Взрослые секреты детского здоровья

Apr 17, 2006 16:01

- Одна из главных задач жизни человека - вырастить здоровых детей. Правда, у каждого своя система оценки, что такое благополучный и неблагополучный ребенок. Иначе, почему при сегодняшнем уровне технологий в той же медицине, результаты не радуют. И с высоких трибун, все чаще заявляется о том, что здоровье детей в России катастрофически ухудшается. Даже рождение ребенка сегодня зачастую спряжено с большими сложностями и трудностями для будущих родителей. А когда малыш идет в школу, возникают новые трудности уже с образовательными программами, которые тоже нередко наносят ущерб здоровью.

Поэтому проблему здоровья детей, а значит и здоровья нации, необходимо решать комплексно. И программа Детского фонда "Воспитание здоровья" связана, прежде всего, с преодолением сложившихся стереотипов и формированием нового мировоззрения. Ведь сегодняшние дети совершенно иные, чем предыдущее поколение их сверстников. У них иной уровень знаний, восприятия мира. И это необходимо учитывать, выстраивая систему отношений "взрослый-ребенок". Навязывая ребенку свои представления, свои правила, мы сдерживаем его развитие, не даем раскрыться его творческому потенциалу.

- Наталья Петровна, но это задача родителей, педагогов. Какое отношение к воспитанию ребенка имеет медицина?

- Со здоровьем здесь прямая связь. Возьмем, например, такую простую, казалось бы, тему, как питание. На самом деле мы не учим детей правильно питаться. Речь не идет о количестве калорий, жиров, углеводов. Речь идет об отношении к еде. Говорится об этом много, но понятного для всех образа питания пока нет. А детские болезни? Агрессивная, активная борьба с некоторыми из них, вполне естественными для растущего организма, создает среду для последующего развития куда более серьезных заболеваний. Потребление большого количества лекарств при малейшем насморке скажется потом на успеваемости и психоэмоциональном развитии ребенка. А затем, как приговор - "слабоуспевающий ученик". И из этого состояния выбраться ему будет практически невозможно.

- Но такова сложившаяся система. У нас ведь коллективное обучение, а не индивидуальное.

- Когда мы говорим, что нужно менять систему, некоторые воспринимают это как личную обиду, хотя речь идет о критическом переосмыслении сегодняшних подходов к воспитанию детей.

Мне бы хотелось обратить внимание на систему доктора Базарного, которая была предложена уже достаточно давно. На примере многих российских школ она уже продемонстрировала результаты. Определенная система медицинского тестирования состояния здоровья ребенка является основой для выбора методик обучения. И через несколько лет получаются прекрасные результаты. Кстати, В.Ф. Базарный посетит Новосибирск 14-16 апреля этого года по приглашению Детского фонда.

Официальная медицина очень консервативна. И детский врач, и родитель при малейших признаках недомогания скорее вспомнит о каком-то новом препарате, чем подумают о том, как включить биологические резервы организма.

Недавно прочитала слова очень известного онколога о том, что: и операции, и химиотерапия на самом деле укорачивают срок пребывания человека на земле. И в связи с этим есть необходимость развития биологической медицины. Пора принципиально менять стратегию, подходы, понимание причин онкозаболеваний. А причины нужно искать в детстве.

Здоровый человек - это оценка сиюминутная. Если в данный момент он не болен, это не означает, что у него хорошее здоровье. Может быть, в жизни человека много эпизодов небольших болезней, но по этим эпизодам можно сказать, что организм человека действует исключительно правильно, справляясь с этими болезнями, развиваясь, формируя защитные барьеры.

Сейчас я все чаще обращаюсь к опыту, наблюдениям русских врачей конца XIX - начала XX века. Они говорили, что клиническая диагностика - это глубокое понимание взаимосвязи сегодняшних и прошлых или будущих болезней, что стало невозможным при существующей узкой специализации. Впрочем, сегодня и среди родителей немало мудрых людей, которые иногда даже глубже, чем врачи понимают, в чем корень проблем ребенка и это очень обнадеживает. Родители уже пытаются понять, когда та или иная прививка - благо, а когда нет; родители наблюдают за действиями различных лекарств и соотносят их с успеваемостью в школе, например.

Дети с дефицитом внимания, с гиперактивностью - большая проблема для школ. И проще объявить ребенка неблагополучным, чем совместными усилиями с врачами и родителями выявить причину и найти пути решения. Ведь на самом деле с мозгом ребенка ничего не произошло, просто он на время "закрылся" от внешнего напора.

- И что же предпринимать в такой ситуации?

- Резервы человеческого организма огромны. И необдуманное, поспешное применение "высоких технологий" попросту закрывает перед человеком будущее. И многие врачи давно это признают. Но "встроенные" в систему мы ждем, когда изменение придет сверху, не решаясь сами бороться за перемены.

Да, медицина и педагогика очень консервативны. Есть предписанные стандарты, а чаще шаблоны, отступление от которых может строго караться. И для этого нужно обладать определенной смелостью и пониманием того, что каждый живой организм индивидуален. И одна и та же болезнь протекает у каждого со своими особенностями. Разве может быть абсолютно одинаковым лечение? Так не может быть абсолютно одинаковым обучение. Кто сказал, что все дети обязаны читать с одинаковой скоростью? И, главное, зачем? Дайте возможность детям читать с удовольствием. Ведь это гораздо важнее.

Есть еще одна очень важная тема, которая пока еще не очевидная для большинства. Это биоинформационная взаимосвязь живых существ и биоинформационных потоков в организме, в частности в организме ребенка. Ведь чтобы ребенок заболел, бывает достаточно агрессивного посыла со стороны родителя или ребенка. Современная физика это уже доказала. Появилось очень много книг на эту тему. Это книги Влаиля Петровича Казначеева, работы Шипова и "Физика веры" Тихоплавов, которые пока еще не достаточно востребованы и много других.

Правда, доступность знаний, таит в себе и опасность. Новые открытия, оказавшись не в тех руках, могут привести к плачевным результатам. И задача медицины, например, на мой взгляд, понять, что нельзя грубо вмешиваться в живой организм. Задача медицины - понять и помочь. Профессионализм врача не в том, какой антибиотик из известных выбрать в данном конкретном случае, а в том, как избежать его применения. Но, к счастью, положительное мышление пробивает себе дорогу, хотя и дорогой ценой. Мой учитель говорит, что лечить нужно мало. Когда врач непрерывно лечит и торопится одно лекарство заменить другим, он не дает возможности самому организму защищаться и себе убедиться в уникальных резервах организма. Настоящий врач не столько лечит, сколько воспитывает пациента. Он должен подсказывать путь самоисцеления. Настоящая русская народная медицина не имела в своем распоряжении такого мощного арсенала, как у нас сейчас, но исцеляла очень многих. Потому что лечили причину, а не следствие. Нужно вспомнить и восстановить все, что мы имели, сделать главным принцип отношения к человеку как к сложной биологической системе, а терапия должна носить, прежде всего, регулирующий характер вместо подавляющего. Простой пример. Ангина. На самом деле это очень серьезный сигнал организма о какой-то внутренней патологии, и потому ее нельзя лечить отдельно от всего. Или кожные болезни. Если организм способен какую-то болезнь "вынести" на кожу - это плюс, и нужно разобраться: от чего это произошло? В одной из программ Центрального телевидения показывают тюбик с гормональной мазью и говорят: когда у ребенка появилось что-то на коже, мажьте. Хуже этого придумать что-то трудно. И это ведь понимают многие врачи, но как этому противостоять? Только делом, своими поступками, убежденностью в правильности своих действий. Но врач, как и педагог, не должен давать пациенту жесткие, готовые ответы на все вопросы. Человек выздоравливает сам, а врач помогает, подсказывает и побуждает человека к обдумыванию своих проблем.

- Вы говорите о вещах, которые звучат достаточно необычно, если не сказать революционно.

- То, о чем я говорю сегодня, это попытка осознания и исправления моих собственных ошибок, допущенных и при воспитании собственных детей. И сегодня, общаясь со своими внуками, я часто останавливаю себя при попытке дать готовый ответ. Вместо этого нужно чаще задавать им вопрос: "А как ты думаешь?". И находить ответы вместе. Не торопитесь, выбирайте слова и интонации. Прямолинейность недопустима. Высокий уровень требований должен быть к нашему поведению. Признание своей вины перед детьми - ключевой момент. И это могло бы иметь здравоохранительный характер. Ведь способности ребенка зачастую выше, чем способности взрослого. И поток фантазии мы принимаем за вранье. Наказывая, ставим барьеры в развитии и создаем условия для развития будущих болезней. Если сегодня сосредоточиться на воспитании наших детей, бережном и внимательном, то в ближайшем будущем у нас сократится количество инфарктов, инсультов, онкозаболеваний, неврозов. Профилактика этих заболеваний - в решении проблем детского возраста. Но глубокое понимание этого невозможно прописать в рецептах. Нужно слушать себя и думать, думать, думать.

Беседовал Константин ВАЛОВ.
Новосибирск.

Продолжение следует...
Источник http://www.tolokonskaya.ru/health1.html

здоровье ребенка

Previous post Next post
Up