Меня за эту поездку несколько раз малознакомые люди спрашивали сколько я здесь буду. И очень удивлялись ответу "две недели". "Что правда две недели, а почему так долго?" произносилось вслух, а в глазах читалось "А что тут делать две недели?". Так вот: делать тут есть что и за две недели я как раз успела кинуть взгляд на многие, но отнюдь не на все основные интересные места Пекина. Но уж точно не успела рассмотреть все пристально.
Впечатлений море, как и фотографий. Буду выкладывать частями.
Первое, что нужно приехавшему в город человеку - это конечно транспорт. Нужно понять как тут все устроено и научиться пользоваться.
Самый первый наш вид транспорта от аэропорта до отеля - это было такси. Так что сначала о нем.
Такси в Пекине государственное. Оплата осуществляется по счетчику, но не менее 10 юаней. Дальше 2 юаня за колометр, если я правильно поняла. В целом получается совсем не дорого: средняя поездка обходится в 20-40 юаней. Есть и частники, но их мало и довольно просто отличить их от нормальных такси: по раскраске машин и отсутствию счетчика. Однажды мы сели в такую машину, но быстро поняли свою ошибку, когда водитель стал сразу разговаривать о цене и отчаянно торговаться. Цена показалась нам нереально высокой, к тому же чек она выдавать не планировал и мы с ним не поехали. И были правы.
В Пекине очень хорошая транспортная сеть. Полноценно действуют 5 кольцевых автодорог, шестая строится. И тем не менее трафик в городе огромный. Иногда таксисты предпочитают выезжать на кольцевые дороги, увеличивая таким образом километраж, но избегая убийственных пробок. И при выезде на кольцо вам дополнительно предложат оплатить дорожный сбор. Не знаю какие дороги являются платными, но нам пришлось платить только при поездке из аэропорта и обратно. 10 юаней.
Вообще мне показалось, что машины такси составляют половину, ну или хотя бы треть от всех легковых машин.
Альтернативой такси является метро (местные товарищи предпочитают слово Subway), которое очень быстро строится. Перед поездкой я читала
Петин отчет 2007-да и очень многое в метро поменялось с тех пор. Например Петя пишет, что метро меньше питерского. Сейчас это уже не так. Оно больше, если не по покрываемой площади, то по количеству станций точно, если одна полноценная кольцевая линия и еще полукольцо. В вагонах над дверьми установлены электронные схемы, на которых показывается направление, текущая станция, следующая станция, возможные пересадочные линии и иногда сторона выхода из вагона. Очень удобно. Все китайские названия дублируются английскими. Есть только небольшая трудность с английскими транскрипциями: они могут не совпадать в разных источниках (в самом метро, на картах и в путеводителе), но понять можно.
Билеты в метро уже тоже не бумажные как раньше, а электронные карточки. Одна карточка - одна поездка на любое расстояние. В конце поездки, чтобы выйти карточку нужно скормить турникету. Неудобство только в том, что нельзя купить билет заранее: на следующий день уже не будет действителен (а может уже и через несколько часов, я так и не поняла). Я попалась на этом и у меня остался билетик в качестве сувенира. Но никаких очередей за билетами нет: есть живые кассиры или автоматы. Местные используют многоразовые магнитные карты, но если покупать сразу много поездок, а не одну никакой скидки нет.
И еще. Метро в Пекине очень дешево: любая поездка обходится в 2 юаня (8 рублей примерно). В других городах, например в Шанхае дороже. Цена была существенно снижена несколько лет назад в рамках борьбы с загруженностью улиц.
Минусом метро является огромное количество народа. Частая давка, особенно в часы пик и дурацкая манера китайцев начинать заходить в вагон не выпустив выходящих. К вечеру количество поездов сильно уменьшается (интервалы могут быть до 10 минут между поездами) и пустыми как у нас они не бывают никогда.
В городе много автобусных маршрутов, в том числе ночные. Есть троллейбусы, но немного. На одной пешеходной улице ходит трамвай, но скорее в качестве украшения, а не в качестве транспорта. Билет на автобус стоит 1 юань, по проездному есть скидка. Но нам пользоваться не приходилось. Говорят в автобусах давка еще хуже, чем в метро. Зачастую их берут штурмом.
Ну и рикши. Этих много в центре города и вокруг туристических мест. Как с ними договариваться мне непонятно, по английски они как правило не говорят. Иногда знают пару слов.
Один раз мы прокатились на мото-рикше: маленькой консервной банке. И только для того, чтобы перебраться с одной стороны транспортного кольца на другую.
Есть даже памятник рикше. На который стоит очередь из желающих сфотографироваться.
Ну еще на дорогах огромное количество велосипедов и электромобилей. Обычных, с колясками, с прицепами, тандемов и чего только не... Ездят они как попало, не соблюдая никакие правила, часто на красный свет, наискосок по оживленному перекрестку, против движения и по тротуарам. Пропускать пешеходов привычки не имеют, впрочем как и машины. Даже если идешь по пешеходному переходу на зеленый свет поворачивающая машина не только тебя не пропустит, но еще и обсудит. Если я не сразу привыкла, то представляю как себя чувствуют жители Европы. Одно хорошо: никто не носится, средняя скорость в городе километров 40, не больше. И потому аварий случается немного.
Не представляю куда они возят весь этот хлам.