Когда я в предыдущем посте спросил: "Когда в Челябинске появилась первая пожарная машина?", то те два человека, которые решили ответить на этот вопрос, так или иначе, связали появление таковой с советским временем. И понятно почему - "пожарная машина" воспринимается как "пожарный автомобиль". Но машина, на самом деле, это просто механизм. А синонимом слова "автомобиль" она стала довольно поздно.
Так вот, первые пожарные машины, которые назывались "большая заливная труба", появились в Челябинске годах в 1760-х
На рисунке показана "Средняя заливная труба". Картинка отсюда -
http://fire-truck.ru/encyclopedia/istoriya-encyclopedia/prakticheskoe-nastavlenie-brandmeysteram.html Поскольку есть люди, которые уже написали текст про пожарные механизмы XVIII - начала XIX в., и разбираются в этом лучше, чем я то лучше почитать их: "Основным средством тушения пожаров являлись заливные трубы. Они не имели приспособлений для всасывания воды из естественных источников, а снабжались специальными наливными ящиками (коробами), куда вода заливалась вёдрами или из бочек. Нагнетательный механизм (насос), помещённый в жёстко закреплённый наливной ящик, подавал воду к месту пожара по рукавам. Подача воды на пожар с помощью заливных пожарных труб требовала больших затрат ручного труда для её перекачки по рукавам и непрерывного подвоза конно-бочечными ходами. Так в конце XIX в. для обслуживания одной заливной пожарной трубы назначалось около 50 чел. Из них 12 чел. в две смены качали коромысла нагнетательного механизма, 8 - обслуживали выкидные рукава и ствол, а 30 чел., выстроившись в один или два ряда, подносили к трубе воду вёдрами и ушатами. Дальность действия водяной струи составляла 12-14 аршин (8-10 м) при максимальной производительности трубы около 20 вёдер/мин (3 л/с). Заливные трубы были большими, средними и малыми, в зависимости от количества воды, подаваемой ими на пожар. При пожаре в здании малую трубу, которую могли перенести 2-3 чел., устанавливали вблизи очага горения и в наливной ящик качали воду средней или большой трубами. Большие и средние заливные трубы во всех случаях были жёстко закреплены на конной повозке, которую размещали вблизи здания. К началу XIX в. в России имелись фабрики, изготавливающие пожарные трубы, в том числе большие, дающие струю воды высотой около 10 сажень (более 20 м). Разработкой оригинальных конструкций пожарных насосов занимались русские изобретатели и умельцы Л. Собакин, М. Казаманов, И. Бондаренко, П. Зарубин, Ф. Блинов. В 1812 г. В Москве и Санкт-Петербурге были учреждены специальные мастерские - пожарные депо для «делания огнегасительного инструмента и рассылки его по всем губерниям». Это отсюда -
http://cars-repaer.ru/stati/neus47.html Чертеж: огнегасительные инструменты и принадлежности к оным. -
http://fire-truck.ru/encyclopedia/istoriya-encyclopedia/prakticheskoe-nastavlenie-brandmeysteram.html Так вот, при передаче дел в 1781 году, когда была расформирована Исетская провинция, а Челябинск становился уездным центром в составе Пермского насместничества, было зафиксировано две больших заливных трубы, одна на дровнях, а другая на колесах, а к ним две бочки, также одна в зимнем варианте, другая в летнем. Помимо этого было 11 (!) ручных труб, очевидно тех устройств, которые обычно называли "малыми заливными трубами". Малые трубы обозначены как "ветхие". В бочказ к месту пожара везли воду, которой с помощью "трубы" заливали огонь.
В начале 1790-х годов выяснилось, что одна из больших труб пришла в негодность, и починить ее не получится. Губернатор Пеутлинг предложил «ту пожарную медную заливную машину, состоящую в городе Челябе, которая пришла в совершенную ветхость и к поправлению безнадежна, а потому и ко употреблению на случай пожарной не способна, с аукционнаго торгу волно желающим продать». Так на общем собрании жителей города и порешили. А взамен постановили "Купить одну большую заливную трубу англинскаго или российскаго лучших мастеров дела, от шести до семи сот рублей", кроме этого четыре чана, или бочки для воды и средства доставки этих емкостей к месту пожара - на полозьях и колесах. Также решили в удобном месте сделать "палату" для хранения "заливной трубы" и сарай для прочего инвентаря (багров, вил и т.д.). Возможно, именно тогда и появился пожарный сарай возле общественного дома, в котором размещались магистрат и городская дума.
Ну и еще одна картинка:
Картинка отсюда -
http://www.kraeved-samara.ru/archives/481Так что, где-то, как-то скоро можно будет отмечать лет 250 первой пожарной машине в городе Челябинске)))
Да, тушением пожаров в Челябинске в ту пору занималась полиция...