Вы когда-нибудь были в психушке? Когда попадаешь на территорию психиатрической клинической больницы №1 имени Н.А. Алексеева, невольно ощущаешь окружающее тебя спокойствие, умиротворение и уют. На территории тихо, чисто, газоны ровненько зеленеют, дорожки для прогулок красиво извиваются, крупные грачи вальяжно гуляют между деревьями, виноградная лоза обвивает кирпичные арки, листья с неё уже облетели, а виноград никто не собирал и спелые грозди висят на голых ветвях; в саду, в котором работают местные пациенты, растёт какая-то разноцветная декоративная капуста. Воздух кажется густым, ловишь себя на мысли, что здесь хочется остаться, как в доме отдыха. Мы идём в музей психиатрической больницы имени Н.А. Алексеева.
Дверь музея, расположенного в одном из корпусов больницы, закрыта и чтобы попасть внутрь надо позвонить в звонок. Музей музеем, но внутренний распорядок психиатрической больницы диктует определённые правила, например: все двери должны закрываться на ключ. «Разговаривайте с пациентами так, как будто они здоровы. Но не забывайте, что они больны» - цитирует нам кого-то из врачей хранительница музея Алла Васильевна.
У неё нет музейного образования, оно ей и не нужно, в этой больнице она отработала 50 лет медсестрой, а позже главной медсестрой, и знает историю этого места не понаслышке. После того как она ушла на пенсию, её позвали работать в музей. Она долго отказывалась, но в итоге согласилась, а теперь втянулась. Алла Васильевна очень интересный человек, она осторожно шутит с нами, потом рассказывает про то, какие до нас приходили нерадивые журналисты и какую ересь понаписали. Следит за нашей реакцией и подкидывает тесты на то «плохие» ли мы журналисты и начнём ли её просить показать смирительные рубашки, наручники и прочие стереотипные «ужасы». Нам очень неловко за репутацию профессии и мы успешно проходим испытание, доказывая что пришли сюда не за «жёлтыми сенсациями», а из большого интереса.
Помещение музея небольшое - 3 бывших палаты. Алла Васильевна усаживает нас за круглый резной стол в первом, самом крупном зале, и начинает свой подробный рассказ об истории появления больницы.
Градоначальником Москвы в 1885-1893 годах был Николай Александрович Алексеев. Попробуйте сравнить эффективность и любовь к своему городу этого сити-менеджера с недавно «лишившимся доверия» мэром столицы.
Благодаря Алексееву в Москве появился водопровод и канализация (до этого полуторамиллионный город был усеян зловонными выгребными ямами), были построены первые скотобойни (нынешний Микояновский мясокомбинат) и забивать скот перестали в любом месте города, как в диких арабских странах, на Красной площади в 1890-м году были снесены старые торговые ряды и был построен прототип нынешнего ГУМа, было построено новое здание городской думы на Воскресенской площади, а так же несколько школ и ремесленных училищ, при нём открылась Третьяковская галерея и многое другое. Алексеев был крепким управленцем и с чиновниками не цацкался, отчёты по всем своим указам требовал предоставить через неделю, а не занимался популистским субботним катанием по городу с критикой чужой работы. С ним Москва перестала быть большой деревней (хотя иногда в этом приходится сомневаться).
Однажды на приём к нему пришли врачи самой старой психиатрической больницы Москвы - Преображенской - С.С. Корсаков и В.Р. Буцке и попросили построить в городе ещё одну клинику, поскольку ресурсов одной никак не хватало. Алексеев идеей врачей проникся и начал собирать деньги на постройку больницы.
Многие меценаты откликнулись на его призыв помочь с решением этой задачи, иногда с оговорками, что несколько коек будут пожизненно закреплены за их семьями. Алексеев ради пользы дела использовал все возможные методы, говорят, перед одним купцом он даже встал на колени прямо в грязь, когда на его вопрос о помощи в строительстве тот ответил «как просишь, так и подаю».
Ни один меценат не был забыт. Список фамилий помогавших в строительстве хранится в музее и высечен на мемориале на территории больницы. В списке присутствуют известные фамилии Боткина и Третьякова.
Для строительства был приобретён земельный участок за Серпуховской заставой у купца Канатчикова (отсюда пошло название Канатчикова дача), а на деньги Ермакова был позже выстроен Ермаковский корпус.
Николай Александрович считал постройку этой больницы делом своей жизни, он лично проверял качество кирпича для строительства, брал по одному из каждой партии и кидал об пол. Если кирпич ломался, то всю партию отправляли обратно. Здание из красного кирпича в эклектичном стиле с толщиной стен 70 см, высокими потолками, палатами на 4-5 пациентов и специальными прочными стёклами в окнах построили к 1894 году. 9 марта 1893г. вечером после одного из приёмов, Алексеев пошёл провожать посетительницу и в дверях столкнулся с молодым человеком, который выстрелил в него несколько раз из пистолета. По иронии судьбы, молодой человек - Андрианов - оказался душевнобольным, который считал, что изобрёл лекарство от инфлюэнции (гриппа) и безуспешно пытался прорваться на приём к Алексееву. Откуда псих взял пистолет - вопрос сложный, можно подозревать, что это было продуманная акция врагов градоначальника. На место происшествия немедленно приехал Склифосовский, сделал ушивание раны, но от пули попавшей в живот начался перитонит, а медицина в то время ещё не была настолько продвинутой (рентген изобрели только в 1895 году, а пенициллин открыли лишь в 1928). Перед смертью Алексеев завещал довести строительство больницы до конца.
Хоронили Алексеева всем городом. На траурной процессии присутствовало около 200 000 москвичей.
Посмертная маска Н.А. Алексеева хранится в музее.
Ему было 40 лет.
Памятник Николаю Александровичу уже несколько лет собираются поставить в Москве, но пока как-то не досуг.
Роду Алексеевых посвящена отдельная экспозиция в музее. Двоюродным братом Николая Александровича был известный театральный актёр и режиссёр Константин Сергеевич Станиславский.
12 мая (по старому стилю) 1894 года на Канатчиковой даче была открыта новая городская психиатрическая больница. На втором этаже больницы была часовня, а по наказу Александра III больнице было присвоено имя Алексеева.
Первая очередь больницы построена по проекту Л.О. Васильева. Вторую очередь (открыта в 1905) строил А.Ф. Мейснер. Главным врачом был назначен Буцке.
Меню для больных в 1894 году: Борщъ польскiй, Щи кислыя, Шнель-клопсъ, Картофельная драчена, Жареная севрюжка, Желе изъ клюквы, Мусъ лимонный, Разсольникъ, Трубочки - всё такое вкусное.
Работали в больнице в основном крестьяне из соседних деревень. На фото фартук, которые носили женщины из медперсонала.
Пётр Петрович Кащенко был главврачом больницы всего 2 года и 7 месяцев, но за это время оставил о себе самые лучшие воспоминания у персонала. Благодаря ему для медработников были оборудованы отдельные комнаты для проживания, до этого они ютились в подвале, в условиях хуже, чем у больных.
На фото коллективные проводы П.П. Кащенко, отъезжающего в Петербург (в центре с женой) 1907 год.
С 1922 по 1994 год Московская психиатрическая больница №1 носила имя Кащенко. Благодаря рассказам, анекдотам и песням слово «кащенко» стало именем нарицательным, означающим сумасшедший дом.
Опросный лист 1926 года пациента Седова Сергея Кирилловича, которого с диагнозом алкогольный психоз (белая горяка), жена упекла в больницу. Он содержит огромный подробнейший перечень вопросов о всей жизни больного от зачатия и детства до настоящего времени, к примеру:
- Не страдали ли родители больного душевной болезнью, не были ли малоумны, странны по характеру и по привычкам, не были ли привычными пьяницами, преступниками, не делали попыток на самоубийство?
- Пил ли кто-нибудь из родителей вино или водку и в каких количествах?
- Как действовало вино и не было ли белой горячки?
- Не совпало ли зачатие больного с болезненным состоянием или опьянением одного или обоих родителей?
- Не болела ли мать во время беременности, не имела ли нравственных потрясений, вела ли покойную жизнь, не предавалась ли излишествам, не пила ли водки и вина, не получала ли ушибов, не слишком ли много работала?
- Нет ли родства между родителями?
- К какой национальности принадлежали родители?
- На кого из родителей больше похож больной?
- Не было ли среди родственников лиц страдающих истерикой, падучей болезнью, пляской св. Витта, головными болями, невралгиями, параличами или другими нервными болезнями, а также с физическими уродствами и недостатками развития, как глухонемота, заикание и т.п.?
- Как вскармливался больной: грудью матери или искусственно?
- Не наблюдались ли мозговые припадки, судороги, ночные крики или испуги? Не было ли хождения во сне, ночного недержания мочи?
- Не давали ли ребёнку в раннем детстве вина или мака (для сна и т.п.)?
- Не падал ли ребёнок с высоты и не было ли болезней уха?
- Не имел ли слишком рано половых связей, не было ли онанизма?
- Не было ли ханжества или выдающейся религиозности?
- Не было ли заметно чрезмерного преобладания фантазии?
- Каково было общественное положение больного? Доволен ли он им был?
- Не было ли постоянных домашних ссор, и какую роль в них играл больной, он ли производил ссоры или они от него не зависели?
- Пользовался ли домами отдыха, санаториями, диэтстоловыми и проч. Занимался ли физкультурой?
- Не злоупотреблял ли чрезмерно половыми сношениями; не было ли неправильных половых сношений?
Старый реставрированный стол
Илья Натанович Каганович был главным врачом больницы с 1930 по 1950 год. В 50-м году его со скандалом сняли с поста главврача больницы.
Свисток вы догадываетесь зачем. Случаи разные бывают.
Во время Великой Отечественной Войны в больнице находился центр лечения раненых с черепно-мозговыми травмами. Основным методом лечения душевнобольных была Электросудорожная терапия. Научно обоснованный, хотя и вызывающим до сих пор острые споры и противоречия, метод лечения, при котором судорожный припадок вызывается пропусканием электрического тока через головной мозг находящегося под общей анестезией пациента, с целью достижения лечебного эффекта. С медикаментами, как вы понимаете, во время войны было туго.
Врачей и медсестёр, работавших во время войны помнят и чтут
Ежегодно 9 мая для них проводят праздничные вечера
Альбом «От призрения психических больных к активным методам лечения», сделанный и подаренный сотрудниками больницы И.Н. Кагановичу. История психиатрии в картинках.
Обратите внимание на лечебное колесо. Хомячки в домашних клетках примерно в таких же бегают.
Мёртвый час. Звучит очень умиротворяюще.
Никаких варварских методов лечения в больнице №1 никогда не было. С первого дня под запретом были смирительные рубашки, хотя одна висит как экспонат в уголке истории психиатрии. Для усмирения буйных больных обычно применялось обёртывание мокрыми простынями.
Краткий экскурс в историю психиатрии средневековья.
В музее собрана обширная коллекция научных трудов по психиатрии
Включая художественные произведения. Например знакомую многим книгу «Пролетая над гнездом кукушки» известного кислотника Кена Кизи.
Запомните на всякий случай несколько правил.
Спортивные награды работников больницы, завоёванных в различных спартакиадах и других соревнованиях.
В настоящий момент для лечения используют исключительно гуманные и действенные методы лечения душевнобольных.
Медикаментозное лечение
Трудотерапия
Трудовая терапия применялась с первых дней работы больницы в специальных комнатах при отделениях и на наружных работах. Первым врачом по труду был С.С. Ступин. Раньше у больницы было даже своё загородное хозяйство, где больные выращивали скот для снабжения больницы.
Красота территории больницы - результат кропотливого труда опытного агронома Ростислава Степановича Медведюка. Выведенные им гладиолусы не раз занимали призовые места на выставках. Этот человек - настоящий энтузиаст своего дела. Он отказался от предложенной ему более высокооплачиваемой работы, потому что не мог оставить больницу.
В оранжерее и саду он с больными сажает цветы и различные декоративные растения, а в 1980 году к Дню победы и олимпиаде по его инициативе были высажены 8 серебристых елей. Мечта Ростислава Степановича вырастить кедровую рощу. Так послушаешь, вся история больницы (а если брать шире, то и всей нашей страны) держится исключительно на энтузиастах.
Для маленьких пациентов больницы до сих пор работает, наверное, единственный сохранившийся в стране пионерский лагерь.
Нестандартные методы лечения соседствуют с большой религиозностью.
Русская православная церковь всё больше внимания уделяет лечебным учреждениям. Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» при больнице был освящён 25 октября 1896 г.
В советский период, когда больничную церковь закрыли, её использовали в административных целях. И только 25 мая 1994 г. храм был восстановлен и освящён вновь. В 1996 г. на территории клиники в память об её основателе Николае Алексееве построена и освящена часовня во имя святителя и чудотворца Николая.
Культуротерапия
Не секрет, что многие общепризнанные гении имели мягко говоря не всегда безупречное психическое здоровье. А некоторые и вовсе окончили свои дни в стенах психиатрических лечебниц. В музее же хранится несколько сборников литературных произведений врачей, работавших в больнице. Чрезвычайно увлекательное чтиво.
В одной из поэм фигурирует псих Маркс.
Стихотворение о ремонте в вестибюле больницы. Сравнивая подобные вещи с произведениями того же любимого мною Хармса, невольно проводишь аналогии и заочно задумываешься о диагнозах.
Художественные работы больных заслуживают отдельного разговора.
Избранные картины шизофреников тоже тщательно изучаются и выпускаются отдельными каталогами.
Изменённые пропорции лица, как на картинах Модильяни, обычно присущи работам больных шизофренией.
В клубе на территории больницы собран целый вернисаж лучших работ пациентов. Куратор коллекции Эдуард Константинович может долго рассказывать отдельно о каждой работе, об общем почерке болезни, о типичных темах произведений.
Глядя на эти картины испытываешь какую-то смесь глубокого понимания и страха, от того насколько точно художественно отражены какие-то потаённые переживания и насколько они тебе понятны. К сожалению (потому что мы не увидели их в тот день) и к счастью (потому что все смогут их увидеть), самые интересные работы сейчас отправились на выставку, которая скоро пройдёт в Москве.
В день нашего посещения на территории больницы находилось несколько машин милиции, скорой помощи, инженерно-сапёрного отдела и пожарной службы. Не иначе кто-то позвонил и сказал, что на территории заложена бомба. Возможно псих, кто знает.
К сожалению, музей не доступен для общего посещения. 2-3 экскурсии в неделю Алла Васильевна и её молодая помощница Марина (тоже энтузиаст, девушка с огромным интересом изучающая историю медицины) проводят для пациентов, студентов медицинских вузов и новых сотрудников больницы. Чтобы попасть в музей не будучи представителем одной из этих групп, нужно получить разрешение главврача, а у него и без этого дел хватает, поэтому никаких контактов и телефонов я здесь оставлять не буду. Кто сильно захочет, без труда найдёт их в интернете. Всё это так увлекательно.
Отсюда -
http://gonzoblog.ru/post/2010/12/01/Muzey_psihiatricheskoy_bolnitsi_Alekseeva.aspx