С башкирскими купцами дело обстояло не очень хорошо. Практически все торговавшие в Челябинске тюрки были татарами. Это, можно сказать, один из признаков))) Башкиры, разумеется, были, но среди торговых людей их было очень немного. Я таких практически не знаю. А мусульман вообще было уже прилично. Взаимоотношения в целом были вполне нормальными (в Троицке так совсем хорошими). Были взаимные пожертвования на благотворительность, храмы, содержание библиотек и т.д. Поэтому, это скорее для нас "открытие", поскольку представления о том времени очень обрывочны...
Так это реальность - почитай "Положение о башкирах" 1863 года))) Там в начале написано: "Инородцы, известные под названием Башкир, Мещеряков, Тептярей и Бобылей, имеющие общее наименование Башкирскаго войска, получают гражданское устройство, как свободные сельские обыватели, на основаниях, в сем Положении определенных". Все - все, кто входили в состав Башкирского войска (а это и мещеряки и тептяри) согласно этого положения продолжают пребывать в сословии башкир, только уже как "сельских обывателей", но с существенным отличием от крестьян - за башкирами сохраняется вотчинное право на землю.
У Денисова место учёбы Г.Ф. - деревня Кшкар Казанского уезда и губернии. Провёл небольшое расследование. Справочник 1910 г. по этому уезду упоминает татарскую деревню Кшкары, как один н.п. вместе с Наянгушевскими Сенными Покосами Ново-Кишитской волости. В принципе поселение крупное, по состонию на 1907 г. там проживало 1142 душ обоего пола. И медресе в этом уезде было именно в Кшкаре, плюс 2 мактабе. По ведомости об учебных заведениях, неподведомственных МНП про учебное заведение в деревне Кшар по состоянию на 1863 год. было 5 учителей и учеников-мальчиков 100. Интересно, что учебное заведение в Кшарах значится как 5 училищ. Что под этим подразумевается не понял.
Ахметов из Цивильского уезда Каз.губ. (З.Дольск р-н РТ), а Валееву, вроде со слов одного из двоюродных братьев, наша бабушка племянницей приходилась. Каким образом, непонятно. Поскольку родовой исток М.Ф.Валеева - дер. С.Изюм в Казанском уезде не значится. Однако, Валеев засветился в одной группе с З.З. где-то за пределами Че.
Господинъ Губернаторъ, долго не давал дозволения на устроительство магометанами Челябинска своего театра. Татарский театр был организован в Челябинске представителями приказчичьей среды городской мусульманской общины, а никак не купцами. По указанной выше причине официально действовать он начал где-то с 1910 г. Инициативная группа по его созданию образовалась к 1908 г., во главе которой был Г.Ф.Бурнаев - приказчик, а также секретарь мусульманского благотворительного об-ва Челябинска. Однако, следует отметить, что скорее всего противником устроения театра мусульманской общиной Челябинска, наряду с Г-номъ Губернаторомъ, был и ахун уезда М.М.Салимов. Поскольку был ярким выразителем кадимистких взглядов, в рамках которых лицедейство и музыка осуждались. История создания этого театра описана Г.Ф.Бурнаевым в этой книге, переизданной уже кириллическим шрифтом в нач 2000-х гг.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
( ... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Провёл небольшое расследование.
Справочник 1910 г. по этому уезду упоминает татарскую деревню Кшкары, как один н.п. вместе с Наянгушевскими Сенными Покосами Ново-Кишитской волости. В принципе поселение крупное, по состонию на 1907 г. там проживало 1142 душ обоего пола. И медресе в этом уезде было именно в Кшкаре, плюс 2 мактабе.
По ведомости об учебных заведениях, неподведомственных МНП про учебное заведение в деревне Кшар по состоянию на 1863 год. было 5 учителей и учеников-мальчиков 100.
Интересно, что учебное заведение в Кшарах значится как 5 училищ. Что под этим подразумевается не понял.
Reply
Reply
Reply
Reply
http://rbvekpros.livejournal.com/223267.html
По словам владельца фотографии, Р.Бикбова, это событие могло иметь место только Екат, Че, или Троицке. Поскольку с Уфой они связей не имели
Reply
Татарский театр был организован в Челябинске представителями приказчичьей среды городской мусульманской общины, а никак не купцами. По указанной выше причине официально действовать он начал где-то с 1910 г. Инициативная группа по его созданию образовалась к 1908 г., во главе которой был Г.Ф.Бурнаев - приказчик, а также секретарь мусульманского благотворительного об-ва Челябинска.
Однако, следует отметить, что скорее всего противником устроения театра мусульманской общиной Челябинска, наряду с Г-номъ Губернаторомъ, был и ахун уезда М.М.Салимов. Поскольку был ярким выразителем кадимистких взглядов, в рамках которых лицедейство и музыка осуждались.
История создания этого театра описана Г.Ф.Бурнаевым в этой книге, переизданной уже кириллическим шрифтом в нач 2000-х гг.
( ... )
Reply
Leave a comment