Коммунитаризм (от
англ. communitarian) имеет два значения.
Философский коммунитаризм - течение, считающее, что общины, общество, формируют каждого отдельного человека, в отличие от либеральной и либертарианской философий, рассматривающих общины как объединение личностей. В частности, коммунитаристы критиковали либеральное допущение о том, что индивид может рассматриваться абсолютно автономно от общества, в котором он живет, и которым он воспитан. Со своей стороны, они выдвинули концепцию индивида, подчёркивающую роль, которую играет общество в формировании ценностей, мыслей и мнений любого индивида.
Это - древнейшая философия, хотя сам термин «коммунитаризм» возник недавно. Впервые его предложил
Н. А. Бердяев, к этому течению относят и
В. С. Соловьёва. Современные коммунитаристы критикуют
либерализм за игнорирование критической роли традиционных сообществ, в том числе, политических партий, и восстанавливают социальную значимость
ценностно-рационального поведения. В то же время современный коммунитаризм, в отличие от отказа
Фридриха Ницше и многих
экзистенциалистов от идей Просвещения, сам является развитием либерально-демократического консенсуса эпохи
Просвещения и
века разума «Свобода. Равенство. Братство». Коммунитаризм акцентирует внимание на идее братства и критикует либертарианцев за гипертрофирование идеи свободы, а радикальных коммунистов - за гипертрофирование идеи равенства. Противостояние либерализма и коммунитаризма не является непримиримым, так как и либерализм, и современный коммунитаризм являются либерально-демократическим ответом на
нигилизм и
индивидуализм (
неолиберализм)
[1][2].
Идеологический коммунитаризм - изначально основанная на одной из современных интерпретаций философского коммунитаризма
радикально-
центристская идеология конца
XX века, объединяющая моральный
консерватизм и леволиберальную экономическую политику, стремящаяся к сильному
гражданскому обществу, основой которого являются местные сообщества и неправительственные
общественные организации, а не отдельные личности. Не следует смешивать философский коммунитаризм и идеологический коммунитаризм. Хотя основатели идеологического коммунитаризма придерживались современного философского коммунитаризма, но многие представители современного философского коммунитаризма считали себя в плане идеологии либералами (например, Тейлор) или левыми (например, Белл), многие придерживались и консервативных взглядов.
Наоборот, многие современные сторонники идеологического коммунитаризма не разделяют мировоззрение философского коммунитаризма. Например, сторонник идеологического коммунитаризма
Джимбо[3] считает себя адептом антифашистской либертарианской философии
Хайека. Хайек действительно был очень близок идеологическому коммунитаризму вследствие его приверженности идеям доступных качественных государственных услуг несмотря на отрицание им плановой экономики и религий, воспитывающих традиционные ценности, вследствие их, по его мнению,
анимизма.
Он подчёркивал также значение традиционного философского коммунитаризма в культурной эволюции.
Далее