О сути конфликта, плюс несколько полезных справок:
Кинопрокатчики ведут негласное, но довольно заметное капсоревнование между собой, кто сколько собрал за год, кто на первом месте по итогам прокатного года, у кого какая доля рынка в % и так далее. Такая писькомерка сборами и амбициями.
Два сильнейших на сегодняшний день кинопрокатчика WDSSPR (Дисней/Сони в одном флакони) и ЦПШ (Парамаунт/Дримворкс и громкие русские релизы) ведут незримый бой за право называть себя лучшим на рынке. Все бы ничего, но в этом году в сезон летних хитов у каждого есть по два супертуза в рукаве, в успехе и рекордных сборах которых никто не сомневается.
У Диснея это "Пираты 4" и "Тачки 2", а у ЦПШ это "Трансформеры 3" и "Кунг Фу Панда 2".
Общий потенциал по моим прогнозам близок к 150 млн. долларов-денег.
Куш знатный, но это еще не всё.
Роспись этой 4-ки опустошителей кошельков и разорителей семейных бюджетов стала реально напоминать поле боя, где пострадавшими стала третья сторона - собсно кинотеатры. Про однозальники можно и не говорить, им не позавидуешь. А вот у сетевых мультиплексов помимо расстановки сеансов возникла НОВАЯ УГРОЗА!!!
В пылу борьбы у прокатчиков возник наконец-таки давно зревший прорыв эмоций связанный с несправедливым по мнению многих дележом общей суммы кассовых сборов. Сейчас она составляете 50 на 50 (за редким и тщательно скрываемым исключением +/- 5%)
А наличие в пакетах обоих компаний абсолютно стопудовых хитов сподвигло прокатчиков на долгожданное смещение процентного соотношения в свою пользу поначалу 60 на 40, а в некоторых особо несговорчивых случаях и до 70 на 30 (где бОльшая цифра это доля прокатчика).
Но кинотеатры не сдаются, и доселе довольно разобщенная армия владельцев кинозалов и киносетей встала как гриться в ПОЗУ. Если раньше показчики совместно противостояли только двум серьёзным угрозам - РАО и электронный билет. То посягательство на свой привычный "полтиничек", объединило их в структуру под названием НП "Стратегия кино".
Чьё обращение к операторам кинопоказа с описанием ситуации и путями выхода из неё, я привожу целиком и полностью:
Текст я выделил красным, а особо интересные куски - синим цветом.
"Обращение к операторам кинопоказа по вопросу взаимодействия кинотеатров и дистрибьюторов.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Хотелось бы обсудить с Вами одну обострившуюся в последнее время проблему, а именно: проблему взаимоотношений операторов кинопоказа и дистрибьюторов.
Небольшое предисловие:
На сегодняшний день взаимоотношения дистрибьютор/кинотеатр регулируются обычаем делового оборота, предполагающего преимущественное распределение выручки от реализации билетов в соотношении 50/50. При этом схема эта возникла ещё в прошлом веке и является, своего рода, традицией, не имеющей никакого внятного экономического обоснования.
Хотелось бы коротко остановиться на изменении структуры затрат операторов кинопоказа в последние несколько лет.
Именно операторы кинопоказа для того, чтобы выжить в жёсткой конкурентной среде и получить доступ к "первому" экрану (здесь и далее использованы исследования компании "Невафильм") вынуждены нести в полном объёме затраты по "цифровизации" кинопоказа, при этом всю экономию от распространения цифровых копий взамен плёночных полностью получают дистрибьюторы, не предлагая никаких схем частичного возврата сэкономленных средств, либо каким либо иным способом участвуя в реализации VPF (считать работающей схему VPF между ЦПШ и "СинемаПарком", имеющим общего владельца, на мой взгляд, не совсем корректно).
В последние годы наметилась четкая тенденция по уменьшению затрат дистрибьюторов на рекламное продвижение кинофильмов, что требует от операторов кинопоказа, в свою очередь, увеличения этих затрат.
Именно кинотеатры, получая часть дохода от реализации билетов, несут всё бремя затрат, связанных с выплатой пресловутого "налога на музыку" в пользу РАО.
При этом вынуждены констатировать, что сообщества операторов кинопоказа не существует как такового. Разделять нас не надо, поэтому дистрибьюторам остаётся только властвовать!
Мы можем сколько угодно рассказывать о том, что именно мы, в конечном итоге, даём выручку от реализации билетов, которая покрывает все понесенные на этапе создания и продвижения фильма затраты и формирует прибыль/убытки всех звеньев кинобизнеса, но наша "рыночная сила" неуклонно стремится к нулю. И этот факт не является ни для кого секретом и формирует соответствующее отношение к нам.
Единственное, что до сих пор не устраивает наших уважаемых дистрибьюторов - это наша "аполитичность". Даже сетевым операторам напрямую связанным с определённым дистрибьютором ("СинемаПарк", "Каро-Фильм", "Люксор", "Парадиз") приходится работать со всеми дистрибьюторами, представленными на рынке, а независимым сетям и отдельным кинотеатрам вообще всё равно, чей фильм демонстрировать (BV, UPI либо "Каравелла DC"), лишь бы сборы были максимальными. Конечно, такая всеядность никак не может устраивать дистрибьюторов. Необходимо понимать, что между ними существует своего рода "капиталистическое соревнование", в котором все средства хороши! Не стоит тешить себя иллюзиями, партнёрские отношения или что-то подобное им существуют лишь между крупнейшими федеральными сетями и частью дистрибьюторов, а все остальные операторы кинопоказа - это ни что иное, как "поле боя".
Сегодняшняя ситуация, возникшая при росписи "Пиратов" и "Панды" - это абсолютно логичное продолжение политики полного игнорирования наших экономических интересов со стороны дистрибьюторов.
Кратко о возникшей ситуации:
Российское подразделение «Уолт Дисней студиос Сони пикчерс релизинг» (далее по тексту BV), видимо, получило указание обойти в 2011 году «ЦентралПартнершип» (далее по тексту ЦПШ) и стать "Дистрибьютором №1". ЦПШ, в свою очередь, передавать почётный титул без боя не хочет. Соответственно на фоне выхода майских-июньских релизов сложилась грозная ситуация "Пираты-4" vs "Панда-2" vs "Тачки-2" vs "Трансформеры-3".
BV ещё на кинорынке устами господина Сиренко заявила о том, что при наличии одного цифрового зала "Пираты" будут расписываться ТОЛЬКО в формате "две недели полный экран". Если кинотеатр имеет два цифровых зала, то обязательным форматом будет "две недели полтора экрана". Позже BV сделала "широкий жест", "разрешив" на второй неделе работать 2-3 сеансами "Панды", но при этом, за ПЕРВУЮ неделю работы полным экраном кинотеатр обязан будет перечислить прокатную плату соответственно 60-70%. Естественно, интересы ЦПШ, стартующего "Пандой" неделей позже и рассчитывающей также на полный экран со старта, BV абсолютно не интересуют. Основной удар, конечно примут на себя одно-двухзальники, но несомненно "достанется" даже многозальникам, ведь несмотря на то, что крупнейшие сетевики в течение 2008-2010 годов старательно избавлялись от одно-двухзальников, даже в современных мультиплексах далеко не у всех имеется больше двух 3D залов (считать таковым VIP на 30 зрителей - очень сомнительно…).
Что мы имеем "в сухом остатке":
1. Соглашаться даже теоретически на изменение прокатной платы - это значит создать ПРЕЦЕНДЕНТ. Надо понимать, что стоит создать такой прецендент и ВСЕ дистрибьюторы без исключения пересмотрят размер прокатной платы на свои сильные проекты (а у них 90% проектов, по их мнению - "мегасуперхиты"). Это варинат, ведущий операторов кинопоказа стройными рядами в финансовую пропасть и его нельзя рассматривать даже теоретически.
2. У нас с Вами остаётся два реальных варианта: взять у BV "Пиратов" на 2 недели полным экраном и отказаться от "Панды", тем самым автоматически попасть в "расстрельный" список ЦПШ (не получить "Трансформеров" и т. д.), либо отказаться от "Пиратов" и попасть в такой же список BV, соответственно, потерять "Тачки".
Куда не кинь - везде клин.
Очень сильно сомневаемся, что будет много тех, кому удастся остаться "над схваткой".
Такое ощущение, что уважаемые дистрибьюторы забыли старую истину: "лучшая битва - это та, которая не состоялась!". Мне кажется, что в этом противостоянии произошла подмена целей. Вместо того, чтобы заботиться о том, как сделать так, чтобы ИХ проект заработал БОЛЬШЕ денег, они направляют свои ресурсы на то, чтобы УМЕНЬШИТЬ сборы конкурента и, соответственно, надежды на звание "героя капиталистического труда".
Выигравших от этой "бойни" будет очень мало, если они вообще будут, но одного проигравшего можно назвать уже сейчас - это бокс-офис реально неслабых проектов, проектов, которых мы ждали и на которые надеялись, брали кредиты, ставили цифру и т.д.!
Нам кажется, что даже коллективное обращение кинотеатров непосредственно к инициаторам "схватки" BV и ЦПШ не принесёт желаемого для нас результата. Надо осознавать, что противники схлестнулись серьёзно и тех, кто встанет на их пути буду "топтать" оба!
К сожалению ни у НП "Стратегия кино", ни даже у независимых кинотеатров, которые могут нас поддержать, нет той "рыночной силы", которая могла бы повлиять на эту ситуацию.
Единственным, на мой взгляд, эффективным решением этого конфликта, могло бы быть обращение от нашего имени (НП "Стратегия кино") в ФАС. Налицо попытка монополистов оказать давление на рынок, а это прямая компетенция ФАС.
Для того, чтобы инициировать подобный запрос, нам необходимы ВАШИ подписи, ВАШЕ согласие на подобные действия.
Ответы просим направлять на электронный адрес НП «Стратегия кино»: strategia_kino@mail.ru."
Взято отсюда
http://cinema-strategy.livejournal.com/ Напомню про даты стартов:
Пираты 4 - 19-го мая
Кунг Фу Панда 2 - 26-го мая (спустя неделю)
Тачки 2 - 23-го июня
Трансформеры 3 - 30-го июня (опять же спустя всего неделю)
Хочу отметить, что выбрать сторону и решить однозначно кто прав - нелегко. Лично я считаю, что 50/50 это несправедливо, и кинотеатры получают прибыль, вкладываясь только на этапе строительства/ремонта своих кинозалов/мультплексов. Прокатчик помимо печати копий и доставки их по назначению, несет на себе целиком расходы на промо, зачастую немалые.
Но момент который выбрали прокатчики конечно не вполне подходящий, кинотеатров на сегодняшний день ещё недостаточно, чтобы вот так резко лишать их солидного куска прибыли. Они пока еще нужнее прокатчику в большей степени, чем прокатчик им.
Не сильно хочу раздувать из этого бучу, но грядут перемены.
А вы на чьей стороне?