МОЗГ ВСЕМУ ГОЛОВА

Oct 23, 2016 17:34


Культура и нравственность идут рука об руку. Окончил начальную школу, стал не только умнее, но и лучше. Средняя школа - ещё лучше и добрее. Высшая - ещё нравственная ступенька. Нравственность и культура очень связаны.
-Дмитрий Евгеньевич Галковский
Пластичность мозга была доказана лишь недавно. Ученые назвали феномен изменения структуры мозга нейропластичность. Механистический взгляд на мозг ушел в прошлое.

Интересно, что классическое образование 19 века и начала 20 более отвечало требованиями развития мозга. Классическое образование включало в себя запоминание длинных поэм на иностранном языке стимулируя в свою очередь слуховую память и способность рассуждать используя язык, а также уделялось большое внимание выразительному чтению и произношению. Упражнения на правописание укрепляющие моторные функции и влияющие на чтение и речь. Современные люди испорчены клавиатурой. Когда мы печатаем слова мы воспринимаем каждую букву отдельно потому что это менее затратно для мозга. Писать от руки более сложная задача для мозга, т.к. слово записывается целиком и мозг обрабатывает более сложные движения, чем простое нажатие на клавишу.

С началом подросткового возраста происходит радикальная перестройка мозга. 50% всех не использованных синапсов отмирает для экономии ресурсов. Мозг становится менее пластичным. Это приводит, к примеру, к сильному снижению способности изучения новых языков. К тому же с возрастом родной язык отвоевывает все больше нейронного пространства не оставляя места для других языков. Поэтому так сложно с возрастом учить новые языки. Но изучение нового языка в старости положительно влияет на память и поддерживает мозг в форме. Также в старости важно не забывать про свою моторную кору. Например, изучение новых танцев хорошо ее развивает. То что не было дано в критический период развития наверстать в будущем либо очень сложно, либо невозможно вовсе. Но важно и отсечение вредного. Одно из исследований показало, что дети выросшие возле источника фонового шума (возле шоссе, аэропорта и т.д.) имеют низкий интеллект по сравнению с их сверстниками. Мозг младенца тратит больше усилий на вычленение нужных звуков от фонового шума и тем самым отнимает критически важное время.

Образование человека напрямую влияет на его мозг. Исследования показали, что образование увеличивает количество дендритов у нейронов. Мозг словно мышца которую можно накачать с помощью специальных упражнений и интеллектуальной нагрузки. Таким образом, жизнь человека напрямую отражает состояние его мозга. Чтобы создать прочные нейронные связи и обучиться чему-то новому необходима концентрация внимания. Такая вещь как «способность к многозадачности» этому мешает. Но у процесса есть оборотная сторона. Внимание может быть приковано как к хорошему так и к плохому. Так появляются вредные привычки. Чем чаще они повторяются тем сложнее их разучить. К примеру, систематический просмотр порнографических материалов изменяет структуру мозга и создает новые нейронные связи.  Но так как мозг ограничен в ресурсах новые связи создаются за счет вытеснения старых. Старые вкусы уже не так возбуждают (например, живой партнер), а интернет предлагает бесконечное множество новых виртуальных. Устоявшиеся порнографические нейронные связи с каждым разом требуют нового стимула и человек может потерять контроль над своей вредной привычкой. С другой стороны, привязанность к реальному партнеру вызывает структурные изменения в мозге. Влюбленность и появление детей вызывают крупную реорганизацию нейронов. Наш мозг с помощью гормона окситоцина (гормон забывчивости) учится любить. В крайних случаях привычки перерастают в обсессивно-компульсивное расстройство. Его неврологическая основа такая же - создание новых нейронных связей путем постоянного повторения или «выстреливания». Нейроны выстреливающие вместе - связываются вместе. Но принцип работает и в обратном направлении. При наступлении следующего побуждения к вредной привычке следует сфокусировать внимание на полезной привычке. Со временем нейронные связи отвечающие за вредную привычку ослабнут, т.к. они не выстреливали вместе. А новые нейронные связи полезной привычки только окрепнут. Они становятся самодостаточными.



Влияние рабочей памяти на другие функции мозга
Воображение какого-либо действия также заставляет нейронные связи укрепляться. Нематериальные мысли физически изменяют состояние синапсов в мозге. Это открытие противоречит господствующему дуализму тело-дух, которое описал Декарт как «Призрак в машине». Мозг оказался не машиной, а скорее живым животным. Грань между нематериальным и материальным исчезла. Не далек тот день когда мысль можно будет описать физическими терминами.
Психотерапия с точки зрения нейропластичности это изменение структуры мозга с помощью слов и мыслей. Задача психотерапевта произвести необходимые изменения в нейронных связях не вскрывая череп пациента.

Концентрация внимания важная составляющая в развитии мозга. Люди занимающиеся ментально активными вещами имеют более развитые функции мозга. Этими вещами могут быть изучение игры на музыкальном инструменте, чтение, игры, танцы или изучение нового языка. В общем, все то что требует значительной концентрации внимания. Люди с высоким уровнем образования (а образование требует значительной концентрации) более остальных защищены от болезни Альцгеймера и деменции. Чем более человек образован тем более он социально и физически активен (физическая активность способствует выработке BDNF фактора роста нейронных связей), и тем его мозг пластичнее. Бездействие самое худшее, что может случиться с мозгом.

Культура производится мозгом, но и меняет его. Наш мозг модифицируется с помощью культуры и изменяется вслед с её изменением. К примеру, изобретение фонетического алфавита требует укрепления связи между областями мозга отвечающими за обработку изображения букв, их звучанием и смыслом. Влияние культуры на мозг настолько велико, что она влияет на то как мы воспринимаем окружение. Эксперименты показали, что западные студенты воспринимают картинку выделяя из нее конкретные элементы, фокусируя внимания на объектах. Студенты из азиатских стран воспринимают картинку в целом. К сожалению, не все проявления современной культуры имеют положительное влияние. Дети начавшие смотреть телевизор в 1-2 года могут иметь проблемы в концентрации внимания позднее в жизни.


Маршалл Маклюэн изрек свое знаменитое «Средство коммуникации есть сообщение». В 50-х годах исследуя средства массовой информации он пришел к выводу, что СМИ способны изменять наш мозг независимо от их содержания. Каждое средство информации реорганизует наш мозг и это может иметь далеко идущие последствия. Разные области мозга задействованы в восприятии слухом речи и при чтении той же самой речи. Средство коммуникации есть часть сообщения. Прослушивание аудиокниги оставляет в мозге отличные от чтения воспоминания и обрабатывается мозгом по-другому. Наш баланс чувственного восприятия может быть нарушен. Согласно Маклюэну первобытный человек существовал с натуральным балансом своих чувств: слуха, зрения, обоняния, вкуса. Переход человечества к книгопечатанию означал изменения баланса в визуальную сторону. Маклюэн считал этот процесс продолжением самого человека. Письмо продолжение нашей памяти, автомобиль продолжение наших ног, а современные электронные устройства продолжение нашей нервной системы. Настолько высока пластичность мозга. Но в то же время эти устройства изменяют его. Устройства заставляют перестроиться мозг. Например, как уже было сказано выше, люди печатающие на клавиатуре уже не способны с такой же скоростью писать от руки. Потому что их мозг перестроился или «срастился» с клавиатурой. Поэтому люди так резко реагируют на поломки мобильных телефонов. Они буквально теряют часть своей нервной системы. Мы так легко сращиваемся с компьютерами и телефонами потому что они по своей работе похожи на нашу нервную систему. Т.е. они совместимы с нашим мозгом образуя единую систему путем соединения ранее разобщенных частей. Точно так же как нервы соединяют разные органы внутри организма. Маклюэн выразил это словами: «Сегодня человек носит свой мозг вне своего черепа, а нервы вне своей кожи». Но есть и обратная сторона, новая реальность ставит перед человеком новые проблемы. Электронные устройства влияют на нашу способность к концентрации внимания.

мозг, философия

Previous post Next post
Up