Ожидания Никиты Сергеевича не оправдались, "длинных денег" не получилось.
ЦПШ невероятными усилиями (даже в ущерб своему Жел челу 2) сумели сохранить объем проката, на третьей неделе проката всё ещё 1019 копий из 1049 стартовых.
Уик-энд 6-9 мая, на котором ожидалось увеличение сборов за счет притока ветеранов и той аудитории - которой тема войны и военного кино небезразлична (то есть очень широкой) снова не пришлa, на как теперь уже всем очевидно, не великое кино...
Вот некоторые соображения умного человека, который (что редкость) всё ещё разделяет режиссера Михалкова с общественным деятелем, и с этой точки зрения грамотно объясняет из-за чего собственно народ отвернулся от Никиты Сергеевича:
Его анализ черным, a мои комменты-красным
"За несколько дней после просмотра УС-2, а потом чтения откликов и обсуждения в ЖЖ, идейный стержень фильма, а лучше сказать «ствол», начал прорастать.
Вынесу из комментов и соберу в одном месте все связанное с ответом на вопрос - о чем фильм?, в чем послание?.
Или, говоря по-голливудски, месседж. Ведь фильм Михалкова задумывался (среди прочих мотивов) и как ответ Спилбергу/Тарантино. (не совсем верно, Райан являлся побудительным мотивом)
Почему, как и за что сражались советские люди во время Великой Отечественной войны? Как победили?
Они ведь не спасали «рядового Райана» (кто у нас считает рядовых) и не переплывали океан, чтобы отомстить Гитлеру за холокост.
Ответ на вопрос надо искать в названии. На название фильма мало внимания обращают - воспринимают всего лишь, как цитату из песни, как метку того времени.
Но ведь это еще и аллюзия на «Унесённых ветром», опять таки голливудских, которые сформулировали в американском кино миф о гражданской войне, своего рода «Рождение нации». Для нашего поколения таким «рождением нации» должен являться миф о Великой Отечественной войне (главная война из ближайшего прошлого).
Итак, разберем - кто утомлен? И чем утомлен?
Утомлен кто?
Утомлены все.
И элита - главный герой, красный комдив, его семья.
И элита армии - кремлевские курсанты, которых бросили под танки.
И мелкие начальники, всё спасающие бумажки - деньги (Петренко), архивы (Адабашьян), бумажки, которые вмиг обесценились перед лицом смерти.
И крестьяне, не пустившие девочку Надю, которую преследовал насильник.
Сам Михалков - человек элиты и его взгляд на войну не из народа, а со стороны, из элиты.
«УС» не народный фильм (нет ничего похожего на Твардовского, Исаковского, Фатьянова, Шукшина да и Озерова тоже, в советском фильме «Освобождение» было равновесие между «народностью» и «самодержавием»), поэтому и массового успеха в кинотеатрах не будет.(И уважения к режиссеру поубавилось, скандалы идут на пользу если творчеству не мешают)
Эта песТня не народная, а авторская. С самого первого кадра УС-2 задана элитность (фильм посвящен фронтовику-корреспонденту, тому, кто воевал «с лейкой и блокнотом»).
И далее все происходящее с народом (серия однотипных трагических эпизодов) можно понять как возмездие. Возмездие показано смачно, сверху, использовано, как полигон для режиссерских, операторских и актерских упражнений (лицо девочки цыганки - кадр в хрестоматию, разговор с миной - отрывок в хрестоматию). (Хрестоматийные эпизоды спорны, а мина так вся сплошь теологическая идиотия)
Но возмездие за что?
Утомлены чем?
Утомлены Солнцем. Языческим богом, Ярилой.
Ярило здесь, разумеется, не древнеславянский бог, а современный, это «неоязычество» и Солнце - рукотворное (свет Просвещения). Вавилонская башня Интернационала.
Страна (и элита и народ) отпала от Веры. Впали в язычество, поклонились идолу. Именно за это и поплатились.
Возмездие началось с самого Котова и его семьи (в первом фильме) и распространилось на всех (во втором фильме) - именно так надо понимать массовые жертвы - зэков, беженцев, курсантов, штрафников, крестьян - уцелели единицы. Выжившим надо воспринять массовые убийства, как кару, а свое спасение как предназначение.
Над арестованным, поверженным Котовым поднимается в небо гигантский портрет божества (арест - расплата за подарки вождю в беседке). И в рифму такие же полотнища-паруса поднимаются из-за горизонта над немецким танками.
Во втором фильме Сталин появляется уже не только на портрете, но все равно не в качестве живого человека. А как образ, материализация страхов (в сценах в беседке и на ближней даче, засвеченных, снятых подчеркнуто условно, будто в мареве, мы видим фактически сон Котова и сон Арсентьева о Сталине). Сталин - лик божества (и его бюст, упавший в песок рядом с Надей тоже). (Так же подвергся материализации - образ Сталина-упыря, что само по себе раздражает)
Впали в язычество и получили возмездие, сначала от самого идола, а потом и иноземное нашествие (несущее не покорение, а истребление). Возмездие это урок. Утомленные солнцем осознали, что утомлены, и чем именно утомлены.
«Они сражались за Родину, обретая Веру» и «так победили» (не так, как в пьесе Шатрова, а так, как в фильме Михалкова).
Сон Котова заканчивается маканием идола в подаренный торт с его же портретом - в шоколад, в дерьмо. Языческий бог повержен, бюст сброшен с парохода и не причинил никакого вреда Наде, только что окрещеной.
Первый урок усвоен, впереди - долгая дорога. Постепенное движение духа истории материализовано в кинометафорах (пусть грубых, чрезмерных, но таков уж его режиссерский почерк, заявленный с самого первого фильма «Свой среди чужих» и с первой "сновидческой" сцены в УС-2).
Преображается Котов - из красного барина в зэка, потом в штрафника (его отказ от реабилитации подчеркивает, что рано еще, сам понимает, что наказание не отбыл).
Преображается Надя - из пионерки в медсестру, из девочки в девушку (финальная сцена с раненым танкистом).
Преображается герой Евгения Миронова - из мальчишки (УС-1) в воина (УС-2). Видно, что и у актера появилось «нутро», не мальчик, но муж.(А а финале своего взрослого, мужского перформанса-герой распускает все теже сопли про "где же танки, где же артилерия")
Даже НКВД преображается - скользкий Меньшиков остался, но рядом появился смершевец в исполнении Маковецкого. Безусловно лучшая актерская работа в УС-2, очень неожиданная (когда у нас в постсоветском кино играли чекистов такими?) очень органичная и убедительная."
Взято у автора
http://lev-semerkin.livejournal.com/298816.html В целом я на стороне как автора разбора, так и Михалкова, но все таки добавлю:
Барин ты или первый после бога это всё не должно взор туманить, и мешать оглядываться по сторонам.
Время сейчас другое, люди не дураки, а бог не Тимошка.
Заявил масштабное полотно-изволь ваять его широкими, но точными мазками, а не штришками своего субъективного понимания реалий и быта войны, которую ты собственно и не нюхал...