Aug 15, 2013 08:47
В пятницу госсекретарь США Джон Керри и министр обороны Чак Хейгел встретились в Госдепартаменте с российскими коллегами Сергеем Лавровым и Сергеем Шойгу.
Самое примечательное в нынешних переговорах то, что 7 августа Барак Обама отменил запланированный на начало сентября визит в Москву и встречу с глазу на глаз с Владимиром Путиным во время саммита "Большой двадцатки" в Петербурге.
"Отмена американо-российского саммита знаменует собой формальный конец политики "перезагрузки", но настоящего кризиса за этим не последует, хотя на какое-то время отношения станут менее продуктивными", - считает эксперт московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин.
По мнению аналитиков, сейчас мы наблюдаем то, что на дипломатическом языке зовется снижением уровня диалога, но прекращать его никто не собирается.
"Президент США не мог не отреагировать на инцидент со Сноуденом. Синусоида российско-американских отношений находится в минусовой фазе. Но обе стороны понимают, что в нынешней сложной обстановке, особенно в свете предстоящего вывода основных сил международной коалиции из Афганистана, они обречены на диалог", - заявила Русской службе Би-би-си эксперт-международник Татьяна Пархалина.
Повестку дня вашингтонских переговоров очертила на брифинге пресс-секретарь Госдепа Джен Псаки.
"У нас есть, что обсудить с Россией, включая сотрудничество по Афганистану, Ирану, Северной Корее. Мы также работаем по разногласиям, включая такие вопросы, как противоракетная оборона, контроль над вооружениями и права человека. Госсекретарь Керри и министр иностранных дел Лавров продолжат диалог по Сирии и обсудят усилия по подготовке конференции "Женева-2", - сказала Псаки.
Вероятно, министрам не имело бы смысла встречаться лишь затем, чтобы зафиксировать разногласия. По каким вопросам возможен конструктивный разговор, а по каким нет?
Центральное место в повестке дня занимают Ближний и Средний Восток. Гражданская война в Сирии идет с марта 2011 года, унеся, по данным ООН, свыше ста тысяч жизней.
По оценкам аналитиков, и Вашингтон, и Москва желают прекращения вооруженного конфликта и в принципе готовы на создание там правительства национального согласия.
Единственным пунктом, по которому стороны расходятся кардинально, является будущее Башара Асада. Россия хочет сохранить его во главе государства, Запад согласен на участие в будущем правительстве представителей нынешнего режима, но не самого Асада.
Надежды на компромисс связывались с Женевской мирной конференцией. Идея ее созыва была выдвинута в мае нынешнего года, также на встрече Лаврова и Керри, планировалось мероприятие на июль, на дворе август, а воз не сдвинулся с места. Причина, лежащая на поверхности - обоюдное нежелание сирийского режима и оппозиции садиться за стол переговоров без предварительных условий.
"И у Соединенных Штатов, и у России имеются рычаги, чтобы, мягко выражаясь, убедить участников конфликта, но судя по всему, недостает политической воли", - замечает Татьяна Пархалина.
Вероятно, относительные успехи сирийских правительственных войск породили в Москве надежды на безоговорочную победу режима.
Что касается Вашингтона, его положение осложняется необходимостью считаться с позицией союзников - Саудовской Аравии и Катара, которые активно вовлечены в сирийскую ситуацию и настроены по отношению к Асаду еще более непримиримо, чем Запад.
"Неспособность достичь компромисса по Сирии является намного более серьезным симптомом неблагополучия в российско-американских отношениях, чем дело Сноудена", - полагает Дмитрий Тренин.
"Нет никакой уверенности, что в результате очередных российско-американских переговоров конференция состоится в ближайшее время. Но в принципе, именно Сирия является той площадкой, на которой отношения могут выйти из пике", - говорит Татьяна Пархалина.
Между тем, кстати следует вспомнить, что Президент России Владимир Путин в конце июля встречался с главой разведслужбы Саудовской Аравии принцем Бандаром бен Султаном. В Москве не обсуждалось военно-техническое сотрудничество, в том числе в увязке с позицией Москвы по Сирии, заявил помощник президента Юрий Ушаков.
"Конкретные вопросы по развитию ВТС (военно-технического сотрудничества) и другие аспекты двустороннего сотрудничества не обсуждались. Сделки Путин не обсуждал. У принца Бандара бен Султана были контакты в Москве, но с президентом разговор был в принципиальном плане", - сказал помощник президента.
По информации агентства Рейтер, появившейся в минувшую среду, представитель Саудовской Аравии принц Бандар бен Султан приезжал в Москву специально для того, чтобы попытаться убедить Россию изменить свою позицию по Сирии и не препятствовать новым санкциям ООН против режима Башара Асада.
За изменение позиции по Сирии, по данным Рейтер, России были даны гарантии того, что производители газа в Персидском заливе не будут конкурировать с российскими поставками газа в Европу, а Саудовская Аравия закупит у России вооружения на 15 миллиардов долларов.
Неназванные источники Рейтер в дипломатических кругах, тем не менее, сообщили, что Москва готова проявить определенную гибкость и повлиять на Дамаск в вопросе доступа на сирийскую территорию комиссии ООН, исследующей свидетельства использования химического оружия - в чем друг друга обвиняют обе противоборствующие стороны в Сирии.
Прибытие в Сирию делегированных ООН американских специалистов по химическому оружию ожидается на этой неделе.
"В переговорах тема поставок газа в Европу, безусловно, могла затрагиваться, - предположил в интервью Русской службе Би-би-си Виталий Бушуев, директор Института энергетической стратегии, бывший заместитель министра топлива и энергетики России. - Но любые сговоры между странами-поставщиками, типа газового ОПЭКа или наших соглашений о чем-то с Саудовской Аравией, большого смысла не имеют - кроме моральной поддержки друг друга". По мнению Бушуева, ни Россия, ни Саудовская Аравия не определяют, кто какую долю займет на европейском рынке газа, поскольку время, когда поставщики диктовали свои условия на рынке, безвозвратно прошло.
"Вопрос цены не является первостепенным для [европейского] потребителя. Они не с точки зрения ценового фактора ищут партнеров-поставщиков, а с точки зрения геополитических ресурсов. Им важно не допустить зависимости от российских поставок, потому что опыт работы с Украиной показал, что мы часто ведем себя как слон в посудной лавке. Поэтому они и дают дорогу кувейтскому газу, норвежскому газу, алжирскому газу - кому угодно", - объяснил Виталий Бушуев.
"Предложения со стороны Саудовской Аравии могли поступить такие, я этого не исключаю, - заявил Русской службе Би-би-си военный эксперт Виктор Мураховский. - Но я думаю, что почти со стопроцентной вероятностью Россия на такую сделку не пойдет".
Мураховский напоминает, что за время трех президентских сроков Владимира Путина Россия продемонстрировала, что "не обменивает деньги на политику".
Второй важный фактор - негативный опыт переговоров о продаже оружия Саудовской Аравии.
"В обмен на обещания [России] об отмене поставок вооружения в Иран Саудовская Аравия предлагала закупить свыше 150 танков, более 100 вертолетов, БМП-3 и так далее. И в итоге это в пшик вылилось. Саудовская Аравия отказалась от таких закупок, сделала запрос на бронетехнику в Германии, и, в общем, это все превратилось, как в уголовной среде говорят, в "кидалово". И в этот раз Россия, я думаю, конечно, на те же грабли наступать не будет", - предположил эксперт еще до официального опровержения информации представителем Кремля.
В начале августа о смысле визита принца Бандара в Москву появилась совершенно другая версия: израильский аналитический портал Dеbkafile сообщил, что Саудовская Аравия пыталась убедить президента Путина в необходимости визита в Египет - с перспективой заключения выгодного контракта на поставку вооружений.
Данные Debkafile о дате визита - 7 августа - не подтвердились.
Тем не менее, Виктор Мураховский считает, что перспективы военно-технического сотрудничества России с Египтом намного реалистичнее.
"Хотя и в небольших объемах, но военно-техническое сотрудничество с Египтом не прекращалось, мы продолжали поставлять туда небольшие партии различного вооружения. Египет испытывает такую потребность - и в поставке новой техники, и в модернизации и ремонте существующей техники. Так что да, вполне возможный вариант", - считает военный эксперт.
Он также не исключает, что Саудовская Аравия могла предложить Египту профинансировать новые военные контракты с Россией.
"Мы видим такие схемы на примере других стран. Соединенные Штаты дают Ираку деньги, на которые он закупает, например, нашу бронетехнику. Или Соединенные Штаты выделяют Афганистану деньги, и он закупает у нас вертолеты", - рассказал Мураховский.
Тем временем газета "Ведомости" в пятницу опубликовала данные о том, что заключенный Россией и Сирией в 2011 году контракт на поставку зенитно-ракетных систем С-300 действительно пока не выполняется.
Половина комплексов уже собрана заводом "Авангард", но не поставлена Сирии. Производство второй партии вообще перенесено на лето 2014 года.
Поставка российских комплексов С-300 сирийскому правительству, против которой выступает ряд западных стран, в любом случае не является принципиальным вопросом для режима Башара Асада, считает Мураховский.
"Уже поставленные Сирии комплекты вооружения в принципе позволяют достаточно эффективно противостоять внешней агрессии. Вопрос именно о С-300 кажется мне не слишком принципиальным, потому что, ну, не бывает Wunderwaffe, как немцы говорят, "чудо-оружия", которое может решить исход конфликта и войны тем более. Если в комплексе посмотреть, то сирийская армия сегодня выглядит достаточно уверенно", - заключает эксперт.
Ближний Восток Россия США Лавров Шойгу