Раскопано древнейшее православное виленское кладбище

Nov 10, 2010 18:21



Вид на восточную сторону улицы Бокшто (а заодно и
зап. окраину бывшей посессии Гонсевских;
ныне нах. по адресу ул. Бокшто, 6). За этой стеной, на
терр. комплекса польско-совковой кожно-венерической
лечебницы до 2007 г. под вековыми наслоениями всякой
фигни скрывалось древнейшее виленское кладбище

Вчера по телику сообщили, что литовские археологи под руководством Ритиса Ёнайтиса на территории комплекса зданий бывшей больницы Савича (18-20 вв.), точнее, в западном дворе бывшей посессии Гонсевских (Вильня, улица Бокшто, 6) наконец-то раскопали ими же в 2007 г. обнаруженное средневековое "православно-языческое" (?..) кладбище (260 захоронений). Если я правильно врубаюсь, в нём захоронены останки представителей виленского городского населения. Время функционирования этого древнейшего из всех ныне известных виленских кладбищ литовскими спецами по средневековым погребениям предварительно датируется концом 13 -- началом 15 в.

Самое интересное, что артефакты из новооткрытых погреб. почти полностью аналогичны находкам из "православного" или "православно-языческого" (?) (а в этническом отношении -- ск. всего "ятвяжско-руського") могильника Кернаве-Кривейкишкяй с погребениями горожан, среди инвентаря которых имеется огромное количество украшений "киевско-наваградского происхождения"; время же функционирования Керновского городского кладбища -- 1270-ые -- 1390-ые гг. (правда, мой однокашник по Истфаку ВУ Гинтас Забела по не вполне для меня ясным причинам могильник Кривейкишкяй считает "кладбищем патриархальных рабов", якобы привозившихся в Литву из Руси Тройденем или кем-нибудь из его преемников на лит. великокняжеском престоле, но главное в нашем случае, конечно, не это, :) а то, что городская культура в Кернове прорисовывaется уже в арх. слоях 2-ой половины 13 века).



"Брама" больницы Савича. Фото Яна Булгака, 1916 г.

По мнению вашего покорного слуги, факт наличия в самом сердце виленского "Руського конца" православного или, по крайней мере, отчасти (?) православного некрополя *2-ой половины 13 в. (предв. датировка моя) уже сегодня в некотором смысле :) можно считать доказательством несостоятельности известной "антиромантической" теории лит. археолога-беларусофоба Гядиминаса Вайткявичюса о превращении Вильни в "настоящий город" лишь во время правления Гедимина (см. в ст. Г. В. "РАННИЙ ВИЛЬНЮС: ЗИГЗАГИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ"; к выдвигаемым рядом лит. археологов предположениям о существовании Вильни, как нормального средневекового города, уже в 13 веке Г. В. относится, вежливо выражаясь, крайне скептически). Другое дело, что пробы заново переосмыслить раннюю историю (в том числе и раннюю этническую историю) нашей славной столицы более серьезным образом будут иметь смысл, само собой понятно, лишь после обнародования лит. антропологами, археологами и спецами иного рода их отчетов да выводов по результ. исследования костей, украшений и прочего добра, извлеченного из кладбища по адресу Вильнюс, ул. Бокшто, 6.

О подробностях, связанных с еще предстоящим исследованием обнаруж. на терр. комплекса бывшей больницы Савича человеческих останков и археол. артефактов, буду сообщать по ходу появления соотв. новостей.

паганства, Літбел, Вільня, ВКЛ

Previous post Next post
Up