Feb 04, 2015 19:49
Ну и наконец третий мем: особенно глупый. А, украинская идентификация - это нечто искусственное, выдуманное (то ли Грушевским, то ли Ющенко), и поэтому ее легко отменить, и украинцы тут же почувствуют себя русскими. Иногда способ отмены конкретизируется - через массовую агитацию посредством телевизора.
Любителям этих легких решений предлагаю помедитировать вот над чем. Компьютер, который перед вами стоит, управляется операционной системой и без этой системы он работать не может. Эта самая ОС - продукт явно искусственный, ее написали в Редмонде, штат Вашингтон работники, получающие зарплату от самого Билла Гейтса. А вот теперь возьмите-ка ее и отмените.
Разумеется, грамотный админ может заменить Винды на Линукс - но исключительно при том, что он грамотный и имеет физический доступ к машине. И то - возможны всякие проблемы, хорошо всем админам знакомые. Это совсем не легкий процесс, а ОС нельзя отменить по щелчку пальцев, заявив, что это нечто неправильное, выдуманное и ненужное.
И если компьютер без операционной системы вполне может стоять выключенным, то без идентификации с обществом человек жить не в состоянии.
1991 год. СССР распался, а вместе с ним был ошельмован и начал уничтожаться советский народ. Украина стала независимым государством, а чувствовать себя советским человеком становилось все трудней и трудней. Даже если пережившие распад и продолжали считать себя советскими людьми, то у них рождались дети, которые этого делать уж никак не могли.
Ситуация усугублялась тем, что обычно новые государства появляются в результате борьбы, а борьбу ведут какие-то организованные силы, уже идентифицировавшиеся на какой-то другой основе. Именно их идентификация и становится массовой. Но Украина образовалась сама по себе - без всякой борьбы.
Итак, в конце концов жители Украины должны были себя кем-то почувствовать и это ощущение обозначить. Ну вот наше имя теперь "украинцы" - допустим. Но что конкретно это означает?
На этот вопрос можно было дать несколько ответов.
1. Мы - украинский народ, выделившийся из единого российского. Русские - наши братья, но живем мы теперь отдельно.
2. Мы - гражданская нация, жители страны Украина, которую мы любим независимо от нашей национальности. Основной состав населения Украины представляют украинцы и русские, поэтому здесь должно быть полное, даже демонстративное равноправие обоих языков.
Собственно, первых двух вариантов большинство украинцев придерживались тогда, стихийно придерживаются и сейчас. Но первый вариант был слишком советский, то есть невозможный для существования в антисоветской атмосфере 15 огрызков. Второй - стерильно европейский - не давал многих приятных бонусов для "илиты" и "интеллехинции".
Помимо них существовали еще такие варианты:
3. Западноукраинская идентичность - с русофобией, героями в виде Бандеры и Шухевича и прочим местным колоритом.
4. Ускоренное строительство симулякра нации по американским лекалам. Такие нации-франкенштейны обычно годятся только для каких-то искусственных целей и долго не живут, что не удивительно для инструмента.
5. Идентификация "Мы - европейцы, а не совки" - точный аналог российских либерастов.
Практически первые два варианта сливаются в один проект построения украинской нации, три вторых - в другой. Именно его реализация и шла на практике все двадцать лет. Подробности всем, кто интересовался этой темой, давно известны, поэтому не будем на них останавливаться.
Поскольку он довольно сильно противоречил базовым установкам народа, процесс шел очень вяло и очагово. Но капля камень точит. И очень кстати оказались события последнего года. Не было бы счастья - да несчастье помогло.
Заваруха на Донбассе закончилась интервенцией России (кому не нравится это слово, те могут перевести его на русский: "вмешательство"). Причем интервенцией крайне грубой, жестокой и при этом, кстати, если глядеть с Украины, совершенно бессмысленной. Защита своей земли - базовый инстинкт любого народа, работающий в независимости от "рацио". Зато те, кто это рацио не потерял, отлично воспользовались энергией масс и подтолкнули процесс формирования украинской нации в выгодную для себя сторону.
Так что, если процесс затянется, мы вполне можем увидеть полную победу второго проекта на всей территории Украины - не в очагах вроде Львова и Киева, а везде. И никаким указанием на профессора Грушевского сделать ему undo будет уже невозможно. Сформировавшаяся украинская нация будет бандеровской и русофобской. И при этом саморазрушающейся, неспособной ни на какие действия по реальному спасению страны.
Мораль тривиальна - природа не терпит пустоты. И вторая тоже - надо думать, прежде чем делать, потому что действие вызывает последствия. И третья - уже появившееся не отменишь словами.