Домик на дереве для взрослых
Я хочу поговорить об ужасном пугале - пропаганде, чтобы показать в чем действительная опасность пропаганды, а что - всего лишь страшная сказка для взрослых.
В десятых годах нашего века распространилась мода строить домики на деревьях для взрослых.
Первые мысли, пришедшие мне в голову были такие: «Ну, инфантилизм крепчал! Зажрались, однако! Хорошо, что я не такая!». М-да, хвастаться тут нечем. Далее, мне, естественно, захотелось поделиться своими размышлениями с подружкой, однако я сильно подозревала, что она меня только поддержит в этих примитивных мыслях и ощущениях, а останавливаться на глупом уровне мне совсем не хотелось.
То есть, я сразу начала строить пропаганду новых фактов и умозрительных построений для конкретно своей подруги. Конечно, я могла ошибиться в своих предположениях, и тогда начала бы вести пропаганду она. В таком случая я просто облегченно вздохнула, и мы начали беседу на равных.
Заодно можно увидеть первый недостаток пропагандиста: он ведет диалог (если вообще не провозглашает истинную истину с кафедры) с верхней позиции. И даже если пропагандист, действительно, более знающ и умен, все равно собеседник может посчитать себя униженным. Поэтому, если нужно что-то сообщить аудитории, то необходимо уважать ее человеческое достоинство. Например, оспаривать анонимное ложное мнение, а не суждение, которое только что высказал оппонент, чтобы он свободно смог отказаться от своего заблуждения.
Дай-ка посмотрю еще раз на фотографию. Что я вижу? Компанию из трех человек, собравшихся за столом. Если бы компания сидела, скажем, на веранде обратила бы я на нее внимание? Нет! но она заседает над гамаком, подвешенным на опорных столбах, и потому озадачивает меня, что нарушен какой-то порядок. А раз нарушен порядок, значит, вырвался наружу внутренний хаос, и мне лично как обывателю это не нравится. Далее я вижу два способа восстановить порядок: признать такое нарушение вариантом нормы или маргинализировать нарушителей (дескать, «фу такими быть»).
Мне, в принципе, не нравится отвержение. Я не вижу здесь людей, которым нравится возбуждать общественное возмущение. А вот творчество, наоборот, совершенно «грубо, явно, зримо». Следовательно, здесь скорее всего можно наблюдать какую-то несознаваемую субъектами потребность, порожденную общественной проблемой. Поскольку субъекты свою потребность не понимают, то решают ее хоть и творчески, но не по взрослому, а по-детски.
В определенном возрасте сами дети, даже без помощи родителей, строят, так называемые, «штабы». Эти штуки нужны для освобождения от контроля взрослых и общения со своей собственной компанией и так далее и так далее (Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве взрослых). вот и на фотографии мы видим, что часть компании, притом сверстники, сидят вместе за столом, а тот, кто помоложе, уединился под крышей в позе Наполеона. В результате, все чувствуют себя свободными. И вот тут мне захотелось остановиться.
Возник вопрос: от чего и от кого свободны эти люди? Разве такая идиллическая картина невозможна в обыкновенном доме? Разве в обычном доме невозможна такая близость, как в необычном? Что прибавляет домик на дереве к общению?
И как ответ на эти вопросы определяется цель моей пропаганды, с которой я обращусь к своей аудитории. Необходимо назвать по имени социальную проблему, вызвавшую «неправильное» решение, и предложить каждому человеку найти зрелые способы ее решения. Потому что в нашу эпоху все значимые проблемы - общие.
И напоследок, читатель, скажи мне, что такого страшного-ужасного в пропаганде?