Нязепетровский завод_1

Jan 27, 2015 19:42

Одна из статей, публиковавшихся в "Южноуральской панораме" в 2012 году - тогда вроде как был юбилей Нязепетровска, хотя реально как раз он немного старше, чем принято считать))
Нязепетровский завод - один из первых на территории Южного Урала. Собственно, по официальной дате основания он третий, после Воскресенского завода Твердышевых (территория республики Башкортостан) и Каслинского завода Коробковых (г. Касли Челябинской области). Как у многих поселений, история его основания не обошлась без маленькой интриги. Но начнем по порядку.
В 1744 г. Петр Игнатьевич Осокин, купец 1-й гильдии города Балахны Нижегородской губернии, подал в Берг-коллегию прошение: разрешить ему строительство завода на реке Нязе, при впадении ее в реку Уфу. 13 марта 1744 г. был подписан первый разрешительный указ Берг-коллегии при участии И.И. Неплюева, который был тогда еще начальником Оренбургской комиссии (Оренбургская губерния была создана по указу от 15 марта 1744 г. и Неплюев стал ее первым губернатором). 16 апреля того же года выходит  указ правительствующего Сената и 22 мая окончательное разрешение Берг-коллегии.
Получив разрешение, Осокин должен был заключить контракт с Оренбургской губернской канцелярией, поскольку строительство завода предполагалось на территории Оренбургской губернии. По закону, если завод, рудники и лесные угодья располагались не на собственной земле заводчика, а на арендованной, то он был обязан выплачивать хозяину 2 процента от стоимости выпущенного металла. В данном случае эти деньги должны были поступать в Оренбургскую губернскую канцелярию, которая брала на себя обязанность проконтролировать выполнение Осокиным этого условия и передать деньги башкирам, чьи земли Осокин арендовал. Этот пункт Осокину не понравился, документ не был подписан и в феврале 1747 г. губернская канцелярия отправляет в Берг-коллегию и Уфимскую провинциальную канцелярию оповещения о том, что контракт не состоялся. На этом основании предписывается имеющееся заводское строение описать, а дальнейшее строительство и пользование рудниками запретить.
В начале марта в губернскую канцелярию приезжает приказчик Родион Набатов, которого П.И. Осокин прислал для подписания контракта, дав ему для этого все полномочия. Так что контракт на постройку завода был подписан не самим заводчиком, а его приказчиком. Обычно датой основания Нязепетровского завода называют 13 марта (по старому стилю) 1747 г., когда вроде бы и был подписан контракт. На самом деле, 13 марта было «учинено» определение губернской канцелярии, а сам контракт «заключен в Оренбурге марта четвертаго на десять дней тысяча семь сот сорок седмаго года». То есть, договор был подписан 14 марта 1747 г.


Это рисунок господского дома в Нязепетровском заводе. Правда относится он к гораздо более позднему времени - 1840 году.

Но даже из моего краткого изложения видно, что завод в реальности начали строить до заключения договора. И это было обычной практикой того времени - если было получено разрешение на государственном уровне, заключение контракта было делом времени и заводчики приступали к постройке заводов не дожидаясь его оформления. Причин для этого было, как минимум, две: 1. Строить заводы приходилось с привлечением вольнонаемного труда, а плотность населения в наших местах в те времена была не велика, да и свободных рабочих рук было немного. Поэтому процесс строительства затягивался. 2. Контрактом обычно оговаривался льготный период, на который завод освобождался от налогов, так называемое «урочное время». Этот период не превышал трех лет и отсчитывался с момента заключения контракта. В случае с Нязепетровским заводом он заканчивался 1 января 1749 г. Осокин старался пустить завод до окончания этого срока, чтобы воспользоваться налоговой льготой, или хотя бы не платить налог при неработающем заводе…
К началу 1747 г., по словам П.И. Осокина, он вложил в строительство завода более 9000 руб., иначе говоря завод был в основном построен. Наличие значительного числа заводских и прочих построек подтвердил посланный для выяснения ситуации секунд-майор Державин. Для сравнения, Каслинский завод, сопоставимый с Нязепетровским по масштабу, Коробков в 1751 г. продал Демидову за 10500 рублей. Так что к весне 1747 г. на Нязе была построена приличная часть заводского хозяйства, хотя неизвестно, насколько была отсыпана плотина - основная «деталь» вододействующего завода. В 1749 г. завод, очевидно, был построен и за 1749-1750 гг. на его молотовых фабриках даже выковали 37330 пудов железа. Однако, как поэтично изложено в документе: «но по несчастиям ево с начала заведения оного завода неоднократные тому заводу повреждения и ему Осокину, великие убытки чинились».  В 1751 году Осокин продает его братьям Мосаловым, но с условием, что в течение 1752 г. предприятие работает на него, расходуя заготовленные припасы - руду, уголь.
Продавал Петр Иванович он уже «комплектное» хозяйство, куда входила, помимо завода, территория «пятидесятиверстной окружности», для снабжения завода строительными материалами, древесным углем, на которой находилось также 38 железных рудников и приисков. Это имущество было оценено в 27000 рублей. Нязепетровский завод в ту пору представлял собой обычное предприятие с одной доменной печью и кричной фабрикой, с 6-ю молотами, из них 4 действующих и 2 запасных молота. То есть на заводе выплавлялся чугун и часть его перерабатывалась в железо на кричной фабрике.

история Урала, П.И. Осокин, заводы, Нязепетровск

Previous post Next post
Up