Труд освобождает

Jun 06, 2013 20:18


Есть распространённое мнение, что нельзя обсуждать саму возможность применения физической силы к ребёнку. С такой позицией сложно спорить, при прочих равных, правда. Потому что прижать к себе бьющегося в истерике ребёнка - это вроде как должно быть нельзя.

Я знаю, что без насилия нет воспитания. Потому как именно насилие - метод прорисовки границ, обусловленых социумом.

Первая педагогическая сложность - в понимании категории насилия. В чистом виде, не давать ребёнку сладкое, когда он того требует, - это насилие. И заставляет его есть кашу - тоже оно. Ставить в угол, укладывать спать вовремя, притапливать в ледяной ванне, не пускать в сандалиях по мартовским лужам, бить наотмашь по лицу, повышать голос или пугать милиционером, лишать просмотра мультфильмов - всё это насилие, если прочно стоять на позициях гуманизма.

Вторая сложность (не менее сложная) - это понимание категории социально обусловленных границ. Нельзя нагадить в общественном месте, громко смеяться, показать язык, обозвать матом, ударить, валяться в слезах на полу, есть руками, публично мастурбировать - несть им, ограничениям, числа.

Это всё, как мне кажется, - про юриспруденцию и правосудие. Потому как в воспитании всё можно свести к понятию допустимого объёма насилия. И здесь (это мне видится наиболее интересным) начинать нужно с нарушаемых границ. Показал папе язык, назвал его дураком или плюнул в лицо - видимо, реакция должна быть разной.
Я полгода пытался выстроить для себя чёткую систему наказаний для Димы (с Андреем такой необходимости не было: гамма его проступков узка и примитивна). И потерпел, как мне кажется, фиаско.
Младший демонстрирует весь спектр антисоциального поведения; за исключением, разве что, тяжких увечий и убийства. Что делало невозможным дифференциацию наказаний. Более того, наказания следовали таким потоком, что за пару дней Дима нарабатывал на "пожизненное" (а это резко снижало эффективность пенитициарной системы).

Я думал над тем случаем в аэропорту.
И мысли мои, почему-то, в итоге стали про политику. Про то, что наши властей придержащие - это истеричный родитель (почти что я), который на каждое движение пытается ответить неадекватным насилием; не в воспитательных - в превентивных целях: запуганный ребёнок хлопот не доставляет.
Именно такая аналогия позволила мне сделать неутешительный для меня вывод. Все полгода, что Дима с нами, воспитательное насилие с моей стороны было чрезмерным, и потому неэффективным. А причина была проста: я, думая о реакции социума, старался воспретить поступки младшего, совершение которых предосудительно взрослому, но, в принципе, позволительно ребёнку.
И я перестал наказывать. Почти.

Домострой, Семейные будни, Дима, Андрей, Мракобесие, Про решения, Наставничество

Previous post Next post
Up