В прошлой статье речь шла об истории клана Зургатаевых (или Ямаровых) до 1737 г. -
http://gayaz-samigulov.livejournal.com/224795.htmlА сейчас посмотрим, что же нам известно о других калмыках в Южном Зауралье того времени -
Главный герой предыдущего повествования, Кашка Ямаров, в одном из своих объяснений упоминает калмыка Тюлова, отчества которого он не знал - тот участвовал в набеге на русские слободы в 1735 году. В июле 1737 года калмык Буран Ягораков с еще шестью семьями просил разрешения поселиться у Катайского острога, поскольку они были «не согласны» с восставшими башкирами. Жил он в деревне Бурановой Терсяцкой волости, судя по всему, в той самой, где в январе держали в клети Кашку Ямарова. Помимо этого был еще мулла из калмык, Кошай Никаев, живший в деревне Козяшевой Кущинской волости. В конце июня 1737 года восставшие башкиры под командой Аипа разорили деревню Козяшеву и «из мечети у Кошая муллы книги и уборы все побрали. И оной, Кошав от них ушол и пришел к Шумышу, а мать ево со всей семьей взяли к себе в полон, а живы ль они или нет не знаем, толко слышим что брата его Кошаева, Ягуда хотел у себя держать вместо холопа». Таким образом, у нас есть информация о нескольких семьях калмыков, живших в разных деревнях в разных башкирских волостях.
Мы не знаем, что происходило с перечисленными выше калмыками и их семьями в конце 1730-х - середине 1740-х гг. Судя по всему, по окончании башкирского восстания 1739 - 1740 гг. они создали какую-то группу, объединявшую живших здесь, в Южном Зауралье людей калмыцкого происхождения. Назывались они «аюкинские калмыки» - Аюкой звали хана волжских калмыков конца XVII - начала XVIII в. Лидером этой группы был Буран Ягораков, которого я упоминал выше.
В мае 1746 г. в район озера Каясан был направлен секретарь Исетской провинциальной канцелярии Михайло Черемисинов. Его задачей было осмотреть и описать земли в районе озера, в присутствии понятых от Миасской и Еткульской крепостей, чтобы выяснить, не отданы ли они кому-нибудь в отвод. Если же земли оказывались «порозжими», то их следовало отвести калмыку Бурану Ягоракову. Отводилась земля не лично Бурану, а кламыкам, старшиной которых он был. Очевидно, земли были сочтены пустыми и отведены калмыкам, поскольку в 1748 г. Буран Ягораков жаловался на то, что межевой знак на границе земель аюкинских калмык и Миасской крепости испорчен «Катайской волости ведомства старшины Ямантая башкирцом Штаном Кусяковым, которой жительство имеет в Мияском отводе».
В том же 1748 г. геодезист Михей Мингалев писал в Миасскую крепость: «велено мне отвесть ис порозжей земли вниз по правую сторону Чюмляку речки, аюкинским калмыкам Бурану Югоракову, и сартам ясаулу Султану Ахметеву с товарыщи… Того ради Мияская приказная изба да благоволит по вышеписанному Ея Императорскаго Величества указу учинить и прислать ко мне из лутчих людей пять человек в немедленном времени на Чюмляк речку в калмыцкую деревню Буранову». Аюкинским калмыкам и сартам отвели другой участок земли - правый берег реки Чумляк, это берег противоположный от оз. Каясан. То есть сначала калмыкам отвели участок между озером Каясан и рекой Чумляк, а затем переселили на другой (правый) берег Чумляка, причем теперь земля была отведена им совместно со «служилыми сартами». А ту территорию, которую поначалу отвели калмыкам, отдали мещерякам.
Фрагмент карты 1894 г. - земля калмыков (в это время уже рода калмак в составе башкир) ограничена справа темно-синей линией, а слева - речкой Чумляк, за которой находилась Мещерякская, или Карасевская волость.
Мы пока что не знаем, почему калмыкам отрезали территорию для поселения отдельным сообществом. Почему сочли возможным это сделать, то есть отвести землю, понятно - выше рассказывалось о том, что практически все перечисленные калмыки не поддержали башкирское восстание. То же можно сказать и о служилых сартах. Очевидно, им, наряду со служилыми мещеряками отвели земли для поселения, как проявившим лояльность к России. Но не совсем понятно, почему не включили их в состав тех же служилых мещеряков, как это произошло в 1737 г. с семьёй Ямара Зургатаева с детьми? Или они плохо уживались с мещеряками? Как бы то ни было, калмыки поселились на правом берегу реки Чумляк и образовалась Калмацкая волость. Позже, уже в XIX в. она объединится с Сартской волостью в одну Сарт-Калмакскую волость…
В 1750-х гг. аюкинских калмык было 32 двора, т.е. около 200 человек, если считать по 6 человек на двор. При этом в состав этой группы вошли и герои моего повествования - Ямар Зургатаев с сыновьями. Одним из старшин аюкинских калмык в 1770-х годах был Мурзабай Кашкин, по имени которого называется одно из сёл современного Сафакулевского района - Мурзабаево. Потомки тех аюкинских калмыков живут в сёлах Мурзабаево, Аптыкаево, Калмак-Абдрашево. Все они считают себя принадлежащими к роду «калмак». А внутри этого рода существуют подразделения, иначе называемые «аймаки» к которым относятся потомки одного предка. Есть аймаки Кашка, Дорнай, Симка, Кузяк… То есть многие из сыновей Ямара Зургатаева дали начало кланам в составе группы аюкинских калмык. При этом потомки одного из братьев, Калмака, скорее всего просто не могли выделить название своего аймака от названия рода в целом - и имя Калмак и название рода «калмак» звучат одинаково…
Число этих калмыков в Челябинской округе в 1782 г. составляло 362 , из них мужчин 198, а женщин 164. Написал о них учёный И.Г. Георги, выпустивший в конце XVIII века книгу: «Описание всех обитающих в Российском государстве народов»: «В Уфимском наместничестве, в Челябинской округе, на восточной стороне Уральских гор, населены три деревни Калмыками Мугамедданскаго Закона, ис коих каждая имеет из них же старшину. Обращены же они в Мугамедданскую веру Киргизами (казахами, которых тогда называли «киргиз-кайсаками», или «киргизами» - Г.С.), когда были от сих уведены (то есть «уведены ими» (казахами) - Г.С.) из числа Волгских Калмык… Число семей их простирается теперь до ста. Они живут между Башкирцами в особой волости (аймак); жизнь ведут единообразную с ними, имеют зимовники, а летом, с стадами своими, кочуют в войлошных юртах, на разных местах». Очевидно, наряду с такими калмыками, как Ямар Зургатаев, который попал в плен к башкирам, были и те, которых пленили казахи и уже от них они бежали в Зауралье, где оставались жить среди башкир.
До конца XVIII в. аюкинские калмыки составляли отдельную этносословную служилую группу, которая практически уже была включена в состав башкир - еще в 1767 году, в наказе в Уложенную комиссию, говорилось что калмыки и сарты: "из давних лет имеются с нами единого звания башкирцами, с отличеством, что одни произошли от сарт, другие от калмык, почему как землями и прочими угодиями общее владение имеем и почитаемся все башкирцами, равно же в государственных службах обще и наряду обращаемся без всякого отличества и отделения от башкирцов. Просим, чтоб оным сартам и калмыкам единственное уже звание иметь и именования башкирцами, а звание сарт и калмык оставить». Тем не менее, в документах их называли аюкинскими калмыками. В 1798 году, при создании Башкиро-Мещерякского войска, аюкинские калмыки вошли в состав служилого башкирского сословия. И хотя в документах их и в XIX в. именовали калмыками, но в этот период их уже с большим основанием можно назвать башкирами. В начале XIX века образовалась единая Сарт-Калмакская волость (до этого обычно эти волости обозначались отдельно и воинские команды в них тоже были в каждой своя). Сегодня потомки той группы "аюкинских калмык", что поселилась на берегу реки Чумляк в 1746-1748 годах - башкиры рода "калмак".