Оригинал взят у
antoshananarivo в
Электрику. В русском языке слово “электрику” является дательным падежом слова, обозначающего профессию электрик. "Дал денег электрику". А в языке португальском это красивое слово обозначает трамвай в именительном падеже - eléctrico.
Впрочем, первый трамвай в Лиссабоне, как и положено по законам трамвайного жанра, был конным. Контора, называемая “Лиссабонская Железнодорожная Компания ” (Companhia Carris de Ferro de Lisboa, сокращённо - просто “Carris”) была основана в 1872 году в Рио-де-Жанейро в Бразилии, поскольку конки там ходили ещё с 1859 года, и было у кого перенять опыт. Конка была пущена в Лиссабоне в следующем, 1873 году, и логично называлась “американкой”.
Через несколько лет появились и паровые трамваи, но их было немного.
Первый настоящий “электрику” вышел в рейс в Лиссабоне 1901 году. Через год уже все трамваи города ходили на электричестве.
Трамвайная сеть Лиссабона непрерывно росла и достигла своего максимума в 1959 году, когда в городе было 27 трамвайных маршрутов. Трамваи для них частично закупались в США, частично строились своими собственными силами. Но в тот год открыли метро, и автобус параллельно тоже развивали, потому трамвайная сеть постепенно пошла на спад.
Сейчас в Лиссабоне осталось 5 трамвайных маршрутов в центральной части города, по которым ходят как старые, так и современные трамваи. И закрывать их уже точно не будут, потому что лиссабонский “электрику” - это такой же символ города, как монастырь Жеронимуш, Беленская башня и замок Сан Жорже. Так же, как Лондон невозможно себе представить без красного двухэтажного автобуса, Лиссабон не будет Лиссабоном без своего маленького жёлтого трамвайчика.
Поэтому, если будете в Лиссабоне, не забудьте прокатиться на “электрику”! И совершенно не важно, что ваша профессия не электрик. А если вы при этом ещё и электрик, то вообще прекрасно!
1. Трамвай.
2. Вот тут затесался старинный фургон, с которого торгуют записями португальской музыки фадо.
3. Трамвай.
4. Трамвай.
5. Трамвай.
6. А это даже не трамвай, а фуникулёр.
7. Зайдём в музей Carris, расположенный прямо в депо. Вот та самая конка-"американка", с которой всё начиналось. Это реплика модели 1886 года полностью местного изготовления.
8. Открытый трамвай, уже электрический, модель 283. Такие начали ходить в 1902 году и проработали до 60-х годов. Вмещает 48 пассажиров на 12 сиденьях, плюс 6 стоящих.
9. Модель 444, закрытый трамвай. Именно такие вышли в первый рейс "электрику" в 1901 году, изначально их было 75 штук. Делались в США в городе Сент-Луис, поэтому получили прозвище "Сан Луиш". Эта модель проработала до 50-х годов. Имеет 20 сидячих мест и 14 стоячих на площадках.
10. Модель 535. Местного производства (как и все последующие модели в основном). Такие трамваи ходили с 1928 по 1991 годы. Как раз в 1928 Португалия перешла на правостороннее движение, до этого было левостороннее. Форма корпуса этой модели стала для "электрику" классической. 24 сидячих места и 21 стоячее.
11. Модель 330. Годы эксплуатации: 1906-1983. Крупный трамвай, имеет 40 сидячих мест и 21 стоячее.
12. Модель 741. Годы эксплуатации: 1947-1988. 24 сидячих места и 16 стоячих.
13. Модель 802. Годы эксплуатации: 1939-1983. 36 сидячих мест и 13 стоячих.
14. Модель 549. Годы эксплуатации: 1929-1991. 8 одиночных и 4 двойных сидения.
15. Модель 101. Годы эксплуатации: 1950-1991. 28 сидячих мест и столько же стоячих.
16. Машина для печати билетов.
17. Интерьер.
18. Управление.
19. Рельсы на территории депо Carris.
20. Служебный трамвай в депо.
21. Ангар из старых шпал.
22. Тут, насколько я понял, находится художественная самодеятельность работников депо. Сразу вспоминаются слова из песни БГ: "В трамвайном депо пятые сутки бал..."
23. Депо.
24. Депо. Современный и "традиционный" трамваи.
25. Трамваи на улице.
26. Фуникулёр.
27. Вечерний трамвай.
28. Вечерний трамвай.
29. Внутри.
30. Вечерний трамвай.
31. Уличная сценка с трамваем.
32. Современный трамвай. Насколько я понял, "Сименс".
33. Опять "традиционный".
34. Кто быстрее?
35. Современный трамвай.
36. Современный трамвай.
37. Старый и современный.
38. Современный.
Увидимся на этой весёлой планете!
************************
Summary:
Lisbon tram called "eléctrico". It has as much significance for this city as red double-decker bus do for London.