Александр Ефимович Алексейчик показал, что любой вид и жанр художественной литературы (а также с ограничениями - философской, медицинской, психологической) может быть использован в библиотерапевтических целях.
Во время своей болезни коронавирусом, я заметила, что усваивались лучше всего стихи. Суженное болезнью сознание могло сосредоточиться на относительно коротком промежутке; стихи создавали ритм, внушающий мужество, образы будили воображение и заставляли работать мышление. Благодаря стихам, мне удавалось поддерживать себя в более-менее нормальном сознании, сохраняя критику своего поведения; хотя болезнь, конечно, брала свое.
Таким образом, во время телесных страданий лучше брать в качестве материала отечественную литературу.
Причем иногда стоит обратиться к литературе, предназначенной для детей. Да, иногда «детская литература» предпочтительней! Потому что там чаще бывают хорошие концы, потому что язык их, как правило, прост. Наконец, потому, что этим простым языком там говорится о самых жестоких, страшных и сложных вещах, какие бывают на свете. Это позволит и в разумной степени отойти от своей трудной ситуации, посмотреть на нее со стороны, осознать ее или смоделировать уход из нее.
Однако есть у нас проблема с современной отечественной литературой: ее нельзя не то, что использовать в качестве лекарства, она и для простого чтения нормального здорового гражданина не годится. Совершенно непонятно, зачем расходуют бумагу для текстов, которые ни для пользы, ни для удовольствия не предназначены, а только приносят премию своим авторам. Вы, возможно, скажете, что и это - немало, хотя множество граждан России на порядки больше множества авторов редакции Елены Шубиной, АСТ и прочих. Но - увы! Я просто не знаю, что можно рекомендовать из непереводных книжек, стоящих на полке. Хорошо, что пока читатели не замечают моей растерянности.
Есть у меня сильное подозрение, что для исцеления душевных хворей лучше брать либо классическую и советскую литературу, а также современную переводную. Но, в надежде на время, все же отслеживаю новинки и тщательно прикидываю, что может помочь в минуту жизни трудную.