Пару дней назад на сайте amen.gr, занимающем последовательную "профанарскую" позицию,
появилась статья в которой говорилось, что три Поместных Церкви, по сути, оказались в ситуации раскола на фоне дела отца Ефрема. Об этом пишут и в других греческих СМИ. Напомню, что почти сразу после ареста отца Ефрема последовало
обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в адрес президента Греции.
Константинополь воспользовался этим обращением и довольно недвусмысленно отреагировал на него в своем заявлении по делу отца Ефрема. Более того, в заявлении Константинополя Москва была названа не иначе как безымянная "Церковь-сестра" и в ее адрес прозвучали слова о том, что одна Поместная Церковь не должна даже заявлениями вмешиваться в подобные ситуации, происходящие на канонической территории другой Поместной Церкви.
Постоянный Священный Синод Элладской Православной Церкви
В этой связи заявление Постоянного Священного Синода Элладской Православной Церкви по делу отца Ефрема многими было воспринято неоднозначно.
Ведь после заявления Фанара получалось, что во внутренние дела Константинопольской Поместной Церкви вмешивается уже вторая Церковь-сестра - Элладская. Неоднозначно оно было воспринято не только прессой, но даже некоторыми архиереями самой Элладской Церкви. И если о
заявлении митрополита Мессинского Хризостома я уже писал, то теперь говорят о том, что уже два архиерея выразили свое несогласие с заявлением Священного Синода Элладской Православной Церкви и, более того, собираются оспорить его. Эту ситуацию уже называют "троянским конем Элладской Церкви". Некоторые из греческих епископов говорят даже, что протесты по поводу решения Постоянного Священного Синода "открывают мешок Эола" из которого вырвутся штормовые ветры чуть ли не в виде появления теневого Синода. Так или иначе, а ветры раскола между архиереями Элладской Церкви по вопросу отца Ефрема уже подули.
архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним и митрополит Калавритский Амвросий
В Греции прозвучали не только голоса архиереев, выступающих против заявления Священного Синода Элладской Православной Церкви, и называющих заявление Константинопольского Патриархата "серьезным, объективным и сбалансированным". Митрополит Калавритский и Эгиалийский Амвросий напротив выступил с серьезным обличением нынешней позиции Фанара. Напомню, что в отличие от "сторонника позиции Фанара" - митрополита Мессинского Хризостома, митрополит Калавритский Амвросий является противником активных экуменических контактов. Некогда он даже выступал в прессе с призывом к Константинопольскому патриарху максимально ограничить и вовсе исключить случаи совместных молитв с теми же римо-католиками.
На страницах греческого портала romfea.gr сегодня ночью
было опубликовано мнение митрополита Амвросия относительно позиции Фанара по делу отца Ефрема. Там митрополит Амвросий довольно жестко заявляет, что "Вселенский Патриархат ведет себя как мачеха", говорит о том, что Фанар по сути бросает отца Ефрема на произвол судьбы и светской власти, осуждает и позицию Константинополя о том, что никакая другая Поместная Церковь не может вмешиваться своими заявлениями в создавшуюся ситуацию. Митрополит Амвросий приводит довольно интересные сведения о том, что расходы Константинопольского патриарха в Греции напрямую оплачивались Ватопедом, и следовательно самим отцом Ефремом, и вот тогда Константинополь не отстранялся от монастыря, а спокойно пользовался его помощью и ресурсами.
Митрополит Амвросий сравнивает отношение к судьбе отца Ефрема Элладской Православной Церкви с отношением матери, а отношение Константинопольской Православной Церкви с отношением мачехи и упоминает, что "уже не первый раз Вселенский Патриархат действует таким образом". Интересно, что в этом контексте митрополит Амвросий вспоминает имя архиепископа Афинского Христодула, оказавшегося в начале 2000-х годов в резкой оппозиции Стамбулу, которая закончилась в 2004-м году даже разрывом евхаристического общения между Афинами и Константинополем. А, между прочим, тогда с Фанара в адрес Афинского архиепископа звучали обвинения в его "сговоре" с Москвой с целью ослабления влияния кафедры Вселенского Патриарха.
Не удивительно, что в своей статье митрополит Амвросий напротив с восхищением отзывается о позиции по делу отца Ефрема Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Калавритский митрополит отмечает, что не видит в обращении Патриарха Кирилла вмешательства во внутренние дела другой Церкви. Автор даже замечает, что "Вселенский Патриархат видит вокруг только одних врагов" и признает это главным недостатком Вселенского престола, говоря, что он просто "одержим манией преследования".
Кроме поддержки отца Ефрема Московским первосвятителем митрополит Амвросий упоминает и то, что позицию Постоянного Синода Элладской Православной Церкви поддержали предстоятель Кипрской Православной Церкви архиепископ Хризостом и представитель Болгарской Православной Церкви митрополит Пловдивский Николай, также известный своей последовательной антиэкуменической позицией.
архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним и архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом
Тем временем появилась информация, что вчера с кратким неофициальным визитом в Афины прибывал предстоятель Кипрской Православной Церкви архиепископ Хризостом. В ходе визита состоялась его встреча с предстоятелем Элладской Православной Церкви. О том, что позиция Кипра в вопросах касающихся всеправославного сотрудничества могла за несколько последних месяцев претерпеть изменения я
уже писал недавно. Сейчас же в отношения между Православными Церквями вторгся и "казус архимандрита Ефрема".
UPD: И уже появились новости об ответном неофициальном визите на Кипр предстоятеля Элладской Православной Церкви архиепископа Иеронима, который пробудет на острове с 18 по 20 января и в последний день визита состоится его ответная встреча с архиепископом Хризостомом.
митрополит Волоколамский Иларион и митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий
А 14 января митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий обратился с письмом к генеральному прокурору Греции Иоаннису Тендесу, в котором выразил поддержку архимандриту Ефрему и призвал аннулировать решение суда о его аресте. Таким образом Черногорский митрополит также поставил себя в оппозицию Вселенскому патриарху. Это вдвойне интересней в свете того, что в самой Черногории сейчас довольно сильны желания властей поддержать автокефалистские настроения, что роднит ее с другими регионами, где Фанар не гнушается на этом спекулировать заигрывая со всевозможными церковными сепаратистами.
Также заявление черногорского митрополита стоит рассматривать и в контексте того, что в прошедшем 2011-м году с особым визитом Черногорию посещал глава "внешнеполитического ведомства" Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион. Во время того визита как раз особо и поднимался вопрос противодействия сепаратистским настроениям в этой части Сербской Православной Церкви. Наконец, стоит и вспомнить о той помощи, которую сейчас оказывают финансовые структуры, близкие к руководству ОВЦС в отделке кафедрального собора Сербской Церкви в Белграде. Потому ничуть не неожиданным стало и заявление в поддержку архимандрита Ефрема, и по сути снова в пику заявлению Константинопольского патриарха о невозможности таких высказываний, как вмешательства во внутренние дела другой Поместной Церкви, еще одного известного сербского богослова и архиерея - епископа Афанасия (Евтича), считающегося одним из самых близких людей к нынешнему Патриарху Сербскому Иринею.
Вот таким образом "дело архимандрита Ефрема" начинает влиять на положение дел в отдельных Поместных Церквях, а также на отношения между целыми Поместными Церквями, становясь своеобразным катализатором довольно интересных процессов.
P.S. Да, кстати, раз тут вспомнили сайт amen.gr, то думаю читателям будет интересно узнать и вот какой факт,
недавно опубликованный на amen в перепечатке
вот этой статьи. Когда вопрос поездки архимандрита Ефрема в Россию с Поясом Богородицы обсуждался в высшем соборном органе управления горой Афон, состоящим из игуменов всех афонских монастырей, 9 из 20 монастырей, т.е. почти половина, проголосовали против этого. А с Фанаром эта поездка первоначально даже не была согласована. Считается, что игумены тех монастырей выступили против инициативы отца Ефрема по той причине, что усмотрели в этом только его желание пропиариться и "заработать очки" на фоне святыни.