Еще про Торжок. Но уже другого блогера)

May 06, 2015 18:54

Оригинал взят у volk в По Тверской. Торжок. Храмы и особняки.
Есть известная теория «разбитых окон», описанная у Малкольма Гладуэлла. Мне она кажется близкой к реальности. И заключается в том, что люди (в противоречие либеральным теориям социально-экономической обусловленности поведения) на самом деле управляются поверхностными сигналами. И структура личности, и социальные факторы, и размер города, и генетика, и географическая широта не очень влияют.
Если на улице разбитые окна не чинятся, а граффити не стирают, растет криминогенность среды. Если вокруг мусор, граждане будут мусорить. Если вокруг чисто, не будут. Если все едут на красный, то и тихий послушный гражданин тоже поедет. В среднем.
То есть чисто там, где убирают, а не там, где не мусорят. Патологические исключения бывают, но они не интересны.
Поэтому никаких наблюдений о том, чем отличаются новоторы (так называются жители Торжка) от москвичей и костромичей, делать не буду.

К тому же Торжок, уж не знаю какой город: за несколько дней не успел раскрыться (мы больше перемещались по району, а по городу - лишь в самостоятельных прогулках). Но количество храмов, которое находится в центре города, ему скорее всего излишне. Большинство из них закрыто, покрыто ржавчиной и вплотную совмещено стенами с мирскими сооружениям, куда и попадаешь, огибая храмы их в поисках входа в храм. Только один храм города полностью отреставрирован, только один храм (само собой тот, что в честь страстотерпцев Бориса и Глеба в монастыре) проводит литургию в каждый день недели. Вместительные храмы св. Пророка Божия Илии в центре Торжка или Храм Воскресения Христова с пределом Николая Угодника на погосте Прутня в 5 км от города служат лишь в субботу и воскресенье (точнее с вечера пятницы, как принято в православной Церкви, в которой день начинается с 17 часов предыдущих суток). В чем здесь дело: в разрухе, в немногочисленности новоторов или в их апостасии, не знаю.

Знающие люди говорят, что от большевиков-богоборцев меньше всего пострадали Торжок, Суздаль и Великий Устюг. Вот некоторые из 22 храмов Торжка, которые порой захватывают своим непровинциальным размахом.

Храм св. Пророка Божия Илии в центре Торжка на левом берегу реки.



Климентовская церковь с ржавыми куполами. По словам местных жителей за ней вообще никто не смотрит.



Церковь св. Георгия Победоносца, память которого сегодня совершается.





Соборная трехпрестольная Борисоглебская церковь, чье сооружение производились под смотрением и по проекту Николая Александровича Львова. При заложении храма лично императрица Екатерина II своими руками положила первый краеугольный камень. Вот такие времена знавал ныне простой райцентр Торжок.



Он же и зимняя Введенская церковь с колокольней.





Свечная башня в монастыре.



Спасо-Преображенский собор на берегу Тверцы. Не смотрите, что обрезан верх: креста там всё равно нету.



Спасо-Преображенский собор и одноглавый зимний храм Входа Господня в Иерусалим.



Благовещенская (она же Михаило-Архангельская) церковь в Торжке.



Обошел этот образец русско-византийской архитектуры с трех сторон: не смог найти вход в этот храм.
И сделал художественные фотографии «Храм за колючей проволокой» в память посещаемых мной московских храмов за колючей проволокой  в СИЗО-2 и СИЗО-5.





Крестовоздвиженская ротонда-часовня работы Николая Львова в центре Торжка - сувенирная лавка, хотя фактически главным поставщиком сувениров выступает фирменный магазин «Вереска» (местные бальзамы и горькие настойки).



И сразу за ротондой начинается квартал, который недавно получил грант Банка реконструкции и развития на свою реставрацию $2 млрд. Прежде от этого банка подобный грант - $1,5 млрд - получал Путевой дворец в Твери, который откроет свои двери в июне.




Говорят, что в Торжке около 400 исторических и архитектурных памятников. Вряд ли одним из них считается и новоторжский кремль, от которого ни камня не сохранилось. Просто с 2010 года он открылся на городском валу как интерактивный комплекс для массовых гуляний, фестивалей, праздников и реконструкций исторических событий.



Ценник на вход туда приятный - 20 руб. Но у меня с собою не было и их. Поэтому фотографирование с высшей точки города я без сожалений оставил фотографам. А из основных экспонатов там - соко́л (осадное бревно) и катапульта, самостоятельно играть которыми не рекомендуется.

На левом берегу Тверцы заметен всяческий строительный новодел - магазины, гостиницы и рестораны, расположенные в трехэтажных «екатерининских» особняках - в путеводителях он значится как «ансамбль Тверецкой набережной». Этим кварталом Торжок очень напоминает Минск с его малоэтажным новоделом на левом берегу Свислочи в Троицком предместье.





Рядом с золотошвейным магазином «Дом пояса» благоустроена точка обзора (из тех, что в Испании называют мирадорами). Там же магазин льняной одежды с конскими ценами.



Побывал я в Ростове Великом, Коломне, Сергиевом Посаде, Костроме, Торжке. Не побывал в Ярославле, Владимире, Вологде, Суздале, Переяславле-Залесском, Вышнем Волочке. Однако везде - сходные проблемы возрождения. И везде оно происходит мало-помалу. Впрочем, на выделенный грант в Торжке могут все фасады в центре обновить, как в Питере к его «зоолетию».

Другие записи тура

По Тверской. Карты и топографические каламбуры.
По Тверской. Местная кухня.
По Тверской. Село Никольское - родовое имение Львова.

#blogtour69, Тверская область, Памятники

Previous post Next post
Up