director: John Wells, writer: Tracy Letts, 2013
Распространенный сюжет: некое событие, чаще трагическое, собирает под одной крышей всех членов семьи. Слово за слово, всплывают давние обиды, вскрываются тщательно хранимые секреты. Каждому необходимо выговориться, прокричаться. У каждого - свои моменты откровения, и чем значительнее роль, тем больше этих моментов предоставляется.
Фильм "Август" снят по одноименной пьесе 2007 года, имевшей успех и признание у критиков. Трэйси Леттс - автор пьесы - сам же и переработал ее в киносценарий. Из этой преемственности, очевидно, вытекают все сильные и слабые стороны картины.
Такой сюжет хорош для театральной постановки. Он укладывается в классическое единство времени, места и действия, удобен для мизансценирования и сразу задает несколько линий драматического напряжения. В таких условиях главным выразительным средством остаются диалоги и убедительная актерская игра. Все это в фильме есть. Диалоги действительно прописаны превосходно: психологическая достоверность, тонкий юмор, трагическая глубина, смех, в секунду оборачивающийся слезами. Актеры действительно играют блистательно: Мэрил Стрип и Джулия Робертс открывают нам новые грани своего, казалось бы, давно изученного таланта - отсюда номинации на Оскар. Возможно, здесь слишком много экспрессии и слишком мало полутонов, но, так или иначе, картина производит самое благоприятное впечатление.
И все же при просмотре фильма я несколько раз ловил себя на мысли, что мне недостает какого-то иного, сугубо кинематографического измерения. Кажется, режиссеру Джону Уэллсу не вполне удалось выполнить полноценный перевод драмы на киноязык (возможно, он вовсе не ставил перед собой такой задачи). Неудивительно, что "Август", при всех его достоинствах, не был выдвинут на Оскар ни по одной другой номинации.
Впрочем, следует отметить, что как минимум одна находка такого рода в фильме есть. Это тема равнины. Уверен, что для автора пьесы место действия с самого начала играло важную роль. Однако театральная сцена предполагает известные ограничения. Кино же дает иной уровень свободы. В фильме многократно повторяется один и тот же план: полоска земли вдоль нижнего края кадра, и над ней - небо. В самом начале Барбара (героиня Джулии Робертс) обращает внимание на пейзаж вокруг: это средний запад, здесь кругом равнина. Есть эпизод, когда Вайолет (Мэрил Стрип) выскакивает из машины и бежит. "Куда ты бежишь?!" - кричат ей вслед. Вайолет и сама понимает: сколько не беги, ты останешься там же, посреди бескрайних полей, наедине с огромным небом. Тема равнины прекрасно работает на общее настроение фильма. "Август", конечно же, рассказывает нам не о скелетах в шкафу. Он, как говорится, о вечном - о разрыве коммуникации, о тотальном одиночестве, которое героям не удается преодолеть даже рядом с самыми близкими людьми.