Способ переправы - река Миасс и около в XVIII - начале XX века...

Dec 04, 2014 22:40

Этот материал я подготовил несколько лет назад. Тогда в Челябинске перестраивали Кировский (он же Троицкий) мост, и я решил, что это хороший это повод рассмотреть историю топографии и гидрографии города - как изменялись русло и берега реки Миасс, какие ручьи протекали по территории города, и что со временем с ними стало. А кроме того, можно поинтересоваться, какие постройки, связанные с Миассом и небольшими ручьями существовали в свое время в Челябинске - мосты, мостики, плотины (были и такие), мельницы, паромы - как их строили и какими они были. Начну собственно с Миасса и переправ через него, с основания крепости до начала XX века.


План Челябинской крепости, сентябрь 1736 года.
Итак, в 1736 году на правом берегу реки Миасс строится Челябинская крепость. С левым берегом ее соединял построенный тогда же мост - он показан на плане 1736 года. Очертания берегов самой реки на этом плане имеют очень мало общего с реальностью, но мост был планируемым к постройке сооружением, таким же как и крепость, поэтому изображен верно. Мост, как видно на плане, покоился на трех «свинках» - срубах, заполненных балластом, то есть камнями. План первой Челябинской крепости неоднократно опубликован и подробно разобран И.В. Дегтяревым, им же определено место расположения первой крепости относительно современной городской планировки - к югу от улицы Труда, захватывая современную территорию табачной фабрики и западную часть площади им. Ярославского. То есть мост через Миасс располагался примерно там же, где и современный мост через реку, по улице Кирова. Стены первой крепости представляли собой заплот - через равные промежутки в землю вкапывались столбы с выбранными продольными пазами, в пазы вставлялись затесанные концы бревен, образовывавших мощный бревенчатый забор.
Мосты в ту пору строились разные - в зависимости от возможностей строителей и от характера и серьезности преграды, через которую таковой мост должен был быть переброшен. Наш мост был традиционным для совего времени и для ситуации - он был поставлен на броду через реку Миасс, на каменистом перекате. Собственно и крепость была поставлена именно здесь постольку, поскольку здесь реку пересекала одна из дорог. Естественно, помимо этого учитывались и прочие факторы: наличие строительного леса, покосов, пастбищ и т.д. Но первоочередная задача крепости - контроль дорог и перевалочный пункт на пути доставки продовльствия в строящийся Оренбург.
Мост соединял крепость с левым берегом реки Миасс, а за мостом, на север шла дорога, которая вела в Екатеринбург и в Уфу. Поскольку власти размещались в Екатеринбурге и Уфе (Первый Оренбург - нынешний Орск, еще только строился и никак не годился для размещения высокого руководства), дорога туда, а, следовательно, и мост через Миасс, были необходимы. Стоял мост, как уже говорилось, на свинках, то есть срубах. Такие опоры мостов были просты в изготовлении, прочны и довольно долго не требовали ремонта. Как складывалась судьба моста до 1798 года - неизвестно. На плане города Челябинска 1768 года показан мост, но каких-либо конструктивных особенностей, кроме того, что настил положен поперечно, не изображено. Зато, глядя на этот план, мы понимаем, что мост соединял правый берег не просто с левым берегом, а с мысом левого берега, причем с таким мысом, который сам был связан с береговой линией тонким перешейком. Перемычка эта просуществовала недолго, уже в начале 1770-х годов река промыла второй рукав, или второе русло, образовав остров. Этот остров показан на планах города с 1784  по 1864 годы. Но об этом в следующем посте, а пока рассмотрим повнимательнее план 1768 года.


"План города Чилябы", составленный в январе 1768 года.
Само русло реки узкое, но при этом кварталы по правому и левому берегам разделяет довольно большое простанство. Это пойма Миасса. И если вы обратите внимание на ситуацию в левой (западной части плана, то увидите, что по нижнему краю поймы показана полоска с обозначенной травой и подписанная «болото» -- это участок высокой поймы, который заливался в половодье и не просыхал в летнее время. Сегодня Краеведческий музей стоит на этой «полоске». То есть сама река Миасс была небольшой, но имела довольно широкую пойму, которая заполнялась (и переполнялась) в период половодья.
Продолжение следует…

История Челябинска, река Миасс, мост

Previous post Next post
Up