Можете ли вы сходу сказать что такое логарифм или моль (не та, что с крылышками)?
Я не смогла. А ведь эти понятия в моей голове присутствовали довольно долгое время. И я даже оперировала ими когда решала задачки по алгебре и химии. Но вот ЧТО это такое - не отложилось в голове, значит суть этих явлений так и осталась непостигнутой. А без понимания сути явления невозможны никакие самостоятельные действия с ним, кроме тех, которые показали. Так воспитывается шаблонное мышление. Чтобы "копать от забора до обеда", большего не надо. В той системе кому-то не надо.
Да, я опять про образование.
Как-то наткнулась на книгу А. Звонкина "Малыши и математика", скачала и забыла. Недавно "случайно" натыкаюсь на нее снова и решаю-таки прочесть. И через несколько станиц уже не могу оторваться от чтения. Это своеобразный дневник ведения математического кружка для совсем маленьких деток, начиная с 4 лет, изложенный легким языком, со множеством интересных наблюдений особенностей детского восприятия в зависимости от возраста и других занимательных фактов из областей, далеких от математики.
Привлечь ребенка 4-5 лет к такой, казалось бы, "сухой" науке, как математика - дело не из простых, на мой взгляд. Автор же подаёт свой предмет так, что "вкусно" им заниматься. Он Мастер своего дела - настолько хорошо знает суть дисциплины, что может объяснить очень доступно для понимания карапузов и простыми словами. Эти две вещи больше всего ценю в педагоге: умение зажечь интерес и объяснить суть.
"Наша следующая .. задача-из области геометрии. Я извлекаю цветную детскую мозаику,
купленную когда-то в магазине <Лейпциг> (увы, всего в одном экземпляре:
в момент покупки мы ещё не помышляли о кружке). Мозаика представляет
собой прямоугольное поле с отверстиями. В них вставляются одинаковые по
форме фишечки пяти разных цветов (рис. 8). Цвет фишек очень яркий, на-
сыщенный, приятный для глаз. Наша задача - про симметрию. Сначала я
выкладываю ось - одноцветную вертикальную линию, проходящую посе-
редине поля. Я называю эту линию <зеркалом>; в это зеркало сейчас будут
смотреться разные фигурки. Я строю с одной стороны от оси разнообразные
небольшие фигурки, а мальчики должны построить симметричные им фигур-
ки с другой стороны. Я варьирую всё, что можно: цвет, размер, расположение
фигур. На следующих занятиях будет меняться также и расположение оси:
сначала она станет горизонтальной, потом пойдёт по диагонали. С помощью
настоящего зеркаламыпроверяем наши решения: оказывается ли за зеркалом
то же самое, что мы видим в зеркале?
Мальчики справляются с задачей на удивление легко, почти не допускают
ошибок. Не могу понять, почему эта тема (осевая симметрия) вызывает труд-
ности в шестом классе! Мы впоследствии посвятили ей много занятий.
Симметрия в самом деле очень богатая тема, и к тому же красивая. Мы рас-
сматривали картинки с симметричными узорами из книг по популярной мате-
матике. Мы рисовали симметричные фигуры разноцветными фломастерами
на клетчатой бумаге; делали симметричные кляксы, складывая лист бумаги
пополам; вырезалиновогодниеснежинки; находили ошибки в симметричных
рисунках, в которых были специально сделаны кое-где нарушения, отклоне-
ния от точной симметрии; среди восьми карточек находили четыре симметрич-
ные и четыре несимметричные фигуры; у одной фигуры находили все возмож-
ные оси симметрии, и т. д. Другие виды изометрий - центральная симметрия,
поворот, параллельный перенос-оказываются для детей несколько более
сложными, а вот осевая симметрия буквально идёт <на ура>.
А мозаика вскоре стала моим любимейшим инструментом. Это не игра,
а настоящий клад всевозможных задач по геометрии, комбинаторике, логике,
угадыванию закономерностей. А однажды она мне преподала незабывае-
мый урок на тему о том, <что´ для детей важнее>. Дело было так. Мальчики
с удовольствием ходили на занятия, а иногда даже бывало так, что в ответ на
мои слова <урок окончен> просили позаниматься ещё. Я гордился собой -
пока вдруг не заметил, что их просьбы продолжить занятие следуют только
тогда, когда мы занимаемся с мозаикой. Я решил проверить свою догадку.
Следующее занятие было без мозаики. Так оно и есть: говорю <урок окон-
чен> - дети спокойно встают и расходятся. Меня охватили глубочайшие
сомнения. Мозаика в самом деле очень красива, нет ничего удивительного в
том, что ребятам нравится с нею играть. А моя математика, думал я, здесь ни
при чём; я протаскиваю её как обузу, как никому не нужный довесок, как на-
грузку к интересной игрушке! На следующий раз я решилустроить реша-
ющий эксперимент. Мы опять занимаемся с мозаикой; опять мальчики
не хотят заканчивать занятие; и тогда я говорю:
-Нет, давайте мы урок всё-таки закончим, а с мозаикой я вам разре-
шаю поиграть просто так.
В ответ следует единодушный вопль возмущения, и Петя резюмирует общую
точку зрения в решительных словах:
-Э, не-ет! Мы хотим задачку!!
Вот так я понял, где лежит истина. Детям нужно полноценное интеллек-
туально-эстетическое удовольствие. Если одна из половин отсутствует, пол-
ноценность теряется, а с ней и ощущение праздника. Новогодняя ёлка без
игрушек имеет в глазах детей так же мало притягательности, как игрушки
без ёлки. Только когда они соединяются вместе, наступает праздник. Я надеюсь,
что в будущем, через годы, когда мои ребята будут заниматься более аб-
страктной, <умственной> математикой, они будут получать от этого больше
удовольствия, чем их сверстники. Ведь возникающие у них в уме абстрактные
образы и понятия будут где-то на дне сознания эмоционально сливаться
с <ёлкой>, окрашиваться воспоминаниями о разноцветных задачах их
детства."
PS Ученики Звонкина давно выросли, начинал он кружок в 1980г.
А я таки поняла, что такое моль и логарифм!!