Я уже цитировал указ воеводы Лазарева о чистоте города -
http://gayaz-samigulov.livejournal.com/218433.html Мусор на улицах, в первую очередь, навоз, долгое время оставался проблемой.
Особенно это касалось центра города, где располагался Гостиный двор и торговая площадь - народ приезжал на рынок на возах, запряженных лошадьми, которые оставляли зримые следы своего присутствия. Навоз был довольно больной темой еще в первые десятилетия существования крепостей. Исетская провинциальная канцелярия даже издавала указы, запрещающие сваливать навоз в крепостные оборонительные рвы. Проходили годы, а проблема оставалась. Как и сегодня, особенно явственно мусор становился заметен весной, когда сходил снег и все, накопившееся за зиму представало во всей красе. Весной городские власти нанимали людей для вывозки навоза. В 1824 году … наткнулись на статью «Правил собственного императорского Величества рукою в 1817 году Высочайше начертанных», по которой «планирование улиц и площадей» должны были проводить «колодники» к уборке улиц дозволялось и даже рекомендовалось привлекать арестантов, содержащихся в городской тюрьме. Обрадовавшись, они написали письмо городничему (главное лицо в городе, ему подчинялась, в числе прочего, и полиция и конвойная команда), чтоб он организовал регулярную уборку городских улиц силами заключенных. Однако городничий разочаровал городскую думу, объяснив, что штат конвойной команды слишком мал, чтобы обеспечить надлежащий надзор за заключенными при работах на городских улицах. Поэтому уборка навоза в районе торговой площади так и производилась сезонно, нанятыми рабочими.
Раскоп на месте строительства здания Краеведческого музея. Остатки жердяного настила улицы XVIII века Челябинской - проходила чуть западнее нынешней улицы Елькина и доходила до реки. Жерди уложены на слой навоза. Перекрывающий слой можно оценить - у бровки стоит метровая рейка. Навоз, как и торф играет роль консерванта, так как плотно слежавшийся навоз не пропускает воздух и дерево не гниет. Именно поэтому жерди так хорошо сохранились.
Но возить навоз далеко от города было долго и трудно, к тому же были места буквально под боком, где требовалась отсыпка. Одно из мест, куда челябинцы в XVIII в., а возможно и в XIX в. тоже, свозили навоз - берег реки Миасс в районе нового здания Областного краеведческого музея и Сада камней по ул. Труда. Этот участок берега был низким, скорее высокая пойма, чем береговая терраса, высокая часть берега начиналась возле здания бывшего Геологического музея со стороны реки. Естественно, жившие рядом с Миассом люди были не прочь расширить свои участки, что и было сделано с использованием самого дешевого, в прямом смысле слова «бросового» материала - навоза. Естественно, что «осушение» поймы происходило постепенно, на протяжении долгового времени. Скорее всего, необходимость очередного поднятия уровня суши возникала после крупных половодий, когда уже отвоеванная у воды территория вновь оказывалась залита водой и превращалась в болото. Это подтверждается стратиграфическими разрезами, на них хорошо видны слои навоза, перемежающиеся с прослойками намытого, или промытого, «гранулированного» гумуса. Для того, чтобы отсыпанные слои не размывало и не уносило рекой, берег был укреплен своеобразной опалубкой - по краю берега был установлен крепкий бревенчатый заплот. При раскопках на котловане строительства музея зафиксированы слои отсыпки общей мощностью до 2 м. Запрет сыпать навоз в реку и по берегам игнорировался абсолютно.
Более поздние постройки ставились уже поверх мощного слоя навоза, что приводило к использованию нестандартных решений - в данном случае в основание брандмауэра (противопожарная каменная стена между дворами) уложены бревна, чтобы избежать неравномерно проседания стены.
А это еще один пример решения, вызванного строительством на слое навоза. В Челябинске при раскопках не встречалось ни одной постройки, поставленной на "стульях" или "попах" - вкопанных в землю бревнах, или чурбаках. В Челябинске вообще срубы ставились прямо на землю вплоть до 1810-х годов, когда стали строить на фундаментах. часток строительства Краеведческого музея единственное место, где были расчищены остатки построек на "попах".