всё что вам хочется знать о "Морфии"...

Oct 31, 2008 15:37

Долго не пользовался катом, но текста действительно много.
Это написано Борисом Бабушкиным, букером, журналистом и большим профессионалом, после закрытого просмотра картины, для "Бюллетеня кинопрокатчика" (выражаю огромную благодарность Сергею, за разрешение опубликовать этот текст)
Ничего более точного (и лучшего) о фильме "Морфий", думаю не напишут больше никто и никогда.
Скандал года. «12-й фильм Алексея Балабанова». Шок-экранизация классики Булгакова. Другой эпитет в описании этой картины будет слишком слабым.

НЕ В КАССУ:
КОНКУРЕНТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. 27 ноября - одна из самых насыщенных и даже перегруженных релизами дат 2008-го. Второй уик-энд в широком прокате дорабатывают ПЛАТОН, ОЧЕНЬ РУССКИЙ ДЕТЕКТИFF и СУМЕРКИ. Стартуют ВОЛЬТ В 3D (пересечение с МОРФИЕМ по молодежной аудитории), ПЕРЕВОЗЧИК 3 (молодежь и мужчины), КАРАНТИН (молодежь может легко предпочесть эти более традиционные американские ужасы «чернухе от Балабанова») и ПРОСТИ ЗА ЛЮБОВЬ (девушкам тоже надо что-то смотреть). Наиболее привлекательные релизы широкого проката 4 декабря, на 2-й уикенд работы МОРФИЯ - празднично-весёлый ТАРИФ НОВОГОДНИЙ (самая широкая аудитория, но прежде всего - молодежь) и на 100% «женский» ромком ЖЕНЩИНЫ. Как выживет фильм в такой давке?
ВИЗУАЛЬНАЯ РАДИКАЛЬНОСТЬ, НАТУРАЛИЗМ И ПРОЧИЙ ЭКСТРИМ. Никакой нашумевший европейский артхаус и «кино не для всех» даже рядом не валялись. В кадре - весь набор «тайных радостей цензора». Осмотр в гинекологическом кресле (с этой сцены смело начинается трейлер фильма). Обнаженная натура (женская грудь, промежность и ягодицы на средних планах). Секс (минет, снятый со спины «исполняющей» его девушки). Тяжелые роды (поворот ребенка из неправильного положения «на ножку», извлечение ребенка из утробы матери, перерезание пуповины и т.д.). Кровь (какая медицинская операция без крови?!). Трахеотомия (надрез горла маленькой девочки скальпелем на крупном плане). Ампутация (крупные планы раздробленной кости ноги и рваных кожных тканей). Трупы в кадре (в одной сцене и вовсе - обгоревшие до неузнаваемости). Изготовление и употребление наркотиков (смешивание раствора морфия и втыкание игл в вены). Рвота (героя постоянно тошнит от передозировок). Деградация. Несколько убийств. Самоубийство. Настоящий концентрат всевозможных патологий и утонченного декаданса в поистине бесстрашном кинематографическом выражении. Возрастные ограничения должны быть вновь не меньше, чем «от 21 года», как и у ГРУЗА 200.
СКАНДАЛЬНЫЙ ШЕДЕВР - НЕ ГАРАНТИЯ КАССЫ. ГРУЗ 200 вошел в историю лишь как громкий скандал и яркое кинособытие 2007 года, но не в качестве сенсации бокс-оффиса, увы. Позитивные отзывы прессы об 11-м фильме Балабанова как о «жутком шедевре» и экстремальность ГРУЗА (в том числе - политическая, старательно выпячиваемая в СМИ и блогосфере) не особенно улучшили его прокатную судьбу. Да, в Москве и Санкт-Петербурге продвинутая молодежь и заинтересовавшееся фильмом старшее поколение долго спорили о его плюсах-минусах и сделали ему в итоге кассу, но в регионах реакция публики была гораздо спокойнее, из разряда «и это всё?» Похожая прокатная история может повториться и с 12-м фильмом Балабанова, что будет весьма обидно и несправедливо - ведь это кино заслуживает больше похвал и наград, чем кажется на первый взгляд…
«ОПЯТЬ РУССКОЕ!» В ноябре зрителей ждет передозировка российским кино. В широком прокате - ДОМОВОЙ, ПЛАТОН и ОЧЕНЬ РУССКИЙ ДЕТЕКТИFF. ТЕХНОЛОГИЯ, БУМАЖНЫЙ СОЛДАТ и ЧУЖИЕ будут стоять в мультиплексах. Заметная русская лента выходит 4 декабря (во второй уикенд работы МОРФИЯ) - ТАРИФ НОВОГОДНИЙ. МОРФИЙ в такой компании может просто потеряться - в лучшем случае. Или стать жертвой зрительского раздражения «сколько-уже-можно-это-русское-кино-смотреть?!» - в худшем.
СЛАБЫЙ КИ-АРТ. В отличие от безупречного трейлера, дизайн постера автору этого скрининга представляется не лучшим. Главный герой, юный сельский врач Миша Поляков (Леонид Бичевин) крадущийся с саквояжем тёмной ночью при свете фонаря, - красиво и даже вполне соответствует духу литературного первоисточника. Но козыри фильма другие - имена режиссера, автора сценария и актеров-звёзд. Может, ещё не поздно вынести на постер не только их имена, но и их лица?

В КАССУ:
СКАНДАЛ ГОДА. И не простой-дежурный, а всем скандалам скандал. Нетрудно представить себе реакцию особо утонченных натур и ревнителей нравственности на описанный выше «нецензурный» видеоряд. На все их охи-вздохи и причитания ответить им можно только одно: почти всё это есть в рассказах Михаила Афанасьевича Булгакова, а литературных классиков, как известно, не судят. Одно обидно: МОРФИЙ - не только главный скандал года, но и, возможно, самое мощное фестивальное кино российского производства за все нулевые.
ИМЯ РЕЖИССЕРА. Балабанов - уже бренд, синоним скандала и шоковой кино-терапии, знак качества и признак культовости российского авторского кино. Режиссер с крепнущей год от года репутацией «проклятого поэта», бесстрашного автора, который не боится никого и ничего - ни Бога, ни черта, ни правительства. В сочетании с остальными нижеперечисленными плюсами его имя рождает в сознании зрителей (разумеется, только интеллектуально развитых и образованных) привлекательный образ Уникального Кинособытия - штучного товара, показ которого в кино культурному человеку никак нельзя пропустить.
ЗВЁЗДЫ. Андрей Панин, Ингеборга Дапкунайте и Сергей Гармаш - отличные манки для зрителя. Здесь они играют они выше всяких похвал (отдадим должное таланту режиссера работать с актерами). Те, кто досмотрит МОРФИЙ до конца, признают: акушерка-наркоманка Анна Николаевна - лучшая за долгое время роль популярной в России актрисы литовского происхождения. Леонид Бичевин тоже становится заметным - после ГРУЗА 200 у него были яркие роли в ЗАКРЫТЫХ ПРОСТРАНСТВАХ и ОДНАЖДЫ В ПРОВИНЦИИ. В паре финальных эпизодов появляется и Алексей Полуян - те, кто видел ГРУЗ 200, не забудут его актера никогда. И здесь вспомнят обязательно.
СЦЕНАРИЙ СЕРГЕЯ БОДРОВА-МЛ. Имя «последнего героя» и по-настоящему любимого народом актера и режиссера до сих пор не забыто. Слишком рано он ушел от нас, слишком свежа ещё рана. Посмотреть, что за сценарий так и не удалось реализовать Сергею при жизни, захотят все его поклонники. Осмелятся ли они сделать это именно в кинотеатрах? Необходимо сделать всё, чтобы их не отпугнуть. И чтобы привлечь.
УДАЧНЫЙ ТРЕЙЛЕР, «работает» даже на широкую аудиторию. Цепляет даже несведущего зрителя каждым кадром. Драйв, стиль, атмосферность - на высшем уровне. Всё идеально: и музыка (ритмичный электронный бит, рождающий саспенс), и дизайн титров (растворяющийся в воде синий порошок причудливо оттеняет слова, выстукиваемые чёрными литерами старинной печатной машинки), и атмосфера привлекательности порока (провокационные, дразнящие воображение кадры-намеки) и общей тревоги и фатальности происходящего.
«КЛУБНИЧКА». Как ни цинично это звучит, но обнаженная натура и эротические сцены всегда привлекали, привлекают и будут привлекать дополнительную аудиторию (особенно, мужскую и подростковую). А эротические сцены с участием настоящих звёзд (Ингеборга Дапкунайте) тем более. Актриса никогда особо не стеснялась раздеваться на экране, но на этот раз она превзошла себя, выполнив здесь сцены topless и full frontal с каким-то обескураживающе спокойным бесстыдством на грани с абсолютным равнодушием. Да, Дапкунайте не секс-символ уровня Анджелины Джоли, Пэрис Хилтон или Памелы Андерсон, но сарафан о том, что она вытворяет в 12-м фильме Балабанова, без сомнения, добавит МОРФИЮ зрителей.
ЭКРАНИЗАЦИЯ КЛАССИКИ. Классику надо знать, чтить и помнить - никто не станет с этим спорить? И нет лучшего способа оправдать все «ужасы» МОРФИЯ, кроме как свериться с первоисточником - рассказами Михаила Булгакова. Вот, к примеру, дословная цитата из рассказа «Полотенце с петухом» (цикл «Записки юного врача») - ампутация, подробнейшим образом показанная в фильме, именно оттуда: «…Левой ноги, собственно, не было. Начиная от раздробленного колена, лежала кровавая рвань, красные мятые мышцы и остро во все стороны торчали белые раздавленные кости. Правая была переломлена в голени так, что обе кости концами выскочили наружу, пробив кожу. От этого ступня её безжизненно, как бы отдельно, лежала, повернувшись набок…» Конец цитаты. Балабанов снимает словно с томиком Булгакова под мышкой - совпадает всё, вплоть до мельчайших деталей. Но когда у зрителя пройдет шок от лицезрения целой череды подобных образов, придет понимание важнейшей авторской идеи: помимо того, что главный герой, молодой доктор Михаил Поляков изображен в фильме деградирующим наркоманом-морфинистом (этот образ весьма точно списан с главного героя повести «Морфий»), при этом он ещё и был… настоящим героем, практически ежедневно проявляя нечеловеческое мужество, совершая по долгу службы реальные медицинские подвиги. Да, в итоге нервы его не выдержали, гнетущая обстановка провинциальной тоски и тревожное эхо революции 1917 года сделали свое дело - гениальный врач деградировал и превратился в опустившегося наркомана. Разумеется, трудности профессии и тяготы сельской жизни все его пагубные пристрастия и выбор столь жалкой судьбы нисколько не оправдывают. Но и романтизации тут никакой, всё честно: от наркотиков герой то лежит пластом, то бьется в судорогах, от передозировок испытывает постоянные рвотные позывы, а от ломок - скатывается в итоге до убийств и самоубийства. Всё логично и закономерно. Все показано КРАЙНЕ НЕЛИЦЕПРИЯТНО И ОТТАЛКИВАЮЩЕ, какими только и могут быть будни наркомана. Зато уж будьте уверены - никакого желания «повторить это дома» подобное жесткое и страшное кино ни у кого вызвать не может, как и лучшие зарубежные образцы «антинаркотических драм», ДНЕВНИКИ БАСКЕТБОЛИСТА, НА ИГЛЕ и РЕКВИЕМ ПО МЕЧТЕ. В сочетании с признанной литературной основой данная строгая (и однозначная!) мораль обезоружит любого чересчур активного защитника нравственности, готового днем и ночью отстаивать пользу цензуры для всего российского кинопроката в целом и отдельно взятых учреждений культуры (коими являются кинотеатры) в частности.
УНИКАЛЬНОСТЬ. Такого кино не было давно. На этом, безусловно, можно и нужно сыграть - объяснив зрителю, что на его глазах вершится история кино. Ведь этот фильм есть не что иное, как…
…НАСТОЯЩЕЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА. Приобщаться к искусству такого рода тяжело, но необходимо, а это - безусловный и безжалостный шедевр. Ведь МОРФИЙ не просто впечатляет; он пробирает до дрожи, выбивает почву из-под ног. Причем - не только у особо впечатлительных. Это действительно уникальное, ни на что не похожее отечественное кино. Советовать к просмотру - рискованно: вряд ли кто-то будет вам благодарен за такой опыт. Но то, что каждый увидевший ленту человек будет после её просмотра ценить свою жизнь и свое здоровье с удвоенной силой, не вызывает никаких сомнений. Да, это кино запредельно по степени медицинского натурализма, холодной патологии и авторской отстраненности. Пороки как они есть - во всей красе: страшно и местами даже противно, но эпатирующе-заманчиво. Но после просмотра не остается ощущения тотальной безысходности и «грязного» послевкусия, как от ГРУЗА 200. Очарование Зла и Прелесть Порока, показанные без грамма фальши и дежурной политкорректности, формируют здесь настоящую античную трагедию или честную в изображении всех людских инстинктов первобытную наскальную живопись. Эффект в результате - бесценный: благотворный, очищающий.
ХРОНОМЕТРАЖ. Без титров в рабочей версии - 105 минут. «Шаг на сеанс» в 2 часа гарантирован.
ФИЛЬМЫ-АНАЛОГИ: (в порядке выхода на экраны) ДНЕВНИКИ БАСКЕТБОЛИСТА; НА ИГЛЕ; ПРО УРОДОВ И ЛЮДЕЙ; РЕКВИЕМ ПО МЕЧТЕ; ГРУЗ 200 + последние работы Михаэля Ханеке (особенно ЗАБАВНЫЕ ИГРЫ и ПИАНИСТКА).
АУДИТОРИЯ: М:15-40 + «продвинутая» молодежь, которую можно зацепить радикальностью и экстремальностью.
ПРОГНОЗ МИНИМУМ: $300-400 000 на старте и $1 млн общей валовки. Всё зависит от итогового тиража копий.
ПРОГНОЗ-МАКСИМУМ: $1 млн на старте и $2,5-3 млн общей валовки.
Борис Бабушкин

С 27-го ноября в кинотеатрах (Наше кино)

Исчерпывающе, неправда ли?

PRавильный

Previous post Next post
Up