Башкиры. Мякотинская волость (бакатин)_5. Время Демидовых

Jul 08, 2015 19:48

Начало здесь:
http://gayaz-samigulov.livejournal.com/280926.html
http://gayaz-samigulov.livejournal.com/282639.html
http://gayaz-samigulov.livejournal.com/288155.html
http://gayaz-samigulov.livejournal.com/289710.html

В 1751 году Коробковы продают Каслинский завод Никите Никитичу Демидову. Первые годы Демидов занимается обустройством купленного завода (основной проблемой был низкий уровень воды в прду). А в ноябре 1753 года башкиры Мякотинской волости продали Демидову еще земли, помимо тех, что купил Коробков. Приводить здесь описание границ проданного участка из документа я не буду. Но вот фразу, которой оканчивается это описание, приведу: «А смежна та наша земля в Урале с Катайскою и Шуранскою по Кыштыму, и от степи с Чирлинскою и Белокатайскою, по Карабулаку и Синаре с показанною Салзаутскою волостью  и с отведенною помянутому господину Клеопину землею». Из этой фразы понятно, что речь идет если не о всей территории Мякотинской волости, то о большей ее части. За башкирами остались относительно небольшие участки в районе Алабуги и Бердениша. Получили они за всю эту огромную территорию… 100 рублей.
Но надо отметить, что при продаже земли башкиры не теряли полностью прав на ее использование. Приведу фрагмент из документа: «токмо имеющимися озерами, старыми дельными бортными деревьями, звериною и рыбною ловлею, хмелевым щипаньем владеть нам по прежнему, а им Демидовым во оные наши ловли и хмелевые щипанья и в бортные ухожьи не вступать, так же при учрежденных в Мякотинской волости ямах, стоящим для гоньбы подвод башкирцам травами и сенными покосами и на дрова лесом довольствоваться в прилежащих по близости ко оным ямам местах и в Урал для кошевания со скотом чрез показанную проданную нами оному Демидову землю ходить нам не воспрещать; напротив же того нам башкирцам имеющийся по правую сторону вышеобъявленной Челябинской дороги лес на заводския потребности им Демидовым рубить ни под каким видом не запрещать же».
Иначе говоря, за башкирами оставалось права пользования уже существовавшими бортями (ульями), они могли ловить рыбу в озерах, но сдавать их в аренду, естественно, уже не имели права. Кроме того, за ними сохранялось право прогона скота в горы в летнее время - в предыдущих статьях говорилось о дороге, по которой башкиры гоняют скот в горы. Отдельно прописано право пасти скот и косить сено для лошадей на почтовых ямах, поставленных на дороге из Челябинска в Уфу. Дорога и почтовые ямы показаны на карте, составленной в 1759 году. Ям - своего рода станция, где можно было сменить лошадей, отдохнуть. До 1759 года в Уфу из Челябинска ездили вот таким кружным путем - прямая дорога была не совсем безопасна. Дорога и Челябинска в Екатеринбург тоже проходила через Каслинский завод.



Карта 1759 года. Нами выделены: почтовая дорога из Челябинска в Уфу и почтовые ямы (станции) на ней, а также дорога в Екатеринбург.

В 1757 году построен Верхнекыштымский чугуноплавильный и передельный завод. Для двух заводов - Каслинского и Кыштымского - требуется гораздо большее количество топлива, лес пережигается на древесный уголь. Естественно, не весь сразу, а постепенно, начиная от дальних дач и постепенно участки вырубки леса и отжига угля приближались к заводам. Возможности пользования лесами для башкир сокращались. Неоднократно возникали земельные споры, как между башкирами и заводчиками, так и между владельцами разных заводов и между крестьянами слобод (Багарякской, в первую очередь) и владельцами заводов.
Выплеск недовольства башкир существующим положением произошел во время Пугачевского восстания. Зимой 1774 года заводы были осаждены башкирами. Горькая ирония заключалась в том, что Каслинский и Кыштымский заводы поставили в армию Пугачева немало людей, пушки и людей, умеющих с ними обращаться, а в итоге население этих заводов само было вынуждено защищаться от восставших башкир. Разрушения в Каслинском заводе были большими, в Верхнекыштымском заводе население оборонялось в укрепленной оборонительной стеной заводской части. Согласно одному из дошедших рассказов, заводские жителим трижды посылали за помощью к майору Гагрину, отряд которого стоял неподалеку. В конце концов Гагрин пошел на выручкукыштымцам, башкиры отошли.
Одна из самых ярких фигур в истории Мякотинской волости - Базаргул Юнаев. Старшина башкир Мякотинской волости, сын Юная Азнавеа, который упоминался в первых статьях. В 1766 году он был избран башкирами Исетской провинции депутатом Комиссии для составления нового Уложения (то есть нового Свода законов). В период восстания Пугачева принял в нем активное участие. Был одним из пугачевских «фельдмаршалов», участвовал в осаде Казани. После разгрома восстания был лишен депутатского статуса и снят с должности старшины Мякотинской волости.
Неправильно было бы думать, что мякотинцы (бакатин) занимались только хозяйством и время от времени принимали участие в восстаниях - такое впечатление может сложиться, при прочтении моего текста. Как и другие башкиры, жителия Мякотинской волости несли линейную службу, то есть направлялись для службы на границу. Большая часть отправлялась на Уйскую линию, но некоторые выбирались для службы на Сибирской линии. К сожалению, документов об этой стороне жизни мякотинцев мне пока не попадалось - материалов, связанных с периодом Исетской провинции в нашем архиве очень мало, с 1781 года Мякотинская волость вошла в состав Екатеринбургского уезда Пермской губернии. В 1798 году башкиры Мякотинской волости вошли в состав созданного Башкиро-Мещерякского войска.

история башкир, Демидовы, XVIII век, бакатин, История Южного Урала

Previous post Next post
Up