Есть несколько формулировок, которые и звучат эффектно, и выглядят солидно, и в ряде случаев отлично характеризуют как ситуацию, так и позицию формулирующего. Только слишком много в жизни задач, не имеющих общего решения. И что хорошо в одном случае, в другом является открытой или же завуалированной подлостью. Или трусостью. Или равнодушием, которое слишком часто смыкается с подлостью.
Что до формулировок, то вот они.
1. «Чума на оба ваши дома!». Просто отлично, когда речь идет об Иване Ивановиче, поссорившемся с Иваном Никифоровичем, и когда самое страшное, что может случиться, повреждение гусиного хлева. Ну а в случае хотя бы старика Дубровского и господина Троекурова этот принцип уже не работает. Зато отлично работает в случае лесника, выставившего из СВОЕЙ избушки обе конфликтующие стороны. Да помогут лесникам Зевс и Пан.
2. «У каждого своя правда». Звучит еще красивее и часто является верным, особенно, когда речь идет о делах семейных. Своя правда у невестки и свекрови, зятя и тещи, ссорящихся супругов. Принцип «своей правды» - отличное подспорье историкам, а то, случается, ученые мужи застревают на давно минувшей войне и, наплевав на науку, начинают врать и передергивать. А уж какая «своя правда» в зоологии! Правы зайцы, правы волки, правы стервятники, даже глисты с клопами и бледная спирохета по своему, по-зоологическому, правы. Но в случае хотя бы Дездемоны, Отелло и Яго - извините. И в случае доктора-нациста, экспериментирующего на унтерменшах, и в случае вора из «Эры Милосердия», спершего последнее барахлишко у солдатской вдовы.
3. Великое, волошинское:
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас - тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
С одной стороны достойно, красиво, человечно… И как перекликается с д’артаньяновским вздохом «о странностях судьбы, заставляющей людей уничтожать друг друга во имя интересов третьих лиц, им совершенно чужих и нередко даже не имеющих понятия об их существовании»! Бывает, бывает, когда обе сцепившиеся в яростной схватке стороны достойны уважения, понимания, сожаления. Только как назвать того, кто встав, между зондеркомандой и Хатынью, молится за тех и за других? Кто равняет жертву с палачом, агрессора с жертвой агрессии, а насильника с жертвой насилия? От этой позиции через пресловутое «не все так однозначно» полшага до «они сами виноваты»…
Вспомню-ка я по этому случаю Бешеного.
- Без сомнения, - подтвердил фрошер, улыбки на его лице больше не было, - Если считать этим местом свалившиеся на врага неприятности. Только Талиг последнюю тысячу лет почему-то только и делает, что отбивается. Может, дело в том, что у нас много земли и не так уж много людей, но мы всегда защищаемся, а на нас нападают. Чаще всего, из-за угла. Вы, ваши гайифские хозяева, купленные ими шкурники…
Нет, адмирал, у нас разные места. Очень разные. Вы лезете в чужой дом, я вас не пускаю, и от того, что вы не запрете раненого в канатном ящике, ничего не меняется. Как и от того, что, не вернись Альмейда, я бы сдох под вашими пушками, но вы бы не прошли.
Но есть еще одна формулировка, и эта формулировка очень часто срабатывает именно тогда, когда фальшивят три предыдущих. Вот она. ВОЛКОДАВ ПРАВ, ЛЮДОЕД - НЕТ.