Давно хотела познакомиться с воспоминаниями представителей дворянства и аристократии, получивших образование в дореволюционной России и переживших коллизии начала XX века. И вот мироздание откликнулось - наткнулась на отзыв о книге воспоминаний Марии Федоровны Мейендорф. Ее жизнь охватила почти век русской истории (1869 - 1962). Удивительно, с каким достоинством и смирением Мария Федоровна и многочисленные члены ее семьи принимают испытания судьбы. Очевидно, что именно атмосфера семьи, пропитанная любовью, приятием и уважением, позволила сформироваться их личностям.
Сама книга только идет ко мне. Здесь приведу выдержки, которые удалось найти в сети.
В семье барона Федора Егоровича фон Мейендорфа было девять детей. Барон происходил из знатной остзейской дворянской семьи, имевшей обширные родственные связи со многими аристократическими семьями России.
Служил в Конногвардейском полку, в середине 70-х годов вышел в отставку в чине полковника. Тогда же семья была вынуждена по причине финансовых трудностей перебраться из столицы в имение Томашевка, Киевской губернии. Имение было небольшим, однако благодаря энергичной натуре и умению трудиться, Федор Егорович, вникая во все отрасли производства, достаточно быстро освоился с сельской жизнью, став хорошим хозяином. Барон пользовался большим уважением среди крестьян - хотя он не занимался благотворительностью. Подобное отношение заслужил скорее своими честными отношениями с селянами, умением работать, отсутствием барства и высокомерия. Мария Федоровна Мейендорф - с гордостью в своих воспоминаниях отметила, что отец "своим примером показал нам, детям, что самостоятельным становится тот, кто не ленив".
Мария Васильевна, жена барона, оказавшись с тремя малолетними дочерьми в старом, необустроенном помещичьем доме, приспосабливалась дольше к новому быту. Молодую женщину тяготило не столько оторванность от света, который по всей видимости ей было мало интересен, с его "громоздкими китайскими церемониями", сколько оторванностью от своей многочисленной родни, проживавшей в столице. Однако "отчаянные неудобства квартиры, с одной стороны и одиночество с другой не сломили … бодрости духа моей матери… Она никогда не скучала". И действительно, Мария Васильевна казалась подстать своему мужу - натурой деятельной и целеустремленной. Происходила она также из знатной русской семьи - ее отец - Василий Дмитриевич Олсуфьев был обергофмейстером императорского двора и личным секретарем императрицы Марии Александровны.
По воспоминаниям дочери, Мария Васильевна сожалела, что не получила достаточного образования, «у нее было чувство, что она осталась недоучкой». Именно это заставило ее самой позаботиться о своем обучении, в результате чего она стала всесторонне образованным человеком. Рвение к знаниям было обусловлено прежде всего тем, что Мария Васильевна стремилась должным образом воспитать своих детей, дать им первоначальные знания.
Подобное восприятие материнства женщинами из знатных дворянских семей было одной из примет времени. Отношения между детьми и родителями, по выражению историка Д. Ливена "потеплели и стали менее формальными", и матери пытались "окружить собственных детей любовью и заботой, а также сыграть главную роль в формировании их нравственных и религиозных ценностей".
Мария Васильевна отказалась доверить своих детей гувернанткам и боннам - француженкам и немкам. Интересно, что последние все-таки появлялись в их доме, дабы довести до определенного совершенства знание детей иностранных языков: однако им строго указала, что их дело - только обучение языку, воспитание - не их прерогатива. Молодая мать выписывала различные книги и журналы по проблемам формирования детей, пытаясь выстроить собственную систему.
Многое ею отметалось; свой выбор она в конце концов остановила на Ушинском, считая его "весьма умным педагогом". Не удивительно, что отталкиваясь от основного принципа Ушинского в воспитании - народности - носителями которой должны быть семья и общество, ей удалось внушить своим детям такое уважение к русским народным началам, обозначить правильное понимание общественного долга, показать необходимость работы на благо своей страны. Одно из ярких воспоминаний, сохранившееся в памяти детей, связано с русско-турецкой войной 1877-1878 годов. Мария Васильевна из всех служащих в имении образовала мастерскую, в которой шилось для солдат белье, стегались одеяла, а "мы дети - щипали корпию из чистого выстиранного белья".
К системе Ушинского добавилось и много своего - детей в семье никогда не наказывали за дурные поступки, и не награждали за хорошие, дабы не искушать их подачками. Не наказывала, поскольку Мария Васильевна считала, что дети часто врут из-за страха быть наказанными, поэтому никогда не обманывала детей и никогда не лгала при них. Не соблазняла подарками потому что полагала, что если ребенок будет стремиться к хорошему не из-за любви ко всему хорошему, а потому что ему это выгодно, то "он войдет в жизнь с психологией карьериста".
Ее девизом было выражение "дайте детям счастливое детство, и это будет залогом счастья на всю жизнь".
Начальным образованием детей родители занимались совместно. Мария Васильевна обучала детей чтению по известному «Родному слову» Ушинского, используя новейший звуковой метод, широко пропагандируемый известным деятелем народного образования бароном Н. Корфом и Л.Н.Толстым. Также под ее руководством постигались Закон Божий, арифметика, русский язык, музыка, французский язык. Одновременно матушка занималась домашним хозяйством, лечила обращавшихся к ней крестьян и крестьянок, устраивала домашние представления. Отец зимой, когда он был не занят хозяйством имения, с удовольствием преподавал детям географию, рисование, чистописание и гимнастику. Закаливанию детей уделялось особое внимание.
В 1882 году семья переезжает в Одессу. Этот город навсегда остается самым любимым для всей семьи. Здесь фон Мейендорфы провели 10 лет, за это время старшие и средние дети получили образование в гимназии, пора было отправляться в Петербург, для того, чтобы дать старшим сыновьям возможность получить высшее образование.
По материалам
статьи.