Императорский Дворец ч. 4: У нас есть памятник жабе и Кругу, но нет императрице

Mar 10, 2015 20:11

Да-да-да, нет. Не было бы в Твери Императорского дворца, застройки набережной Волги и знаменитого «трехлучия» (такая планировка улиц есть лишь в Твери, Санкт-Петербурге, в Риме и Версале), если бы не Екатерина Великая. В Краснодаре, к которому императрица не имела никакого отношения, к примеру, есть…в Сочи тоже….а в Твери…много всяких нелепых изваяний раскидано по городу, а такого памятника нет.
Правда, в Картинной галерее, которая и располагается в Императорском дворце хранится интересная и разнообразная коллекция изображений Екатерины II. Она насчитывает более двадцати портретов - живописных и графических, созданных как известными художниками, так и мастерами, имена которых утрачены.



Несомненно, жемчужиной коллекции является коронационный портрет работы Алексея Петровича Антропова (1716-1795), уже многие годы украшающий постоянную экспозицию. Императрица изображена сидящей на троне, в окружении атрибутов царской власти - скипетра, державы, Большой короны.



В собрании галереи хранится еще несколько коронационных и просто парадных портретов Екатерины II работы неизвестных мастеров второй половины XVIII века, повторяющих наиболее популярные и распространенные иконографические образы того времени: это «вольнье», в основном, копии с оригиналов Ф.С. Рокотова, С. Торелли, А. Рослина, И.-Б. Лампи-старшего.
Большое распространение в это время получили аллегорические композиции, изображавшие императрицу в качестве покровительницы государства, армии, флота, наук, искусств, торговли.
К числу наиболее известных относится портрет-картина Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822) «Екатерина II в виде законодательницы в храме богини Правосудия» (1783).



Две копии с этого произведения находятся в собрании галереи.
Программа портрета, разработанная скорее всего, архитектором Николаем Александровичем Львовым, была изложена самим Левицким так: «Середина картины представляет внутренность храма богини Правосудия, пред которою, в виде Законодательницы, Ея Императорское Величество, сжигая на олтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главе ея. Знаки ордена Св. Владимира изображают отличность знаменитую за понесенные для пользы Отечества труды, коих лежащие у ног Законодательницы книги свидетельствуют истину. Победоностный орел покоится на законах и вооруженный Перуном страж рачит о целости оных. В дали видно открытое море, а на развивающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю». Портрет был принят современниками с восторгом.
Уникальным памятником второй половины XVIII, возможно единственным из сохранившихся памятников такого рода, является панно написанное в технике гризайли художниками М.А. Казаковым и И.И. Сержанцевым. Оно украшало Триумфальные ворота в Твери, возведенные благодарными жителями города к приезду императрицы. Это произведение, так же как и портрет работы Д.Г. Левицкого, прославляет просвещенного монарха, жертвующего своим покоем ради блага государства и подданных. На полотне Екатерина изображена стоящей у жертвенника Юпитера, бросающей на него цветок мака. От фигуры Юпитера, находящейся в глубине, к фигуре императрицы идет надпись: «ты радование и слава мое».
Вторая половина XVIII века - время расцвета камерного портрета. В собрании галереи есть несколько изображений Екатерины II, относящихся к этому направлению. Два профильных погрудных портрета, восходят к оригиналу известного итальянского художника Пьетро Антонио Ротари (1707-1762), работавшего в России с 1756 по 1762 год. На одном из них сохранилась подпись копииста - Дмитрий Родионович Возницын.
К лучшим образцам камерного портрета относится хранящаяся в галереи копия, выполненная академиком Петром Семеновичем Дрождиным (1745?-1805) с портрета написанного с натуры в апреле 1787 года в Киеве, во время путешествия Екатерины в Крым, Михаилом Шибановым (?-1789), который находится в качестве «Живописца Его Светлости», при Г.А. Потемкине.



Государыня изображена на нем в дорожном костюме и высокой меховой шапке. Атрибуты императорской власти отсутствуют. На прекрасно смоделированном лице лежит печать усталости. Однако, в гордой осанке, в постановке головы чувствуется царственное величие.
Путешествие в Крым вызвало появление целого ряда произведений искусств. В частности, оно послужило поводом к созданию Жаном Жаком Аврилем (1744-1831) гравюры «Екатерина II, путешествующая в своем государстве в 1787 году».



Ее сложная динамичная композиция, буквально «перенаселенная» фигурами реальных лиц, аллегорических и мифологических персонажей, окружающих сидящую в колеснице Екатерину, олицетворяет Триумф Императрицы.
Среди графических изображений, относящихся ко второй половине XVIII века, можно выделить портрет выполненный в карандашной манере (техника гравюры на металле, позволяющая получать оттиски, напоминающие рисунок карандашом, сангиной, пастелью французским гравером Луи Бонне (1743-1793) с рисунка Жана Луи де Вели (1730-1804), французского живописца и декоратора, прожившего в России полвека; очень выразительный силуэт работы Ф. Сидо - одного из основоположников этого вида графики в России; гравюру резцом и пунктиром А.Д. Савинкова.
К более позднему периоду относится известная гравюра Н.И. Уткина «Екатерина II на прогулке в Царкосельском парке», выполненная с оригинала В.Л. Боровиковского, представляющая императрицу в образе «казанской помещицы».
Интересен и гравированный на стали О. Маем портрет, изображающий Екатерину II в одежде, включающей элементы русского народного костюма (стилизованный кокошник, душегрея и т.д.). Он воспроизводит оригинал кисти известного датского живописца Вигилиуса Эриксена (1722-1782), работавшего в России с 1757 по 1772 год. Художник не состоял на официальной государевой службе, но с 1762 года являлся фактически придворным живописцем, исполняя многочисленные портреты самой императрицы и ее приближенных. В письме к М. Гриму Екатерина сообщала, что Эриксеном выполнено около тридцати ее портретов в разных позах и костюмах, в живописи, пастели, миниатюре и так далее. А известный историк русского искусства Я. Штелин писал в своих записках, что «самые похожие и самые законченные портреты ее величеств сошли с мольберта Эриксена».

А вот это портрет любимой внучки - Екатерины Павловны.



Появлению этого портрета в Императорском Дворце предшествовала длинная история. Несколько лет назад в одном из московских собраний был обнаружен живописный портрет великой княжны Екатерины Павловны в детстве, выполненный неизвестным профессиональным художником начала XIX века с оригинала великого русского портретиста последней четверти 18 столетия Д.Г. Левицкого. Потребовалось значительное количество времени и усилий многих людей прежде чем портрет, наконец, оказался в Твери. В частности, во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря и в Государственной Третьяковской галерее были проведены искусствоведческие технико-технологические экспертизы, подтверждающие высокое художественное качество и музейное значение портрета.
Это - прижизненный портрет великой княгини. Вполне вероятно, что он был выполнен в мастерской Левицкого одним из его учеников по заказу императорского двора для одного из императорских или великокняжеских дворцов.

История, Памятник, Тверь

Previous post Next post
Up