями 1669 г. руководил сам тобольский воевода стольник Петр Иванович Годунов. Отряд работал у впадения рек Тесьм в реку Ай. Полученые 10 пудов образцов руды были отправлены в Москву с Кристианом Дробышем.
В 1670 г. работы на горе между речек Тасьм продолжил М. Селин. В это время был произведен новый «набор» инстранных специалистов, которых привезли из Германии (то есть из германских земель) в Москву в сентябре этого года. Параллельно отряду Селина проводились работы на другом участке, который был выявлен после нового допроса старца Лота. Новое перспективное место называлось Биабья гора и находилось в 20 верстах от оз. Иртяш. Работы на Биабьей горе возглавлял тобольский сын боярский Ведор Фефилов. Руда, добытая в ходе работ М. Селина при выплавке дала 7-8 золотников серебра на пуд руды.
Обнадеженные положительным результатом, власти отправили следующей весной очередную экспедицию во главе с М. Селиным. Из специалистов был послан Христиан (Кристиан) Дробыш. Работать экспедиция должна была как у речек Тасьм, так и на Биабьей горе. Добрались до Катайского острога уже осенью, работы толком не получилось - 10 дней на Биабье горе, а до Тесьм таки не добрались. Затем Дробыш поехал в Москву и, будучи перехвачен в Великом Устюге, никак не желал ехать обратно на Урал. В это время был назначен новый руководитель работ - думный дворянин, воевода Яков Хитрово. Именно в последний период работ, в 1672 г. и был поставлен Уральский острожек, или Уральский городок между речек Тасьм, городок, который должен был служить базой экспедиции. Одно из описания острожка сообщает, что «на тех речках строят рубленый город с тарасы. Длина и ширина по городу по сороку сажень, а вышину две сажени печатных». По другому описанию: «…рубленой неболшой городок, а по мере государь того городка две стены по сорока по пяти, две стены по тритцати сажен, а над [углы?] и над вороты башни четвероугольные». Вообще, предполагалось построить полноценный острог, со рвом и острожной стеной, но поскольку скальный грунт не позволял выкопать ров, то решили ставить тарасный городок, т.е. составленный из срубов. Строительство заняло 10 дней. Поисковые работы велись в различных местах в 1672 г. и в 1673 г. В результате серебряная руда так и не была обнаружена. Но уже весной 1673 г. последовал царский указ о переносе работ в Ярославский уезд. Был один интересный момент в царском указе об окончании поиска руды на Урале: после отъезда экспедиции, существование Нового Уральского городка оставлялось на усмотрение Тобольского воеводы, при необходимости острог мог быть оставлен. Тобольские власти, видимо, сочли содержание городка, столь удаленного от сибирских слобод, нецелесообразным, и он был сожжен. Вполне возможно, что сожжение этого городка сыграло впоследствии негативную, для русских интересов в Зауралье, роль. Построенный после подавления обширного восстания 1662-1669 годов городок был символом права русских на территорию Зауралья, а уход с восточных склонов Южного Урала и уничтожение своими руками острога могли быть восприняты как слабость, отказ от военного присутствия на этих землях.
Отголоском этих событий выглядит обозначенное на «Грунд-рисунке», составленном в 1741 г. шихт-мейстером Федором Санниковым место, «где работал из Москвы думный дьяк». Карта была составлена по итогам работы разведочной экспедиции шихтмейстера Ф.И. Санникова и маркшейдерского ученика А.И. Кичигина, работавшей на Южном Урале в 1741 г. Характерная деталь - место работы экспедиции XVII в. было найдено по рассказам башкир. Естественно, информация претерпела некоторые изменения - рассказ башкир довольно сильно отличался от реальных событий, но это совершенно нормально, поскольку устное повествование дает осмысление событий через призму восприятия людей, да и со временем рассказ претерпевает изменения. Экспедиция нашла и городища на озере Иртяш, о котором упоминал старец Лот, точнее, нашли три городища и «чудские копи».