То что кино не Великое было мне понятно задолго до сегодняшнего дня. Еще в прошлом году на кинорынке смотрел более часа готового фильма.
Завышенные оценки из уст рекламщиков это к сожалению данность при работе с таким проектом, и мне слишком близко это знакомо.
Нет веры - нет продажи
Нет продажи - нет зарплаты. Про слоника и лицо все помнят?
Даже если не удастся убедить массы в правдивости подобного (про Великое) тег-лайна, так хоть будет повод у публики (особливо любящей погавкать) посудачить о преждевременной оценке продавцов-прокатчиков. Да и рекламщиков в принципе понять не мудрено, посудите сами, если не фильм самого Никиты Михалкова провозгласить Великим, то чей?
А здесь и замысел самый что ни на есть общенародный, шутка ли целому поколению, а то и двум напомнить кто именно и какой ценой одержал великую победу в страшной войне.
И воплощение длиною в долгих 8 лет, от замысла после просмотра Рядового Райана и по сей день с перерывом на съемки "12".
И деньжищи огромные даже по меркам самого ИО царя - 36 млн. евро=около полутора миллиардов рублей=около 50-ти млн.$
Нет вы не подумайте, ни о каком распиле речи нет, деньги на экране видны, а с учетом того что это затраты на обе серии, то получается даже и недорого, с учетом масштаба истории.
Вот как раз и первая проблема - масштаб. Не ощущается он. Видно желание проанализировать разные превходящие в само понятие ВОЙНА. То бишь желание и наметки заметны, а масштаба не видно.
Есть массовка и мост-деревянный, его взорвали. И?
Есть корабль с крестом-его разбомбили-он затонул (про Надю с миной чур не слова). Про какающих немцев и ракетницу тоже как-нить в другой раз.
Есть церковь и попавшая в неё авиабомба. Ну не впечатляет этот божественный лик после взрыва.
Бомбежка лагеря-три взрыва. Бог с ним с вопросом, как немцы за три дня долетели до Сибири или где там эти лагеря были. Деталей мало, взрывы есть-щепок мало.
Есть сожженный амбар, но это скорее к зверствам и мотивациям наших, чем к масштабу
И наконец главный бой, штрафбат с Котовым+кремлевские курсанты против танков.
Сама сцена с курсантами замечательна по контрасту и актерски, но БОЙ ГДЕ?
А он в тумане, и видим мы только всполохи в том самом тумане, и пару эпизодов рукопашки с лопатками. ВСЁ.
И замечу, речь идет о первых двух годах войны. Где масштабных событий было хоть отбавляй.
И самое гнусное, чего не хватает, это человечинки, душещипательности, сердечности, которой всегд с лихвой ыбло в фильмах Михалкова. Не щемящее кино вышло у Никиты Сергеевича, за душу не трогает, не цепляет. А жаль. Очень хотелось верить что уйдя в масштаб от своих прежних камерных картин, он не растеряет по дороге цельность и прекраснодушие.
Есть прямые параллели с первой частью, те самые штандарты над немецкими танками (паруса) это отсылка к Сталину взмывающему над полем в конце первого фильма.
Все ключевые герои первого фильма на месте, Митя, комдив, жена Котова и Надя, которой отведена ключевая роль, девушки случайно обредшей ВЕРУ, для пущего осознания ужасов войны и прохождения тернистого пути к встрече с папой.
Есть презабавные самоцитаты, очень трогательно смотрится Никита отмахивающийся от мохнатого шмеля)), есть цыгане, без них какой же рядовой Барин))
Даже мелькнувшего в эпизоде в первом фильме Евгения Миронова здесь задействовали в очень харизматичной роли командира штрафбата. Не говорю уже о целом наборе маленьких ролей-камео, тут и Панин старший, и Гармаш, и Маковецкий, и Суханов в роли Сталина-упыря.
И проблема только одна-они все играют Никиту Сергеевича в разных телах, но манера речи и даже мимика очень напоминают...
В общем есть все признаки большого и главного труда всей жизни, но...
Но какое же ЭТО ВСЁ МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНОЕ И ТЯЖЕЛОВЕСНОЕ.
Физически трудно высидеть эти три часа и любоваться по три-четыре минуты на желтую бабочку, кучку пепла или ствол винтовки Мосина от штыка до подбородка Артема Михалкова. Я понимаю, большой стиль-большой режиссер, но сейчас так не снимают.
Время слишком далеко убежало, и со времени первого фильма и в кино в целом.
Если главным побудителем к работе над столь амбициозным и монструозным сиквелом был Спилберговский Райан, так может стоило его почаще пересматривать, с точки зрения киноязыка и современного монтажа? Не выглядит наш Российский (очередной) ответ Голливуду-полноценным и актуальным. Вопрос еще как Каннская публика высидит и вытерпит всё это.
Ниже два трейлера, сделанных не НАШИМ ТРЕЙЛЕРХАУСОМ, что само по себе повод для разговора. Итак.
Предстояние
Click to view
И впервые в сети, эксклюзивно, трейлер Цитадели
Click to view
Может быть восприятие в связи с просмотром через полгода второй части сиквела изменит что то в лучшую сторону, но зная всю недолгую, но яркую историю "разделенцев нашего проката" (Параграф 78, Обитаемый остров и На игре) боюсь вывод будет стандартным-можно было и в один фильм всё вместить.
UPDATE:
http://www.fontanka.ru/blog/52245.html (the best of Trofimenkov)
http://crianza.livejournal.com/234475.htmlhttp://mmelnikko102.livejournal.com/27592.htmlhttp://kinoedd.livejournal.com/20436.htmlhttp://dimkazzzz.livejournal.com/12028.htmlhttp://dobrozhinetsky.livejournal.com/563590.htmlhttp://uskov.livejournal.com/117965.htmlhttp://josef-n.livejournal.com/21294.htmlhttp://yaroslav-gunin.livejournal.com/9952.htmlhttp://kines-om.livejournal.com/33672.htmlhttp://mash-ka.livejournal.com/1041676.htmlhttp://aleks-vassar.livejournal.com/100336.htmlhttp://as-ne4aev.livejournal.com/101296.htmlhttp://pavelkekin.livejournal.com/15831.html http://kinomashka.com/?p=344http://panzicov.livejournal.com/126361.html - фото
http://rawkspectator.livejournal.com/438464.htmlhttp://mumluk.livejournal.com/223370.html,
http://pavel-lv.livejournal.com/61628.html.
http://filmz.ru/bloggers/34904/blog/486/http://haneke.livejournal.com/40079.htmlhttp://oper.ru/news/read.php?t=1051606202&name=Goblin#commentshttp://www.echo.msk.ru/programs/4min/672808-echo/http://valery-kichin.livejournal.com/55989.htmlhttp://jeeves-cat.livejournal.com/241862.html#cutid1http://vz.ru/columns/2010/4/18/394125.html