Не читайте до обеда советских газет

Feb 29, 2024 21:53

Вот именно сейчас этот тезис более чем актуален, а вообще - не согласен. В определенное время, в определенных обстоятельствах для меня чтение советских газет(не обязательно газет, и не обязательно до обеда) стало добрым ритуалом, позволяющим погрузиться в относительное спокойствие, отдаленно напоминающее домашний уют.

В семье у нас из газет выписывали исключительно Известия и Комсомольскую правду. Помню, отец некоторое время получал За рубежом, но она у нас не прижилась, и дедушка еще Тесу литовскую выписывал, что б язык не забывать. А уже ближе к Перестройке удавалось подписываться на Литературную газету, хотя это было и не так просто сделать. Литературка - это действительно была интересная газета, правда только последние восемь страниц. Вообще, вынимать из почтового ящика свежую, пахнущую типографской краской, прессу было прям за кайф(про журналы я вообще молчу). И уже потом можно было спокойно лечь на диван, и как истинный советский бюргер не спеша погрузиться в чтение.

А в Армии не до газет было, но иногда... Скажем, в учебке, часов эдак с восьми до девяти, было т.н. "свободное время". Это когда тебе давали возможность подготовиться к завтрашнему дню: подшиться, побриться, если надо - погладить форму, а кто хотел шел на спортплощадку. А мне очень нравилось немножечко посидеть в Ленинской комнате и полистать подшивки газет, а если повезет, то и просмотреть совсем свежие. Газет было всего четыре: Правда, Красная звезда, Комсомолка, и Известия. Первые две - сразу нафиг, а вот почитать Комсомолку и Известия, это почти как дома побывать. Эта добрая традиция сохранилась и после Армии, когда я уже работал. Выдалось свободное время - пошел в библиотеку и посидел-посмотрел свежие газеты, в тишине, во благе и спокойствии.

ПС

Вспоминается один забавный случай в учебке. Я был в наряде, а вся батарея была на занятиях кто где. И пока у меня было свободное от "тумбочки" время, решил сходить в самоволку в ближайший магазин, и купить овсяных печеньев. Тогда как раз пошла мода на овсяные печенья, но у нас в Воронеже они были так себе, всегда жесткие, а вот в Бердичеве - прямо нежнятина, хоть губами жуй. В общем, вышел я за территорию части, иду в магазин, но видимо о чем-то задумался и слегка бдительность потерял. Вдруг слышу громкий окрик: - Стойте, товарищ курсант! Поднимаю глаза и вижу незнакомого прапорщика, уже в летах. - Мало того, что вы в самоволке, так вы еще и честь не отдаете! Видимо, последнее обстоятельство его задело больше всего. И, черт возьми, он прав на сто процентов. - Из какого подразделения? - Из второй батареи, - говорю. - Ждите, я сейчас к вам приду. Я, честно говоря, думал ,что идти и жаловаться на меня ему будет лень, но ошибся. Уже в казарме, гляжу из окна - идет. Я бросаюсь к нашему ком. взвода: Товарищ старший сержант, разрешите обратиться... Так и так, мол, был в самоволке, шел в магазин, прапорщик меня застукал, вон идет(показываю в окно).

Наш ст. сержант Арчаков немного задумался и говорит: Ладно, я тебя отмажу, скажу, что объявил тебе столько-то нарядов вне очереди, а ты сейчас опять пойдешь куда шел и купишь нам с сержантом(замкомвзвода - Дмитрий Щербаков его звали) по два пирожных. Тут надо сказать, что на Украине пирожные были поменьше, чем у нас, и стоили 15 копеек, а у нас - 22. В общем, сходил я в магазин, принес им пирожные, а про свои печенья уже и забыл. Вот так я сходил в самоволку первый и единственный раз за всю службу.

А сейчас моей части 81616 давно уже нет, да и других наверное тоже, хотя Бердичев в 70-х, 80-х был буквально нашпигован учебками. Что там сейчас на ее месте, даже с помощью спутниковых карт я уже не узнаю, потому как нет достоверного ориентира, от чего можно было бы оттолкнуться. Разве что в качестве такового использовать близлежащее еврейское кладбище. Но кладбище это, оно не совсем классическое, это просто поле с небольшими оврагами, поросшее мелкими деревьями и кустами, с разбросанными каменными надгробиями в виде перевернутых сапогов. У нас там обычно проходили занятия, типа "Курс молодого бойца". Заключались они в том, что мы всем взводом шли на это кладбище, сержантам покупали одну или две бутылки вина, а себе ящик молока и огромный пакет пряников. Пряники были вкусными, но по своей консистенции напоминали скорее кирпичи. Все это поедалось-выпивалось во время "занятий", а потом - кто дремал под сенью кустов, а кто языком трепал с сержантами, пока не наступало время обеда. Но сейчас этого кладбища, скорее всего, тоже нет. Да и вообще из прошлой жизни ничего уже нет.

И еще я никак не могу понять, почему вместо свежайших овсяных печеньев, мы неизменно покупали эти каменные пряники?
Previous post Next post
Up