А сейчас о том, из-за чего, собственно, и появилась эта серия статей - о первой городской станции, построенной в 1916 году. Я (и не только я) уже писал и о доме Первухиа-Колбина и о электростанциях, но это были более лаконичные тексты. А здесь я решил сделать расширенный вариант, добавив туда часть информации ранее практически не публиковавшейся. Так, вторая статья - о задумке челябинских властей построить электростанцию еще аж в 1896 году, и о планах пуска трамвая в 1914 году практически "новая". Ну а сейчас о постройке той электростанции, здание которой и сегодня стоит на задах дома по улице Труда, 66.
Договор с санкт-петербургским купцом Зеленовым на постройку электростанции и организацию трамвая в Челябинске, готовившийся в 1914 году, до выполнения не дошел.
Но городские власти не оставляли тему снабжения электричеством без внимания - мощностей станции «Колбина и Кокорева» действительно было недостаточно. Разумеется, колбинская станция не осталась такой же, как и в 1907 году, она дополнялась, расширялась, но сам принцип ее - генераторы, работающие от двигателей внутреннего сгорания, накладывал ограничения. Я приводил в предыдущих статьях замечания городского руководства о том, что электростанция «Колбина и Кокорева» не работала в дневные часы, что лишало владельцев мастерских и малых предприятий возможности использовать в работе электрическое оборудование. Были проблемы и с дублированием оборудования на станции - при выходе из строя генератора подача электричества прекращалась.
А потребности в электричестве Челябинска росли быстро. В связи с начавшейся войной и быстрым ростом населения города эта потребность только нарастала. Очевидно, где-то в конце 1914 г. был заключен договор с компанией Сименс-Шукерт на строительство новой электростанции в Челябинске. Я пишу так потому, что уже в феврале 1915 г. Городская дума рассматривала вопрос о заказе котлов для электростанции. Вопрос решили перенести на продолжение заседания (на другой день), поскольку возникли неясности относительно договора с компание Симменс-Шуккарт. Возможно, неясности касались вопроса - кто же именно должен взять на себя приобретение котлов.
Но строительство новой электростанции шло. Причем это была уже тепловая станция - генераторы должны были приводиться в движение от паровых котлов (как раз покупку таких котлов и обсуждала Городская дума в феврале 1915 года). Насколько можно судить, новая станция строилась на два котла и два генератора, к сожалению, мощность генераторов мне не известна. Под новую станцию строилось и новое здание - обычный кирпичный амбар уже не годился. В феврале 1916 года представитель Русского акционерного общества Сименс-Шукерт обратился к Челябинской думе с предложением - купить у города старую электростанцию с ее демонтажем после пуска новой. Цена предлагалась немалая - 45 тысяч рублей.
Интерес Сименс-Шукерт объясним - все же отсутствие конкуренции (насколько можно понять, эксплуатировать новую станцию должны были то же Симменс). Да и двигатели и генераторы в условиях войны и дефицита вполне востребованы. Дума обсудила вопрос о возможности продажи старой станции по частям, после пуска новой, но пришла к выводу что это не выгодно: «главную ценность составляет медь и продавши ее, трудно найти покупателя на другое оборудование». Город предложил поначалу просто продать старую станцию, желательно, с прибавкой к цене, предложенной Сименс-Шуккерт, еще 3 тысячи рублей, с тем, чтобы акционерное общество выплатило 10 тысяч рублей задатка.
Но в ходе обсуждения и переговоров с инженером фирмы Сименс-Шукерт П.А. Подольским договорились о цене старой электростанции в 47 тысяч. Из них 10 тысяч должны были пойти в счет аванса за второй агрегат (паровую машину) и генератор, а остальную сумму в погашение долга за выполненные работы. Видимо, установка второго генератора была оговорена уже дополнительно, когда стало понятно, что электричества городу нужно все больше. В частности, городские власти озадачились снабжением электроэнергией строящегося элеватора. Судя по содержанию документов, вопрос об установке второго генератора встал незадолго до февраля 1916 года.
В результате договорились на описанных выше условиях. Компания Сименс-Шукерт 26 марта 1916 года объявила: «При подтверждении заказа на вторую паровую машину мы передадим городу все гарантии, взятые от завода Рихарда Поле. Срок изготовления паровой машины Рихардом Полем 31 августа с/г. Изготовление второго генератора 4 месяца со дня получения удостоверения. Срок изготовления генератора гарантируется 150 рублями в неделю».
Не очень понятно, когда все же был пущен первый генератор. В письме от инженера Подольского говорится о пуске не позже 1 июля 1916 года. А по итогам обсуждения Городской думы фигурирует дата 1 октября. Хотя вторая дата может относиться к предполагаемому окончательному пуску электростанции. Как бы то ни было, в будущем 2016 году будет 100 лет с момента пуска большой электростанции в городе Челябинске. Интересно, в компании Сименс знают, что в Челябинске почти сохранилось здание электростанции, построенной их российским отделением в годы Первой мировой войны?
Электростанция в 1925 году. Фотография из фондов Челябинского государственного краеведческого музея.
Станция работала на угле, а в случае необходимости, и на дровах. Топливо подвозили по специальной железнодорожной ветке, которая была подведена к электростанции от железной дороги. Электростанция работала и в советское время, но уже к концу 1920-х годов стало ясно, что она не справляется с задачей снабжения растущего города и, в первую очередь, строящихся промышленных предприятий. Собственно, одна из первых крупных промышленных строек в Челябинске периода индустриализации - ЧелябГРЭС. После ее пуска, старая (теперь уже старая) станция стала не нужна в своей прежней роли и вскоре была передана под размещение вагонного депо челябинского трамвая. Таким причудливым образом в 1930- годах снова сошлись две темы, возникшие еще в дореволюционном Челябинске - электростанция и трамвай. Причем на территории бывшей усадьбы, которая одно время принадлежала Василию Михайловичу Колбину, который создал первую в городе электростанцию для снабжения электричеством города и был сторонником организации трамвайного движения в Челябинске.
Отдельно надо сказать о здании электростанции. Это яркий образец промышленной архитектуры эпохи модерна. У нас в городе ничего подобного больше нет. Огромное здание красного кирпича, с большими окнами, сужающимися к верху. Оконные проемы выделены бетонными проемами, которые очень четко выделяются на фоне красного кирпича. Сегодня здание несколько потеряло в облике - некоторые оконные проемы заложены на 2/3, оставлены лишь верхние части. Крыша несколько иначе покрыта и то, что было фронтоном южного корпуса, стало аттиком. Но в целом даже в таком, «усовершенствованном» виде здание смотрится очень своеобразно. А если его восстановить в первоначальном облике, то это будет просто одно из самых красивых зданий города.
Тот самый фронтон, который стал аттиком. А с другой стороны здания его просто снесли....
Первые части рассказа:
http://gayaz-samigulov.livejournal.com/363448.htmlhttp://gayaz-samigulov.livejournal.com/363909.html