Как известно, первое русское поселение на Исети - Успенскую пустынь - основал в 1644 году Далмат, в миру Дмитрий Мокринский. До 1655 года, когда был поставлен Катайский острог, это было единственное русское поселение в среднем и верхнем течении Исети. Мы очень немного знаем о ранней истории Далматова монастыря и вообще о деталях деятельности русских в этих краях в ту пору. Один из эпизодов ску3по описывается в указе царя Алексея Михайловича от 12 августа 1653 года. Об этом и коороткий рассказ
В XVII веке очень высоко котировался ревень. Причин этого я не знаю, очевидно считалось, что он обладает целебными свойствами. Доходило до того, что в Сибирь направлялись указы, запрещавшие продавать ревень купцам из Средней Азии и Китая, и предписывавшие весь собранный ревень направлять в Москву. В начале 1650-х годов выяснилось, что ревень растет на Исети и было решено отправить туда своего рода экспедицию, т.е. группу казаков, которые должны были заняться его заготовкой. Предусмотрительное руководство Верхотурского уезда поручило сыну боярскому Панкратью Перхурову провести подготовку к летним работам.
Портрет Далмата
На Исеть зимним санным путем были направлены запасы, чтобы летом казаки, направленные на добычу ревеня, не испытывали нужды. Поскольку других русских населенных пунктов поблизости не было, то предполагалось оставить продукты на хранение в Успенской пустыни у Далмата: «покласть в Ысетской пустыне в ограду к старцу Далмату, и старец Далмат де с хлебными запасы в ограду не пустил и блиско к ограде запасов покласть не дал же». Иначе говоря, Далмат отказал казакам в размещении припасов. В результате казаки запасы «пометали в колках», а когда приехали летом по ревень, то оказалось, что припасы частью попорчены, а частью украдены. В связи с этим было указано утраченный хлеб доправить с сына боярского Пнкратья Перхурова, который отвечал за доставку припасов на Исеть.
Поскольку документ не сообщает о каких-либо деталях, то сложно сказать, почему Далмат не пустил казаков положить продовольствие на хранение в монастыре - может быть, он лелеял свою независимость, а может у него еще в мирской жизни были какие-то недоразумения с Перхуровым. Как бы то ни было, казаки, приехавшие летом на добычу ревеня, оказались не в лучшей ситуации. Характерно, что в адрес Далмата в царском указе никакого недовольства не высказывалось, а было указано взыскать пропавший хлеб с Панкратья Перхурова.