Алексей Николаевич Грибов
Первым из известных людей встретился на какой-то из Московских улиц артист Алексей Николаевич Грибов. Не помню, сколько мне тогда было - лет 13, но увидеть такого известного артиста живьем, тогда еще совсем деревенскому мальчишке (до тринадцатилетнего возраста я жил в деревне Гаврилково, под Хотьковом) было чистой фантастикой. Это, наверное, было похоже на встречу с инопланетянами, о существовании которых тогда еще не предполагал. Алексей Николаевич осматривался по сторонам, и что-то довольно громко бубнил. Может быть, кого-то слегка бранил за опоздание, может разучивал роль - не знаю. На его голове была теплая кепка и это тоже обратило на себя мое внимание, т.к., кажется, раньше кепок зимой я ни на ком не видел.
Леонид Каневский
В 70-е годы по телевидению шел сериал "Следствие ведут знатоки". Мы заходили иногда перекусить в пельменную в начале Воронцовской улицы, где за столиком "Знатоки" брали вооруженного преступника. Однажды я ехал в метро, а напротив сидел "Саша Томин" - артист Леонид Каневский. Он крепко держал на коленях портфель и, не поворачивая головы, зыркал глазами по сторонам. Видимо, сжился с образом Томина. Крепко сжатые губы выдавали в нем внутреннее напряжение.
Леонид Кулагин
С актером театра Гоголя и киноартистом Леонидом Кулагиным я ехал в метро в 80-е гг. Он стоял, прижавшись спиной к двери. Как и положено дворянину Лаврецкому, он читал книгу на английском языке, изредка отрывая взгляд на открывающиеся двери. В глазах читалась тоска замученного зубрежкой школьника, ему было так скучно!
Андрей Максимов
Ведущий ТВ Андрей Максимов ездит не на метро, он ездит на машине. И однажды, так получилось, что наши пути сошлись в одной точке, и в одно и то же время. Но, в отличие от него, я был без машины... Было это недалеко от музея Тропинина, куда я собрался. Работал я в то время в археологическом центре у А.Г.Векслера, значит было это в 2000 году. Так вот после маминой кончины прошло двадцать лет, а я все собирался (мама была хорошо знакома с основателем музея Вишневским В.Е. и часто о нем вспоминала) и, наконец, собрался. От арх.центра на Добрынинской до музея - всего ничего - пошел. Почти дошел. Надо перейти через проезд, пропустил машину, выехавшую из двора. Пошел... И вдруг машина так резко дала задний ход, что я едва увернулся. Испуг был настолько сильным, что я почти забыл, куда шел... А. Максимов (за рулем сидел он) меня, просто, не заметил и сразу уехал.
В тот день в музее оказался выходной - в общем, не получилось. Так я в музее и не побывал.
Андрея Соколова - ТВ-"Однако", в черном кожаном пальто тоже, кажется, видел в метро - не помню где.
А.В.Руцкой
Высокий и крепкий, усатый и гладко выбритый генерал стоял напротив библиотеки имени А.П.Чехова в ожидании встречи. Черное кожаное пальто, газета, которую он то брал в руки, то перекладывал подмышку, то снова мял в руках... Опальный Александр Васильевич, а нервишки-то у Вас в Лефортове совсем поистрепались.
Руслан Аушев
Одного из трех главных Российских сепаратистов я дважды встретил на одном и том же месте - на Большой Дмитровке, в направлении от Совета Федерации к Пушкинской площади. Генерал очень быстро шел в сопровождении помощника (адъютанта, охранника?). Оживленный разговор переходил в хохоток. Поскольку собеседник шел чуть сзади, Аушев постоянно оборачивался, но темпа не сбавлял.
Борис Моисеев
Где-то году в 2000-м спускался я по Тверской к Охотному ряду, а впереди царской походкой шествовал инопланетянин. С высоты своего, скорее, среднего роста на всех он смотрел свысока. Вернее, он смотрел скозь прохожих, с удивлением его разглядывавших, как бы не видя их. Высокий кок светлых волос он нес, как корону. Погода была, точно, не жаркой, но он был обнажен по пояс. Поравнявшись с ним, я увидел какое-то подобие скафандра из оргстекла. Инопланетянин-Б.Моисеев развернулся на углу улицы и пошел той же походкой вверх по улице.
Лужков Ю.М.
Во время предвыборной гонки в 1996г. ( в Президенты РФ ) Юрий Михайлович часто бывал в Коломенском. Однажды он с большой свитой шел от Задних ворот к Казанской церкви, а параллельным курсом шли несколько коломенских нищенок. Одна из них - та, что постоянно стояла у Задних ворот - выглядела довольно чопорной старушенцией. Она приблизилась слишком близко и чуть не поплатилась за это. Кандидат в Президенты решил показать репортерам братание с народом и под руку ему попалась та самая нищенка. Он подскочил к бедной даме, вытянув губы для поцелуя. А дама, блюдя свое благочестие, отгородилась вытянутыми руками и изобразила такое отвращение, что ни один репортер не решился снимать...
Вот такой облом случился у Юрия Михайловича.
Наталья Селезнева
В Коломенском в самом начале 1975 года нам что-то пришлось обмерять на улице. Стояла солнечная морозная погода и мы довольно часто убегали в Полковничьи палаты, где топилась "галанка". В комнатенке было дымно, но зато тепло и на улицу было страшно выходить. Забежав в очередной раз, я только стал согреваться, как вдруг послышался стук в дверь. На пороге появилась красавица с пронзительно голубыми глазами. Она стала простодушно просить меня открыть музей - день был выходной - потому что с ней приехали иностранцы и они очень хотят посмотреть музейную экспозицию... К музею я не имел практически никакого отношения, да если бы и имел, то все равно не смог бы открыть музей. Пришлось отказать девушке. Показывать памятники архитектуры я напрашиваться не стал - еще не успел согреться, а Наталье Селезневой в задымленной комнате не очень понравилось.
Внучка С.Ю.Витте
В теплый весенний день 1975г. я был в усадьбе Обольяново, в селе Подъячево, Дмитровского района. Знакомился с главным домом усадьбы в качестве ведущего архитектора-реставратора по данному памятнику истории и культуры. Несколько раз за эти несколько часов встретилась женщина - техничка в темно-синем халате с тряпкой в руках. Окончив дела, я вышел на крыльцо и там снова увидел ее, но уже в пальто и берете. При ярком дневном свете она выглядела моложе и еще стройней. На вид женщине было лет пятьдесят, и выглядела она очень уверенной и интеллигентной особой. В семидесятые годы наплыва интеллигенток в уборщицы еще не было, поэтому несоответствие ее формы и содержания меня слегка озадачило. Поздоровавшись с ней, спросил, давно ли она здесь работает и знает ли историю дома. Женщина представилась: Вера Николаевна (очень сильно сомневаюсь, что верно вспомнил имя, отчество). Очень коротко рассказала, что работает техничкой совсем недавно, а всю жизнь была учителем. Не поладила с директором школы, да и платят на базе отдыха Минцветмета лучше, и времени свободного больше. Чувствовалось, что Вере Николаевне очень хочется выговориться, чего с прорабами-матюгальниками она позволить себе не могла. До автобуса оставалось несколько часов и я с легкостью согласился зайти к ней домой попить чаю. Когда подошли к ее покосившейся избушке, мой профессиональный глаз отметил ее аварийное состояние, а голова самопроизвольно вжалась в плечи. Пройдя сквозь темный притвор в скрипучую дверь, я оказался ...на заседании Госсовета. Первое впечатление было именно таким, будто я попал в центр картины Репина. Со всех стен на меня смотрели портреты сановников в мундирах с орденами и фрейлин.
Вера Николаевна рассказала, что приехала, кажется, из Саратова, где начала учительствовать. Там мать и бабушка также были учителями. Об отце ничего не рассказала - мужчины в их доме, похоже, не приживались. Рассказывала, в основном, о бабушке, которая в девичестве жила в Санкт-Петербурге и была фрейлиной при дворе. Там она приглянулась тогдашнему министру финансов Сергею Юльевичу Витте. Завязался роман, но продолжался недолго и они расстались. Бабушка навсегда уехала в Саратов, где родилась дочь. А Витте через несколько лет стал Председателем Совета министров Российской Империи (с осени 1905 по весну 1906г.). В Саратове бабушка стала учителем. После революции ее арестовывали, но выпустили за отсутствием состава преступления.
После смерти матери Вера Николаевна купила дом в Дмитровском районе.
Вот и вся история.
М.Швыдкой и С.Альтов
Года 3-4 назад под 8 марта зашел по делам в Министерство культуры, а там - хоть шаром покати - все кабинеты пустые.
Уже спускался по лестнице, а навстречу большая группа веселых людей. Оказывается, Швыдкой для своих сотрудниц устроил праздник. Толпа во главе с министром стала подниматься, не дожидаясь когда спущусь я (оставалось всего с десяток ступеней). Я поздоровался, министр ответил бубняще, а шедший рядом Семен Альтов свое "здравствуйте" нараспев произнес, как со сцены. Мне пришлось вжаться в стену, чтобы пропустить веселую компанию.
М.Глузский
Михаила Глузского я видел на съемках какого-то фильма, происходивших на Неглинной улице. Эпизод разворачивался возле открытого... канализационного люка, в который артист спустил ноги. Фильма с таким эпизодом я не видел, а эпизод в памяти остался.
Сергей Супонев
Популярного телеведущего детских программ Сергея Супонева встретил в Зачатьевском переулке. Мы прошли мимо друг друга, а потом я обернулся. И он обернулся, но смотрел, вроде бы, мимо меня. Взгляд был очень задумчив, будто он с большим усилием пытался вспомнить что-то важное.
Только после его преждевременной гибели я узнал, что он тоже был из Хотькова. Мой "звездный час" на хотьковской эстраде пробил в 1973г - с агитбригадой Горбуновской ткацкой фабрики, где я работал художником- оформителем, мы объездили только в день каких-то выборов 6 клубов, в 4 концертах я пел. Кроме того, мой старший брат Евгений (который на меня чуть-чуть похож, но в Хотькове нас почему-то часто с ним путали) много лет занимался конферансом. Так что Сергей Супонев, вполне вероятно, видел кого-то из нас в своем детстве - городок-то маленький. И вспоминать мог эпизод из своего детства.
Махмуд Эсенбаев
До конца 1989г. я работал в проектном отделе треста "Мособлстройреставрация", располагавшемся в Знаменской церкви Новоспасского монастыря. Ближайшей станцией метро была "Пролетарская", а рядом с метро находился Ждановский универмаг - бывший "сотый", куда я иногда заскакивал после работы. Однажды также, как делал раньше, я обошел 2-ой этаж магазина, направился к лестнице на третий этаж и увидел спускающегося с лестницы артиста, которого невозможно было спутать ни с кем другим. Казалось, ничто не может смутить его достоинства. Он спускался поступью великого мастера. В нем все, по-чеховски, было прекрасным. И на нем были красивые черкеска и папаха... Под стать ему была молодая прелестная женщина. Они были вдвоем, но за ними пристально и восторженно наблюдали десятки зрителей. И вдруг, на последней или предпоследней ступеньке спутница великого танцора оступилась - наверное, тяжеловато оказалось это оценивающее ее внимание десятков незнакомых людей - она упала и серьезно повредила ногу.
Суетились работники магазина, предлагая помочь чем-либо, вызывая скорую помощь, горячо обсуждая случившееся. Один Махмуд не принял участия в общей суете. Он и в такой ситуации был выше всех окружающих. Его волнение было видно, но он ни на минуту не потерял достоинства. Минут через пятнадцать приехали медики. Спутницу унесли на носилках, а он шествовал рядом, довольно часто наклоняясь над ней.
Виктор Павлов
В конце 80-х мы с Надей ехали в автобусе от треста "Мособлстройреставрация" (трест давно уже лопнул, но еще теперь, уже частная фирма с таким названием, до сих пор находится на Мантулинской, 10) к станции метро "1905г". Было тесно и душно. Остановки 3-4 с нами ехал артист Виктор Павлов. Из-за тесноты мы вынуждены были разглядывать руки артиста, довольно густо покрытые рыжими волосами. Артист выглядел совершенно растерянным, и когда приобрел вид совершенно стушевавшегося человека, то решил вырваться из глупого положения довольно резво: оттолкнул меня, проскочил мимо нас, наступив Наде на ногу, растолкал еще пару пассажиров и выскочил на улицу. И все это он проделал без звука и так стремительно, что я не успел потребовать сатисфакции...
А артист он не плохой.
Михаил Кокшенов
Лет 11 назад мы с ребятишками поехали в цирк на Цветном. Младший Митя, 8 лет, захватил фотоаппарат. Рядом с цирком Митя первый увидел Михаила Кокшенова и сразу же решил его сфотографировать, но артист решил с ним поиграть. Только Митя настроит резкость, объект съемки выпрыгнет из кадра, или очень низко присядет, или спрячется за прохожими, или скорчит такую рожу, что Митя так рассмеется, что не сможет снимать. Минут 5 он дразнил сынишку, потом помахав рукой несостоявшемуся папараци, с широкой улыбкой удалился. По-моему, всем игравшим и наблюдавшим за игрой, было весело. Митя тоже совсем не расстроился. Получилась хорошая прелюдия перед цирковым представлением.
С мастером комедии Михаилом Светиным встретился в центре Ленинграда, кажется, в 1985г. Артист был не задумчив - нет, скорее выглядел каким-то растерянным. Наверное, пытался решить какие-то свои проблемы и совсем не походил на комедийного персонажа. Тогда мне подумалось: "проклятая бытовуха..".
В серьезной задумчивости Владимир Спиваков курил у ступеней своего театра (1999г.), а Армен Джигарханян делал десятки кругов возле памятника Ленину на Ленинградском вокзале в ожидании поезда (ехал на гастроли в город на Неве в том же 1985г.).
Только одна Ирина Хакамада была беззаботно весела и хохотала вместе с молодым человеком возле иномарки на Покровском бульваре поздней весной 1996г.
Кажется, я рассказал обо всех своих случайных встречах.
Ах вот последняя. Где-то в конце 90-х пошел я на Ваганьковское кладбище поклониться своему учителю - архитектору Николаю Николаевичу Свешникову. Его прах в 1996г. похоронили в могилу младшего брата Бориса, неоднократного чемпиона СССР по мотогонкам, погибшего в начале 1950-х гг. И недалеко увидел могилу артиста Юрия Богатырева и вспомнил о своей встрече с ним.
В начале 1985г. я ездил на курсы повышения квалификации в Ленинградский институт реставрации. Тогда же московские артисты ездили на гастроли в Ленинград. Останавливались мы в одной и той же гостинице - Ленинградской и ходили в один и тот же буфет пить кофе. Однажды Юрий Богатырев со своей неизменной светловолосой спутницей встал за мной и мы разговорились. Сначала о их работе и гастролях, потом о моей работе.
...Еще раз понял, что грузить собеседника своими проблемами нельзя...
Юрий Богатырев:
http://sadalskij.livejournal.com/1609055.html