Рынгольд: выдумка компилятора Литовской хроники или "летописный клон" Миндовга?

Dec 08, 2009 11:46

Попытка идентификации некоторых персонажей так наз. легендарной части Литовских хроник




Примерно 2 десятилетия тому назад ваш покорный слуга пришел в глубокое недоумение от того обстоятельства, что в Хронике Великого Княжества Литовского и Жамойтского (далее в тексте - "ЛХ") даже не упоминается такой яркий гос. деятель, как вел. князь и король Миндовг -- но за то в ней фигурирует какой-то невнятный "в. к. л. Рынгольд", о котором молчат русинские источники, и который, так же, как и его мнимый сын Миндовг, "имел дело" (в *1248-1954 гг.?.. / -- "звездочкой" у меня помечены предположительные даты и реконструированные языковедами формы слов, а также некот. мои собств. доводы) с объединенным татаро-русинским войском. Неглядя на то, что летописный рассказ о выигранном Рынгольдом сражении под (будущей) Могильной и весь фрагмент о жизни и правлении "Рынгольда" по своему стилю и содержанию сильно смахивают на (*локальное наваградское?) народное предание, некоторыми ультра-позитивистски настр. исследователями уже не раз высказывалось мнение, что этого вел. князя выдумал-де кто-то из составителей ЛХ. Представьте себе -- просто взял да и выдумал. На пустом месте. //в Хронике Быховца присутствуют и "Рынгольд", и "его сын" Миндовг//

Немало лет я также время от времени задавался вопросом: а от чего это никем и нигде не упоминается католическое крестильное имя Миндовга? Ну никак не мог заставить себя поверить, что оно вот так взяло и исчезло без следа со страниц всех письм. источников. Несколько лет упорно искав это "испарившееся" имя Миндовга, весной с. г. я сам не знаю с какого повода решил остановить свой антимодерновый взгляд на имени "Рынгольд", содерж. в ЛХ-2 и ЛХ-3, а спустя некот. время пришел к предв. заключению, что "Рынгольд" 2-ой и 3-ей ЛХ -- это всего лишь "историографический клон" короля Миндовга, "порожденный" неосведомленностью компиляторов ЛХ о событиях 1250-1251 гг. в Литве, т. е. о заключеннии Литовско-Ливонского военно-политического союза и принятии великим князем литовским Миндовгом католического крещения от Рижского епископа Николауса фон Науэна. Наконец в июне сего года я совсем уже не вшутку зациклился на поиске доказательств возможной тождественности Миндовга и полумифического Рынгольда (к решению вопроса о возможной тождественности "Рынгольда" с Миндовгом и ко всей совокупности прямых и косвенных данных о "Рынгольде" старался подходить строго антимодерново-полидисциплинарно, точнее, основываясь на принципе обязательной состыковки изучаемого летописного свидетельства со всеми соотв. данными археологии и лингвистики); к великому моему сожал., почти ничего путевого не нашел -- за исключением всем? давно известной одинаковости имен сына "Рынгольда" и сына Миндовга да еще кое-каких сомнительных совпадений. Но то, что мне удалось разузнать про (гипотетически) католическое крестильное имя Миндовга, а также про самого известного и самого почитаемого в средневековой Прибалтике носителя имени Reinhold / Reinold, меня вроде бы обнадёжило...




В пользу гипотезы о тождестве исторического в. к. л. Миндовга и "не совсем исторического" Рынгольда-*Рейн(г)ольда свидетельствует и сравнение хронологической раскладки повествования в разных лит. хрониках. Имя Рынгольд / Ryngolt (в некот. списках ЛХ оно обладает твердым "р", а из этого вроде как следует, что это имя не является производ. от литовск. "Римгаудас", как полагают некоторые лингвисты), как возм. кандидат на "вакантное место" крестильного имени Миндовга, меня заинтересовало в первую очередь тем, что со смертью летописного носителя этого имени в ЛХ прерывается правление так наз. "династии Палемона", а мы-то с вами уже знаем, что по ХБ последними представителями "династии Палемона" на троне в. к. л. были Миндовг и его сын Войшалк (здесь не будет лишним заметить, что часть историков-литуанистов сейчас склоняются к тому, чтобы пришедшую ко власти *после 1267 г. "клику" Тройденя считать чем-то вроде "новой литовской великокняжеской династии").

Впрочем, мы всиле и вправе манипулировать не только интересу. нас списками ЛХ и вариантами ее распр. редакции, но также передачами М. Стрыйковским и А. Виюком-Кояловичем некоторых несохр. летоп. текстов о "Рынгольде". Так вот, у Стрыйковского, который при написании своей "Кроники" польз. РАЗНЫМИ, в том числе и не дошедшими до нашего времени списками ЛХ, "Рынгольд" выделяется, кроме всего пр., ещё и тем, что Стрыйковский именно его (*ошибочно) считает лит. монархом, первым принявшим титул "великого князя литовского, жамойтского и руського", но весьма показательно, что в др. своем сочинении ("О НАЧАЛАХ, ИСТОКАХ, ДЕЯНИЯХ, и т. д. и т. д. СЛАВНОГО НАРОДА ЛИТОВСКОГО, ...", 1577) тот же Стрыйковский честью "первого великого князя литовского" наделяет не мнимого отца Миндовга "Рынгольда", а ОТЦА САМОГО РЫНГОЛЬДА (полумифич. "Альгимунта", -- ИМХО, этот фиктивный кореш в лег. части ЛХ мог возникнуть по причине темности или близорукости переписчика, неправ. переписавшего *настоящее имя отца Миндовга, т. е. *первого вел. князя литовского Гимбута-"Живинбуда"; ср., А. Виюк-Коялович именно так и полагал, что отца "Рынгольда" звали Гимбутом). Помните, как Тренята в 1261 г., обращаясь к Миндовгу, отозвался (если верить "Ливонской рифмованной хронике") о его отце? -- dîn vater was ein kunic grôß...

Жизнь "Рынгольда", прокняжившего (в реальности же, конечно, не прокняжившего, а прожившего)), по нашим хроникам, семьдесят, а по Августину Ротундусу -- 65 лет (см. в ХРОНИКЕ ЛИТОВСЬКОЙ Й ЖМОЙТСЬКОЙ, см. в 1-ой генеалог. таблице в 3 т. Нарбута), прервалась, как можно предпол., незадолго до вступления в должность вел. князя "Швинторога" (или, по Ротундусу, "Швинтаура"; между пр., по Стрыйковскому и Виюку-Кояловичу, Рынгольд после осиротения малолетнего наследника престола "Швинторога" являлся регентом ВКЛ). По ЛХ (по списку Арх. общества), после смерти Рынгольда великокняж. стол волею лит. "панов" занял "сын Утенуса Швинторог" ("топонимически-эпонимического" Утенуса я, следуя примеру А. Ротунда, склонен отождествлять с Даугеруте-*Довгердом; мнимый эпоним "Швинторог" является явно производным от древне-лит. названия излучины Вильни возле В. Замковой горы -- лит. *Šven-tа-ra-gis "Священный береговой выступ"), ставший впоследствии самым известным реформатором старолитовского религиозного культа; по Хронике же Быховца, этот несчастный "Швинторог" великим князем "панами" был поставлен после гибели МИНДОВГА и его с. Войшалка. ИМХО, вскоре после смерти "Рынгольда"-*Рейнгольда (или *Рейнгольда и одного из 3(?) его сыновей), т. е. *Миндовга, ко власти в Литве и действительно пришел религиозный реформатор, но только его имя было не "Швинторог", а Тройдень (ср., по свидет. А. Ротундуса //"EPITOME PRINCIPUM LITUANIAE....", 1576//, ".... некоторые пишут, что Рынгольд умер бездетным, а ещё другие -- что он [после себя] оставил сына Войшалка, который не был [достаточно] воинственным [ - то бишь, дост. воинственным по отношению к Тевт. ордену (sic!) ], -- поэтому наваградцы его презрели и поддались власти Швинтаура, [князя] Литовского и Жамойтского." /перевод мой; видать, не даром некот. историки полагают, что Тройдень пришел ко власти путем восстания части литовцев против Войшалка или Шварна/). По Г-В летоп. своду (а также по ЛХ, пересказывающей некот. фрагменты из ГВЛС), Тройдень был "горши. . . нижьли Антиох Сирскии", т. е. Антиох IV Епифан, который на весь мир прослыл тем, что превратил в святилище Зевса Иерусалимский храм; если принять во внимание возможность того, что Швинторог-*Тройдень нашей хроники в *15в. кем-то был перепутан с его сыном (или пасынком) Геримонтом, якобы переделавшим в языческое святилище 1-й Виленский кафедральный собор //ср., Стрыйковский писал, что "вечный огонь" на месте будущей пушкарни (следовательно, по соседству с сегодняшним костелом Св. Георгия) был устроен "Швинторогом" и Геримонтом -- а не одним только Геримонтом; об останках "Геримонтова храма" 2-й пол. 13 в., откоп. в 1984-1986, см.: www.sarmatija.lt/dokai/Perkuno_sventykla_VU.pdf//, то запросто можно будет сделать предположение, что приравнять Тройденя к "Антиоху Сирскому" компиляторы Г-В летоп. свода посчитали нужным, возможно, отнюдь не случайно.



План Виленской крепости на 2-ю половину 13 -- начало 14 в. (реконструкция). Цифрой 2 на схеме обозначены останки *1-го Виленского кафедрального собора

Поколение "Швинторога" в ЛХ сменяется поколением не вполне прозрачного для всяких там интерпретаций "сына (?) Швинторога Скирмонта-Геримонта". И всё же я осмелюсь заявить, что этого если не основателя, то уж точно *обустроителя нашей славной столицы, опираясь, в частности, на схожесть формы его имени "Геримант" с мало известной (возможно, подложной) формой имени мифич. основателя Вильни Гедимина "Едимант" //см. в Историческом первом списке "Задонщины": "а внукы есмя Едимантовы", ср., в Кирилло-Белозерском списке -- "есмя [....] внучата Едиментовы"; кстати, в 14-16 вв. составители списков славяноязычных ист. сочинений довольно часто путали кириллические строчные "р" и "д"//, а также исходя из итогов новейших археол. исследований у северного подножья Виленской Замковой горы и результатов дендрохронологического анализа собранных во вр. раскопок образцов строительной древесины /в ПРЕДПОСЛЕДНЕМ ДЕСЯТИЛЕТИИ 13 ВЕКА, т. е. непоср. после смерти Тройденя (ок. 1282 г.) там полным ходом шли строительные работы гигантского по тому времени масштаба по *перестройке дерев. Верхнего замка/, адекватнее всего считать реальным ист. лицом -- неизвестным по другим источникам вел. князем литовским Германтом /литовск. Germantas/ аукштотский диалект. вариант Girmantas (1282-128..?). //А то, что Геримонта якобы "вполне адекватно отождествлять с Будивидом" -- это не правда, -- эт я так, не подумав брякнул в ходе дискуссии с ilnur в ЖЖ maksim-l.//

И еще я предполагаю, что упомин. в ЛХ "киевский князь Святослав", которого "Рынгольд" разбил в сражении на верхнем Немане -- это просто "историографическая контаминация" образов вел. князя Святослава Всеволодовича (1246-1248; он, так же, как и его летописный заменитель, немало воевал с /подвластными Миндовгу, -- выводы делайте сами/ литовскими князьями, по кр. мере, до зимы 1248-1249 г. включительно, -- на реке Протве, у Зубцова, возможно, и в др. местах) и несостоявшегося "короля руського" Данилы Галицкого. Историческим прототипом упомин. в ЛХ мнимого союзника Святослава "Дмитрия Друцкого" является, скорее всего, галицкий? тысяцкий /воевода/ Дмитр, которого Данила в 1239 или 1240 г. назначил своим наместником в Киевском княж. На возможный вопрос читателя "а кто такой этот "Лев Володимерский", который накануне сражения под Могильной вместе со "Святославом киевским" опустошил "Новгородъские державы, над Немном лежачие"? /см. в: ХРОНИКА ЛИТОВСЬКА Й ЖМОЙТСЬКА/ отвечу другим вопросом: а с каким же ещё сыном Данилы, кроме как со Львом Даниловичем братья Данила и Василько Романовичи могли ходить на (подвластную Миндовгу) наваградчину во *2-ой половине 1249 г.?

*********************************************************************

Святой Рейнольд (+около 960(?) г.) был родом из прирейнского края, -- как, впрочем, и большинство прибалтийских "братьев" Тевт. ордена, живших в 13 в.; важно отметить, что этот несч. бенедиктинец издавна считается не только покровителем т. н. " вольных каменщиков", но еще и прямым потомком самого Карла Великого. По легенде, рыцарь Рейнольд отказался от воинской карьеры и поступил в монастырь Св. Пантелеимона в Кёльне (основан в 957). В качестве послушания ему поручили работу по надзору за строительством монастырского костела; увы, его слишком большое усердие (?) в этой должности вызвало недовольство нескольких каменотесов, которые так возненавидели новоиспеченного инженера, что в один прекр. день взяли и убили его своими молотами (ср., рыцаря Рено /см. ниже/ рабочие убивают из-за его гордости и вспыльчивости; между прочим, тут как бы само собой напрашивается проведение параллелей между жизнеописанием св. Рейнольда, легендой английских масонов о зодчем Эдвине, легендой *шотландских масонов о зодчем Хираме и мифологемой строительства бог весть какого храма "рыцарями-храмовниками" да масонами шотландского ритуала /о "посмертном существовании" ордена тамплиеров в Шотландии читайте в книжке "Храм и ложа" М. Бейджента и Р. Ли/).

(О невероятных приключениях рыцаря Рено, или "лучшего в мире рыцаря" Ринальдо, в которого наш герой "превратился" в европ. худ. литературе 12-15 вв., читайте здеся: http://ru.wikipedia.org/?oldid=19015192.)

Немножко инфы о св. Рейнольде на английском /стащил у Anu Mänd/: "During one of his adventures, he /т. е. еще далеко не святой рыцарь Рейнольд/ beheaded the heathen King Saforet, and that explains his attribute - a crowned head attached to the point of a sword. [....] He was venerated and depicted in medieval Germany either as a knight or a monk-stonemason. [....] Bruiningk (1904) assumed that the cult of St Reinold reached Livonia from the Prussian Artushöfe, particularly from that in Danzig. In those Prussian elite confraternities, St Reinold was venerated as a knightly saint and depicted with the head of Saforet."

О костеле Св. Рейнольда в Дортмунде: "St. Reinold Church (Reinoldikirche) is the oldest surviving church in Dortmund; the building standing today was built between 1250-1270 in Romanesque and Gothic architectural styles. It was, however, largely rebuilt after an earthquake in 1661." (по материалу сайта St. Reinold Church Web site).

Имя Reinhold / Reinold / Reinolt (оно берет свое начало то ли в др.-саксонском, то ли в др.-верхненемецком, а его первонач. значение было (?) "мудрый властитель"; по крайней мере, некот. лингвисты так полагают) было очень популярным в средневековой Ливонии.

День памяти св. Рейнольда немецкие католики в наше время отмечают 7 января, но ранее вроде отмечали 7 марта. Отсюда и предлагаемая мною уточненная датировка католического крещения Миндовга (*именем Рейнгольд): (воскресное) *5 марта 1251 года (ср., большинство литовских историков крещение Миндовга датируют апрелем, но некоторые -- началом марта того же года).

паганства, язычество, мифы, Вільня, ВКЛ

Previous post Next post
Up