"История мамонта" или "Географ глобус пропил"

Dec 07, 2009 01:48

В воскресенье 6 декабря ходил на спектакль мастерской Кудряшова. Название для меня не очень понятное. Почему мамонт? Географ что ли мамонт? Не в этом суть. Просто если б я не знал на каком тексте делали спектакль - вряд ли бы пошел. Хотя курс очень сильный. Их "Униженные и оскорбленные" просто блистательны.
Спектакль, конечно, хитовый. На него будут еще долго ломиться. А бабушки плеваться. В перерыве группа бабушек (они всегда ходят группами) подощла к одному из мастеров и спросила, он ли режиссер. Тот сказал: "Отчасти". Вот, решили бабушки - даже стыдно признаться, что с детьми сотворил. Подобные бабушки громко ругали соловьевскую "Анну Каренину" на показе в Доме кино. Но всем бабушкам бабушки - православные тети. Сначала отчитывают Маковецкого, что фильм "Чудо" порочит хрущевские времена. Одна из них плюнула под ноги Маковецкому и пожелала что-то нехорошее. А спустя неделю те же бабули возносят того же Маковецкого до небес и умилительно плачут, радуясь главному герою фильма "Поп". Маковецкий ни дать ни взять.
Спектакль по повести (?) Иванова (я не читал ее - сломался на "Блудо Мудо") с песнями Мамонова, вечно пьяным неудачником учителем, который с трудом удерживается от обладания несовершеннолетней ученицей - это конечно на молодежную аудиторию. Аудитория реагировала как на комеди клаб или на прожекторперисхилтон. Действительно очень смешно. 3,5 часа без напряжения высиживаешь. А ведь ради эксперимента - привести бабушек на "Жизнь удалась"? Нет это слишком жестоко. По сравнению с прекрасной (но очень жесткой) пьесой Пряжко спектакль "История мамонта" воспринимается, как детский утренник. Но я вспоминал "Утиную охоту" - главные герои очень близки, по-моему. Но у Вампилова (и у Хабенского это получилось прекрасно передать в силу личностных особенностей) была какая-то глубокая тоска от невозможности изменить жизнь. А герой у Иванова - раздолбай, как он сам себя называет. Хорошо узнаваемый раздолбай. И его это устраивает.
Имеет смысл посмотреть. Правда на ближайший спектакль почти все билеты проданы.
Хороший повод поразмышлять над тем, что все чаще мы видим в кино, в театре, читаем в литературе правду, которую раньше стыдливо прикрывали или отводили глаза, когда натыкались. Понятно, что не вчера это началось. И тот же Ханеке почти все свои фильмы строит на нелицеприятных сторонах бессознательного, которое часто направляет и определяет наши поступки. Но при этом эта жестокая правда потихоньку становится нормой благодаря подобным произведениям. И это действительно произведения. По тому, как они сделаны. И ощущения от них могут быть абсолютно отвратительны и тошнотворны. И мы ужасаемся тому, каким может быть человек. Но легче ли нам от этого знания? Точнее спросить, что дает нам это знание? Я имею в виду фильмы (первое, что приходит на ум) "Забавные игры", "Скрытое", "Пианистка", "Седьмой континент", "Время волков" (в меньшей степени), "Белая лента", тот же "Географ..." (одновременно смешной и безнадежный). При этом я не готов включить в этот список "Груз 200" (для меня там не столько патология, сколько диагноз обществу (вне зависимости от строя и века)). Не входит в этот список "Бумажный солдат", хотя многие его записывают в бесполезные и даже вредные фильмы. Но вот, кстати, фильм "4" весьма сомнителен для меня.
Однажды я принес уважаемому мастеру Финну сценарий короткометражки, основанный на реальных событиях. Очень жесткий. Даже не хочется вспоминать. Он посоветовал почитать "Скверный анекдот".
Previous post Next post
Up